Отрасль буксует, а лизинг растет - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Отрасль буксует, а лизинг растет

25.01.2022 в 18:07 | время чтения: 6 мин.

В минувшем году рынок лизинга в Санкт-Петербурге показал серьезный рост благодаря отложенному спросу пандемийного времени. У предприятий вновь возникла потребность в обновлении техники, автотранспорта и оборудования. Драйвером рынка остается грузовой и легковой автотранспорт.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса российских лизинговых компаний за 2021 год вырос на 66% по сравнению с предыдущим годом и составил 945 млрд рублей. Лидеры рынка говорят о том, что тенденция к росту наметилась практически у всех компаний.

«В нашей компании объем нового бизнеса вырос на 59% по сравнению с результатами 2020 годаи составил 14 млрд рублей, — рассказывает Дмитрий Албегов, руководитель группы оборудования компании «Интерлизинг». — Мы видим активный рост в большинстве сегментов. В целом по рынку можно сказать, что на это повлиял ряд факторов. Во-первых, был отложенный спрос с 2020 года, когда многие компании не имели возможности приобретать технику или просто отложили покупки до этого года».

«По сравнению с 2020 годом объем нового бизнеса у нас прирос на 56%, — сообщил руководитель дивизиона «Санкт-Петербург» компании «Балтийский лизинг» Андрей Бугров. — В целом стоимость переданного лизингового имущества превысила 41,6 млрд рублей без НДС. Мы заключили 12,5 тыс. договоров, что на 33,4% больше, чем в прошлом году.

По словам Андрея Бугрова, лидером, безусловно, является автотранспорт — на него приходится 59% объема нового бизнеса. Далее идет строительная и дорожно-строительная техника — 18%, а оставшаяся доля — это сельскохозяйственная техника, машиностроительное, складское оборудование и прочее имущество.

Лизинг стал более доступным

Причина в этом простая — раньше все сделки заключались в присутствии клиента или его представителя, а сейчас абсолютное большинство сделок совершается онлайн. Документы получаются дистанционно от клиента, сделка одобряется и заключается посредством электронного документооборота.

Андрей Бугров подтвердил, что сейчас более 60% сделок проходит через электронный документооборот, налажен обмен информацией через мобильные приложения. И такие сервисы также стимулируют спрос.

«Мы видим восстановление показателей рынка лизинга в рамках действующей нормативной базы, — резюмировал председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «Лизинговый союз» Евгений Царев. — Системные дефолты отсутствовали в любой период кризиса, так что пандемия показала, что это достаточно устойчивый финансовый инструмент».

Конкуренция повышает сервис услуг

Хотя автотранспорт является драйвером рынка, универсальные лизинговые компании работают по всем направлениям. «Нам важно предоставить клиенту максимальное разнообразие, чтобы он не искал на рынке, где взять оборудование, где — автомобиль, а где недвижимость», — пояснил Андрей Бугров. По его словам, на рынке сейчас достаточно острая конкуренция, а компании, которые пользуются лизингом, хорошо все просчитывают. Поэтому важно блюсти баланс, чтобы и лизинговая компания могла заработать, и клиенту хватило текущей прибыли, чтобы расплатиться. А в привлечении клиентов большую роль играет сервис.

По словам Дмитрия Албегова, именно дополнительные услуги и бонусы — это те инструменты, которые позволяют увеличивать количество продаж и расширять круг клиентов.

«Мы стремимся идти к клиенту, сокращать его затраты на администрирование лизинга. Например, мы расширили программы, где мы готовы финансировать клиента по суперсокращенному пакету документов, — пояснил он. — Также мы стремимся предлагать совместные программы с поставщиками спецтехники, легковой и грузовой техники. Клиент, приходя к поставщику, может получить и лизинг, и продажу, и постпродажное обслуживание в одном месте».

