«Пелла» – завод скорее жив, чем мертв

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

«Пелла» – завод скорее жив, чем мертв

29.01.2022 в 14:49 | время чтения: 7 мин.

Судостроительный завод «Пелла» заморозил строительство за 2 млрд рублей нового стапеля в Колпино, который позволил бы предприятию освоить выпуск крупных судов. Эксперты считают, что в нынешнем положении «Пелле» нет смысла возобновлять расширение.

Как рассказал представитель «Пеллы», модернизация приостановлена до проведения реорганизации на предприятии и «решения текущих проблем». Ее суть и сроки пока не проясняются  «Пелла» разместила информацию о реорганизации на своем сайте в конце минувшего года. «В соответствии с решением наблюдательного совета ОАО «Пелла» и ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» начата подготовка к процедуре реорганизации ОАО», — отмечается в сообщении.

Справка. ГК «Пелла», включающая ОАО «Пелла», а также компании «Интро-Пелла», «Пелла-Фиорд», завод Sietas в Гамбурге, а также ряд других компаний, контролируется, по СПАРК, его гендиректором Гербертом Цатуровым (61,6%). 2020 год головное ОАО «Пелла» отработало с выручкой 10,9 млрд рублей и убытком в 1,1 млрд рублей.

Одна беда за другой

Еще в 2019 году стало известно, что «Пелла» планирует построить в Колпино новый стапель, который позволил бы освоить выпуск судов длиной до 110 м и занять новые ниши в гражданском судостроении. При этом комитет по инвестициям Смольного заявлял, что проект судостроительного предприятия может получить статус стратегического.

Но за последние 2 года финансовое положение компании резко ухудшилось. Одна из причин — это долг Минобороны перед верфью за строительство судна серии «Селигер». Кроме того, весной 2021 года на предприятии случилось ЧП. Накренился и опрокинулся рыболовецкий траулер, спущенный на воду для достройки. В результате два человека погибли, еще двое пострадали. Следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело. А заказчик траулера, компания «ФЭСТ», заявила, что откажется от накренившегося траулера, стоимость которого составляет € 33 млн.

О том, что положение «Пеллы» остается сложным, свидетельствует задолженность компании по зарплате сотрудникам. Так, в СМИ появлялась информация, что ООО «Интро-Пелла» задолжало работникам более 140 млн рублей. Правда, позже губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что предприятие уже начало рассчитываться с людьми, для погашения долга было решено взять кредит.

Брать ношу по себе

Верфь «Пелла», которая строит буксиры, рыбопромысловые суда и малые военные корабли «Каракурт» в рамках госзаказа, до недавнего времени работала стабильно и показывала неплохие финансовые результаты. Так, в 2018 году выручка предприятия составляла 12,6 млрд рублей, а чистая прибыль — 348 млн рублей. В 2019 году выручка составила 15,5 млрд рублей, а чистая прибыль — 29 млн рублей.

По мнению отраслевых экспертов, «Пеллу» подкосили слишком активное развитие и закредитованность, а также ряд других обстоятельств.

У «Пеллы» также есть сложности со строительством ледокола мощностью 18 МВт для «Росморпорта». Компания выиграла конкурс на строительство ледокола в 2019 году. Тогда участники рынка говорили, что цена контракта в 7,5 млрд рублей слишком низкая для того, чтобы сделать проект прибыльным. Сдать объект, который «Пелла» строит на заводе Pella Sietas в Гамбурге, нужно в 2024 году. Но летом 2021 года в СМИ появилась информация, что «Росморпорт» может расторгнуть контракт с «Пеллой» из-за финансовых проблем гамбургского предприятия. Дело в том, что завод Pella Sietas после жесткого локдауна, из-за которого предприятие не могло исполнять заказы, подал заявление на банкротство. Суд ввёл там внешнее управление, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на издание Zeit.

И это не все злоключения «Пеллы». В августе прошлого года арбитражный суд Петербурга принял иск о банкротстве верфи от машиностроительного завода «Арсенал», который требует вернуть 223,4 млн рублей. Кроме того, крымский судостроительный завод «Море» пытался обанкротить дочернюю структуру верфи — ООО «Интро-Пелла», однако в итоге отказался от иска.

