«Петербургский тракторный» пересматривает экспорт - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

«Петербургский тракторный» пересматривает экспорт

10.07.2022 в 19:06 | время чтения: 5 мин.

На фоне западных санкций и повсеместных ограничений петербургский тракторный завод (ПТЗ) пересматривает свой экспортный портфель. Премиальные модели тракторов, которые раньше поставлялись в страны Евросюза и в США, теперь «поедут» в Иран, Азию, Африку, а также в Белоруссию и Казахстан. Около 20 процентов продукции завода будет перенаправлено по новым логистическим маршрутам. Кроме этого, завод год от года наращивает объемы производства.

О новых планах завода недавно рассказал журналистам генеральный директор предприятия Сергей Серебряков. Большинство нынешних стран-покупателей тракторов – новые клиенты завода, лишь две бывшие советские республики – это давние партнеры предприятия. Для новых поставок надо создавать условия на местах, а также подготовить специалистов в тех странах, куда будет отправляться техника петербургского завода. На сегодняшний день, по словам Серебрякова, доля экспорта составляет около 30% от всего объема выпускаемой предприятием продукции. Мощности завода растут с каждым годом. В 2022 году на предприятии собираются выпустить свыше 4300 машин. Получается, что больше 1000 тракторов отправятся за границу.

Цена имеет решающее значение

Эксперты отрасли считают, что основным вопросом пересмотра логистических цепочек для экспорта является цена. Развивающиеся страны в Африке и Азии смогут закупать премиальные сельхозмашины из Санкт-Петербурга при условии, что они будут стоить дешевле других своих аналогов. Белорусские потребители в своем выборе более свободны – у них в стране развито собственное тракторное производство, поэтому от петербургской техники они вполне могут отказаться.

Как известно, в стоимость тракторов по традиции закладывается также обслуживание поставляемой техники и обучение специалистов на месте. В таком виде сотрудничество удается сохранять и развивать в течение длительного времени. Однако с учетом обслуживания и обучения техника стоит дороже, и не каждая страна может себе это позволить. Здесь необходима тонкая политика переговоров и заключения контрактов, которая позволит получить максимально полезный эффект для петербургского завода.

Некоторые аналитики считают, что для сохранения прежних экспортных объемов поставок техники заводу обязательно нужна государственная помощь. Чтобы успешнее решать многие финансовые проблемы и легче выстраивать новые логистические цепочки, просто жизненно необходима определенная государственная поддержка в виде дополнительного финансирования.

Мощности завода постоянно растут

Наряду с пересмотром своей экспортной политики «Петербургский тракторный завод» постоянно увеличивает мощности производства – каждый год завод прибавляет до 40 процентов объема выпуска техники, и это происходит уже много лет. Вот и на этот год есть намерение нарастить производство некоторых популярных моделей тракторов на 50%. В 2022 году завод поставил себе конкретную задачу — выпустить 4300 единиц техники, на 2023 год планка еще выше  — 5000 тракторов.

Самый главный результат, которого достиг коллектив завода за последние годы – это полное импортозамещение всех узлов и механизмов своей техники. У предприятия нет абсолютно никаких проблем с поставками запасных частей и агрегатов. Как отметил директор завода Сергей Серебряков, проблемы в импортозамещении на заводе решили задолго до появления западных санкций. Поэтому предприятие сейчас может спокойно вести производственный процесс, не оглядываясь на санкционное давление, и увеличивать мощности, исходя из существующего спроса.

Сейчас завод использует в своей работе в основном российские комплектующие, а также частично экспортирует некоторые агрегаты из Белоруссии и стран Азии, в том числе и электронику. В связи с прекращением поставок в США и Европу на заводе временно прекратили выпускать технику премиального сегмента – этот объем составлял  до 10% от всего количества производимой техники. Одновременно с этим завод увеличил выпуск классических моделей тракторов. В настоящее время завод серийно производит 8 модификаций сельскохозяйственных тракторов «Кировец», их мощность составляет от 300 до 450 л.с. Еще «Петербургский тракторный» выпускает 17 видов дорожно-строительной и специальной техники, все они производятся на базе классических тракторов «Кировец».

Управление в ручном режиме

Очень многие вопросы производства из-за быстро меняющейся обстановки в стране руководству завода приходится решать в ручном режиме. На предприятии разработали собственные программы поддержки сбыта, провели обстоятельные переговоры с Росагролизингом, для того, чтобы реализовать специальные программы для поддержки спроса на продукцию завода и ее сбыта. В соответствии с изменившимися условиями поставок пересмотрели и поменяли продуктовую линейку – убрали из списка ту технику, которую стали не способны производить. По другой продукции стали проводить мероприятия по более глубокой локализации производства.

Одним из заметных событий стало подписание договоров с крупнейшими машиностроительными предприятиями Беларуси – питерский завод благодаря этому хочет создать подобие промышленного кооператива, в котором обе стороны будут сообща решать производственные, технологические вопросы, а также проблемы сбыта. Завод заново пересмотрел собственные инвестиционные проекты. В результате решил сменить приоритеты и расширить производство отдельных компонентов,  которые раньше закупались.

Заводская доля российского рынка по сельскохозяйственным энергонасыщенным тракторам составляет сегодня свыше 50%, причем питерский завод – один из небольшого числа в этом сегменте. Неудивительно поэтому, что спрос на поставку техники постоянно растет.

В строительно-дорожной отрасли «Петербургский тракторный» обеспечивает потребности рынка в машинах на 30-90%. В этой нише российских производителей также очень мало. Поэтому год от года завод постоянно наращивает объемы производства. Одновременно запускает в производство новые виды техники, расширяет существующую линейку тракторов. В 2022 году коллектив предприятия намерен выпустить опытно-промышленные партии легких фронтальных погрузчиков и грейдеров. И если результаты испытаний будут хорошими, то уже до конца нынешнего года завод сможет освоить серийное производство этих машин. Если говорить о более дальней перспективе, то, судя нарастающему спросу в сельскохозяйственной и строительной отрасли, заводу было бы неплохо нарастить объемы собственного производства в 5 раз. Эта задача на ближайшие несколько лет, ее вполне реально можно решить.


Модернизация помогает увеличивать мощности

До 2023 года включительно на предприятии проводится масштабная модернизация, которая не влияет на производственный процесс. Руководство завода инвестирует в развитие предприятия свыше 2 млрд рублей. Проведению мероприятий по модернизации предшествовало подписание соглашение с администрацией Санкт-Петербурга на прошлогоднем международном экономическом форуме ПМЭФ. Итогом этой большой работы станет запуск на тракторном заводе серийного производства нескольких видов автогрейдеров — грузоподъемной массой до 20 тонн.

Компания наряду с модернизацией основного производства планирует последовательно внедрять в собственное машиностроение перспективные современные достижения научной мысли. Например, есть намерение использовать в структуре привода машин гидроэлектрические микропроцессорные интеллектуальные системы управления, акционеры собираются также увеличивать долю компьютеризации в готовой технике. Ведется также интенсивная работа с партнерскими компаниями по созданию беспилотных машин, которые уже в ближайшие годы будут работать на полях Северо-Западного федерального округа.

ОИН

Поделиться с друзьями