Андрей Бугров также подчеркнул важность ориентирования рынка на комфорт клиента, которому нужно максимально эффективно тратить ресурсы на профильные задачи его бизнеса. То есть клиента нужно избавить от необходимости обеспечить своевременное ТО, шиномонтаж, и даже парковочные места и мойки. Такой подход возможен в рамках операционной аренды, которая на рынке развивается весьма активно. «Финансовый лизинг трансформируется в полносервисный, поскольку мы понимаем, что клиенту важно экономить время и получать все услуги, необходимые для комфортной эксплуатации лизингового имущества, в режиме «одного окна», — подчеркивает он

В лизинге помогает государство

Одна из причин роста спроса на лизинг — государственные программы поддержки лизинга, позволяющие получать скидки. «Тема господдержки стала уже традиционной, она действует несколько лет — клиенты ждут эту программу, они к ней привыкли, — рассказывает директор по маркетингу и развитию продаж компании «Современные транспортные технологии» Михаил Бахтарин. — Есть непосредственно программа гослизинга, по которой предоставляется скидка 10%, до недавнего времени были еще программы по отдельным направлениям: «Первый автомобиль», «Свое дело», «Русский тягач», где скидка доходила до 12,5%. Для клиента это существенно».

Андрей Бугров рассказал, что помимо названных ранее программ Минпромторга РФ, «Балтийский лизинг» работает также и в рамках «Лизинговых проектов» Фонда развития промышленности — как федеральных, так и петербургских.

«Дешевые деньги есть, государство готово направлять их на развитие промышленности. Но со стороны компаний интереса мало, несмотря на то, что получение этих средств достаточно прозрачно, — рассказывает он.

Господдержка всегда позитивно воспринимается и лизингополучателем, и лизинговой компанией, так как дает скидку. К тому же она часто позволяет привлечь новых клиентов, которые раньше не пользовались лизингом — и не пользовались бы дальше, но в целях экономии заключают договоры лизинга с применением госпрограммы. В дальнейшем же, когда клиент уже почувствовал преимущества лизинга, продолжает с ним работать.

«Субсидия накладывает ряд административных расходов на лизинговую компанию, — отметил Дмитрий Албегов. — К тому же, сначала надо заключить сделку, а уже потом подать документы и получить субсидию. В этом есть некоторый риск — потому что скидку ты предоставляешь сразу, а субсидию получаешь потом, тут очень важна корректность документов. Также есть риск, что какой-то производитель был включен в реестр, но по ходу действия программы его исключили. Все риски необходимо анализировать, понимать их, так что в целом госпрограммы — это плюс, но всегда есть нюансы».

В Петербурге Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле субсидирует первоначальный взнос по лизингу, и эта услуга пользуется колоссальным спросом. Поэтому многие надеются, чтобы в бюджете города на эти цели будут закладываться более существенные суммы.

Развитие в движении

«Из позитивного стоит отметить то, что у лизинговых компаний возросло количество источников финансирования, появилась даже конкуренция в фондировании, — считает Дмитрий Албегов. — Во-первых, банки стали более охотно финансировать лизинг, во-вторых, на Московской бирже находится более 70 выпусков облигационных займов различных лизинговых компаний на сумму около 300 млрд рублей. «Интерлизинг» также активно выпускает облигации и продает их на рынке.

Очередное размещение облигаций на 5 млрд рублей выпустил и «Балтийский лизинг». Спрос инвесторов на ценные бумаги компании в этот раз почти вдвое превысил фактический объем выпуска.

«Хочется, чтобы поставщики корректно вели бизнес в условиях ограниченного предложения на рынке, — отметил Андрей Бугров. — Некоторые завышают цены, что, в конечно итоге, отражается на стоимости продукта и на наших клиентах. Лучше не перегревать рынок таким образом, а создавать задел на будущее, ведь сотрудничество лучше строить долгосрочное. Надеюсь, что все участники рынка, используя все механизмы и накопленный опыт, будут вести цивилизованный бизнес».

РАЗ

Поделиться с друзьями