Будущее завода пока в тумане

В прессе заговорили о том, что «Пеллу» планирует приобрести рыболовная компания «Норебо». Однако ее интересует производственная площадка «Пеллы» на границе города и области в пос. Саперный, где строятся рыболовные суда.Другая площадка «Пеллы», в Кировском районе Ленобласти, где строятся малые ракетные корабли (МРК) «Каракурт», «Норебо» по понятным причинам не интересует. Соответственно, по предположениям участников рынка, на ней «Пелла» будет завершать строительство МРК и строить буксиры.

Справка. «Норебо» — это вертикально интегрированный рыбопромышленный холдинг, крупнейший в своем сегменте в России. Ежегодно добывает более 400 тыс. т минтая, трески и другой рыбы. Включает рыбодобывающие предприятия на северо-западе России и Дальнем Востоке, торговые предприятия, рыбоперерабатывающие мощности. Группа основана в 1997 году Александром Тугушевым, Виталием Орловым и Магнусом Ротом. Сейчас основным владельцем выступает Виталий Орлов. Выручка АО «Норебо Холдинг», по СПАРК, составила за прошлый год 7,7 млрд рублей, прибыль — 7,8 млрд рублей. По итогам 2019 года Forbes оценивал выручку всего холдинга в 60,8 млрд рублей.

Одновременно другие участники судостроительного рынка заговорили о том, что «Пелла» может отойти Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Однако, как выяснилось из комментариев экспертов, ОСК не слишком горит желанием брать под крыло областного производителя. И если дело дойдет до включения «Пеллы» в холдинг, сделка, скорее всего, будет безденежной. Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов во время спуска на воду исследовательского судна «Пионер-М» на Средне-Невском судостроительном заводе на вопрос о планах по покупке «Пеллы» сказал: «Нет, таких планов нет. Очень грустно заканчивается эта история».

Дмитрий Кумановский считает, что сделка по передаче «Пеллы» новому собственнику, будь то «Норебо» или ОСК, в любом случае будет практически безденежной. «Во время процедуры банкротства или перед её началом стоимость бизнеса фактически равна нулю. Покупатель возьмет на себя все кредитные обязательства предприятия», — говорит он.

Общую сумму задолженности предприятия перед различными кредиторами, по словам Дмитрия Кумановского, можно высчитать на основании данных бухгалтерского баланса: сложить долгосрочные, краткосрочные обязательства и кредиторскую задолженность, а затем вычесть из получившейся суммы дебиторскую задолженность. При таком подсчете общая сумма задолженности «Пеллы» может превысить 58 млрд рублей.

«Мне кажется, долги предприятия действительно могут достигать такого размера. Это фактически пять годовых выручек завода», — комментирует эксперт.

По данным СПАРК, оборот «Пеллы» за 2020 год составил 10,9 млрд рублей, убыток — более 1 млрд рублей.

Грандиозные проекты отменяются

Аналитики полагают, что большого смысла в расширении «Пеллы» теперь уже нет.Отказ от проекта строительства новых производственных мощностей — логичный шаг в условиях сложного финансового положения «Пеллы», — говорит Дмитрий Кумановский.

«Скорее всего, банкротство судостроительного завода закончится конкурсным управлением и сменой как управляющей команды, так и собственников. Одним из потенциальных новых собственников является ОСК, в состав которой входят крупные судоверфи, в том числе на Северо-Западе, способные справиться с текущим потоком гражданских заказов, поэтому корпорации реализовывать задуманный «Пеллой» проект смысла нет», — продолжает он.

Другие эксперты с таким мнением согласны: если у «Пеллы» появится новый собственник, ему нет смысла строить новый стапель. Для начала владельцу нужно будет погасить долги, загрузить предприятие заказами. А если покупателем станет «Норебо», вряд ли им понадобится новый стапель для производства траулеров.

ОАЗ

Поделиться с друзьями