Город ждет «битва» за вагоны - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Город ждет «битва» за вагоны

13.08.2021 в 19:23 | время чтения: 5 мин.

Парк трамваев, троллейбусов, а также вагонов метро в Санкт-Петербурге сильно изношен. Это ни для кого не секрет. Ржавые, обшарпанные, крашенные-перекрашенные  и видавшие виды трамваи, троллейбусы петербуржцы видят каждый день, когда садятся в них, чтобы добраться до работы и обратно. И если за обновление автобусного парка Смольный уже взялся всерьез, то с электрическим подвижным составом гораздо сложнее.

Сегодня по рельсам Северной столицы колесят сотни так называемых ЛВСов, трамваев еще советских 80-х годов постройки, которые выработали по несколько сроков службы. Мало того, что они технически изношены и многократно отремонтированы, они просто уже давно морально устарели. Откладывать дальше покупку новых трамваев нельзя. Они были нужны городу не просто вчера, а позавчера. По подсчетам комитета по транспорту, городу сейчас жизненно необходимо заменить 70 процентов трамваев, это порядка 500 новых машин – на это нужны средства в размере около 56 млрд рублей. А еще нужны 250 троллейбусов. И это не считая того, что город уже закупил в этом году.

Есть такая же потребность и в вагонах метро. Ранее публично говорилось о намерении закупить 800 вагонов в течение 7 лет. Закупки сдерживает нехватка средств. Поэтому ГУП «Петербургский метрополитен»  сильно не думает пока о новых закупках, а берет кредиты для расчета за прежние поставки и на обеспечение текущей жизнедеятельности. В решении этого вопроса многое зависит от городских властей, но у Смольного бюджет тоже не резиновый.

Два претендента, два гиганта

На поставку нового электрического подвижного состава для маршрутов Санкт-Петербурга, скорее всего,будут претендовать две серьезные фирмы – ПК ТС и «Синара».

Российский рынок производства электрического подвижного состава сегодня поделен между несколькими гигантами: производственная компания «Транспортные системы» (ПК ТС), которую связывают с «Трансмашхолдингом» (ТМХ), «Штадлер Минск», АО «Уралтрансмаш», принадлежащий Уралвагонзаводу, и АО «Усть–Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ), который принадлежит «Роскосмосу». Последней в пятерку лидеров забралась группа «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского. По словам транспортных аналитиков, производитель к этому тщательно готовился.

Сегодня на крупные заказы от властей Петербурга на поставку электрического подвижного состава претендует в первую очередь ПК ТС (он же «Трансмашхолдинг»).Сруководством компании у губернатора Александра Беглова существуют определенные договоренности. Компания эта известная и уже не раз выигрывшая конкурсы и поставлявшая железные машины для Северной столицы.

Второй игрок новый – это «Синара». «Синара» вполне реально может претендовать на крупные заказы на поставку подвижного состава для Санкт-Петербурга. Мало того, компания в последние годы сделала для этого несколько значимых шагов. В частности, в конце 2019 года «Синара — Транспортные машины» (СТМ, дочернее предприятие «Синары») и чешский концерн Skoda Transportation подписали соглашение о создании в Петербурге совместного предприятия по производству городского электротранспорта с инвестициями 2 млрд рублей. А в июле 2020 года СТМ выкупила у Кировского завода 49% «Вагонмаша», 51% — у чешской Skoda. Следующим шагом стало намерение «Синары» приобрести 25% в уставном капитале компании «БалтНедвижСервис» (концессионер трамвайной линии «Славянка»).

Власти Санкт-Петербурга до сих пор в течение многих лет благоволили ПК ТС, однако сегодня экономическая ситуация серьезно изменилась. И кто будет теперь выигрывать региональные конкурсы, предугадать сложно.

Для выполнения городского заказа не хватает территории.

Питерское подразделение «Трансмашхолдинга» в Санкт-Петербурге – Октябрьский электровагоноремонтный завод – затеял масштабный переезд с улицы Седова в Колпино.

Переезд связан с необходимостью расширения производства, в том числе необходимого для выполнения потенциального госзаказа Петербурга на поставку 950 вагонов метро и более 1,2 тыс. трамваев и троллейбусов.

В какое конкретное место, пока неизвестно, но его переезд аналитики оценивают в $400 млн. По словам губернатора Петербурга Александра Беглова, между Смольным и «Трансмашхолдингом» имеются договорённости о расширении производства и открытии нового завода по выпуску всех видов городского электрического транспорта, в том числе электробусов.

Мощности предприятия сегодня почти полностью задействованы для ремонта подвижного состава ГУП «Московский метрополитен» и ОАО «РЖД», а также строительства вагонов для Петербургского метрополитена. Компания производит трамваи и троллейбусы. За последние три года предприятие выиграло несколько конкурсов на поставку подвижного состава в Петербурге, хотя ее основным заказчиком остается московский регион.

Транспортный комплекс Петербурга требует масштабной модернизации: 40% подвижного состава метрополитена находится за пределами нормативного срока эксплуатации, составляющего 30 лет, около 70% трамваев также требуется обновить. Из-за нехватки доходов регионального бюджета часть средств на программу обновления подвижного состава запрашивают в ФНБ: на приобретение новых 950 вагонов метро до 2030 года — 97 млрд рублей. В рамках инфраструктурных кредитов (на 15 лет под 3% годовых) Петербург рассчитывает приобрести часть трамваев и троллейбусов. Всего, согласно подсчетам ГУП «Горэлектротранс», до 2028 года планируется приобрести 629 трамваев и 587 троллейбусов, что вместе с модернизацией инфраструктуры потребует более 123 млрд рублей. Для производства широкой линейки вагонов ТМХ понадобится территория площадью около 100–150 га. Инвестиции в завод могут составить $300–400 млн.

«Синара» претендует на «Славянку».

В 2023 году должна заработать 1–я очередь трамвайной сети «Славянка» (Купчино — Шушары — Славянка).

Для ее функционирования потребуется  22 трамвая, к 2024 году — 2–я, это еще 12 трамваев. Не хватает подвижного состава и трамвайной сети «Чижик». Это пока все, чем богат Санкт-Петербург. К сожалению, концессионные трамвайные проекты пока развиваются в Петербурге не так интенсивно, как этого многим бы хотелось, в том числе и городским властям, но все же движение наблюдается.

До последнего времени фаворитом в поставке подвижного состава для «Славянки» считалась ПК ТС. Однако войдя в состав «БалтНедвижСервиса», группа «Синара» фактически застолбила за собой право на поставку подвижного состава для этого проекта. В целом это достаточно распространенная схема, когда в консорциум по реализации крупных инфраструктурных проектов входят компании — производители подвижного состава.

«Синара» поставит подвижной состав по контракту жизненного цикла и будет отвечать за его техническое обслуживание на протяжении всего срока действия концессии. По словам вице–президента группы Евгения Гриценко, концессионер проводил конкурсный отбор среди производителей на соответствие техническим требованиям, и трамвай «Синара–Шкода» был признан оптимально подходящим.

«Одновременно с подписанием окончательных соглашений по покупке доли будут подписаны договоры на поставку подвижного состава. Таким образом, группа “Синара” возьмет на себя ту часть рисков, которая связана с проектированием, производством и дальнейшей эксплуатацией трамваев на линии», — уточнил Гриценко.

РАЗ

Поделиться с друзьями