Автоконцерны решили потеснить автодилеров - IndustrySPB

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Автоконцерны решили потеснить автодилеров

09.02.2022 в 18:13 | время чтения: 6 мин.

Завершившийся год стал поворотным в российском авторетейле. Концерны взяли направление на диверсификацию. Автомобильные компании стали не только производить и продавать новые легковые автомобили, но и запускать собственные сервисы. Санкт-петербургский Hyundai также становится более диверсифицированным.

Автомобильные концерны расширяют сферы своего влияния, а также услуг, связанных с владением, обслуживанием или покупкой машин. Сюда входит все — онлайн–продажи и шоурумы, подписка на авто для физических и юридических лиц. Некоторые даже вышли на рынок легковых автомобилей с пробегом. Мы становимся свидетелями больших перемен.

В пресс-службе санкт-петербургского завода Hyundai подтверждают: из просто производителя, продающего автомобили по классической схеме, компания становится более диверсифицированной.

«Можно констатировать, что эта трансформация происходит на наших глазах: из компании–производителя и дистрибьютора концерн превращается в multichannel sales company», — говорит управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.

Революции пока не случилось, но вектор движения налицо

Первый предвестник перемен появился во время локдауна, введённого в России весной 2020 года. Тогда салоны официальных дилеров открыли онлайн–продажи, которые, по сути, представляли собой бронь на сайте, иногда с предоплатой. На этот инструмент смотрели как на возможность продать хоть что–то, а сделки были единичными.

Постепенно о запуске собственных онлайн–продаж заявили почти все автобренды, присутствующие в России, в том числе General Motors, Hyundai, Kia, Volkswagen, Toyota, китайские автобренды. Эти сервисы реализованы пока в разной степени «глубины». У одних это просто бронь машин из наличия у дилеров, а у других через интернет доступны и покупка, и кредит, и страховка. В последнем случае клиент приезжает к дилеру, только чтобы подписать акт приёма–передачи машины.

В свете такого развития событий онлайн–продажи, которые автодилеры изначально считали временным явлением, неожиданно стали восприниматься как угроза для авторетейла. Участники рынка заговорили о том, что производители вытесняют их из бизнеса.

Революции пока не случилось, но поступательные изменения, очевидно, происходят. Например, у корпорации Hyundai сейчас запущено уже пять собственных каналов продвижения и продаж. Главным из них по–прежнему остаются традиционные офлайн–продажи через дилерскую сеть, когда компания продаёт машины дилеру, а тот — клиентам.

Онлайн–продажи — это будущее

Второй канал — продажи через онлайн–портал, в котором пользователям доступна фиксированная цена на автомобиль, кредит и страховка. В этой схеме дилеры также задействованы: автомобиль выдаётся клиенту на их территории, а дилер получает вознаграждение за продажу машины. По оценке Hyundai, в 2021 году компания продала в России через интернет 5300 автомобилей – это около 3% от общего объёма.

«Было очень много тревожных комментариев, что теперь дилерская сеть не нужна. Это в корне неверная трактовка ситуации. Процесс на 100% связан с дилерской сетью, дилер — полноправный и критически важный участник», — утверждает Алексей Калицев. По его словам, на конец 2021 года из 194 российских дилеров Hyundai в онлайн–продажах участвуют чуть более 80. «В идеале мы хотим, чтобы это было не менее 150 дилеров», — подчёркивает он.

Уход клиента в онлайн — «абсолютный факт», говорит управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ».

«Мы видим, что цифровизация активнейшим образом идёт во все сферы жизни: начиная от госуслуг и заканчивая доставками из ресторанов и магазинов. Уже по Face ID можно заходить в метро, а ещё год назад это было какой–то фантастикой. Если бы мы остались в офлайне, то и мы, и наши дилеры потеряли бы клиентов. Мы считаем, что онлайн–продажи — это будущее, и постепенно доля офлайна будет снижаться в пользу онлайна», — резюмирует он.

Аренда по подписке

Два новых канала продаж, которые активно развивают, пожалуй, большинство автоконцернов в России, — это аренда автомобилей по подписке для физических и юридических лиц. Такие сервисы компании предоставляют напрямую или через посредников, например, через BelkaCar.

Первые машины по подписке появились у Hyundai и Volvo ещё в 2019 году, впоследствии эти сервисы запустили УАЗ, Skoda, Audi, Nissan и другие.

«Развитие технологий и изменения в потребительском поведении создают возможности для новых бизнес–моделей. Всё чаще клиенты предпочитают альтернативные, сопряжённые с большим удобством и лучшей мобильностью способы владения автомобилями», — отмечал генеральный директор Volkswagen Group Rus Штефан Меха.

Подписка для корпоративных клиентов в минувшем году развивалась более активно. По сути, у ряда автоконцернов она представляет собой операционный лизинг на несколько лет с возвратом автомобилей после завершения срока их использования в бизнесе. Сервисы предлагают разные тарифы и дополнительные опции управления парком. Например, с помощью телематики — цифровых ключей и мониторинга за автомобилями.

Продажи онлайн автомобилей с пробегом от автоконцернов можно назвать совсем новым каналом в России. Раньше производители на этом рынке не участвовали никак. Из–за дефицита машин интерес к сектору авто с пробегом сначала проявили дилеры: например, их стал выкупать «Рольф». То же сделали и другие автосалоны. Сегодня значительная часть объявлений о продаже подержанных машин на сайтах вроде Avito размещена именно автосалонами.

А затем на рынок вышли и автоконцерны. Так, Hyundai запустил сервис по продаже автомобилей с пробегом UKA, гарантируя покупателям проверенные машины и безопасную сделку. Аналогичный сервис запустил Volkswagen на сайте Das WeltAuto. Впрочем, пока выбор машин в этих сервисах небольшой: в наличии их несколько десятков.

Несмотря на развитие сервиса, автомашины по-прежнему в дефиците

Дефицит новых легковых автомобилей на рынке стал вторым трендом прошлого года. «Практически весь год автомобилей на рынке не хватало. Если бы машин у дилеров было достаточно, то мы бы сегодня видели не 5–6% прироста год к году, а 15–20%», — сказал генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

По его оценке, если бы цены в дилерских автосалонах были близки к рекомендованным производителями (особенно по массовым брендам), объём рынка мог бы составить до 2 млн проданных автомобилей.

В 2021 году российский авторынок по продажам прирос на 4% и достиг 1 666 780 штук, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По оценкам «Автостата», российский авторынок находится на 4–м месте в Европе (лидер — Германия, 2,62 млн проданных автомобилей).

«Дефицит машин — это результат негативного влияния на рынок глобальных факторов, таких как дефицит электронных компонентов, проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов. Признаков скорого улучшения ситуации не наблюдается», — говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

General Motors угрожает дилерам за махинации с ценами

Американский General Motors пригрозил дилерам, что лишит их машин, если те продолжат «накручивать» цены, отпугивая покупателей. Таким образом, концерн намерен наказывать спекулянтов и, с другой стороны, поощрять добропорядочных продавцов, перераспределяя объемы поставок в их пользу.

Как говорят представители компании, некоторые продавцы своей ценовой политикой создают негативный фон, который плохо отражается на репутации General Motors в СМИ и на рынке. В то же время компания отмечает, что из-за сохраняющегося дефицита компонентов и производителю, и дилерам нужно совместными усилиями делать все, чтобы оправдывать ожидания клиентов.

Судя по всему, речь идет о случаях неправомерной «накрутки» цен некоторыми дилерами, которые якобы требуют от покупателей доплачивать за машины сверх установленных сумм бронирования в рамках действующей программы General Motors. Из-за этого автомобили порой продаются намного дороже, чем их официально оценил производитель.

ОАЗ

Поделиться с друзьями