Промышленники Петербурга накапливают резервы - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Промышленники Петербурга накапливают резервы

12.09.2022 в 15:47 | время чтения: 5 мин.

Петербургская промышленность хотя и замедлилась, но не ушла в минус. Более того, в первом полугодии Петербург вошел в тройку лидеров России по объёму отгруженных товаров (на 2 трлн рублей). Несмотря на хорошие темпы производства по ряду отраслей обрабатывающей промышленности и сравнительно безболезненный исход западных инвесторов, эксперты предвидят долгосрочные последствия санкций, которые скажутся на промышленниках уже во втором полугодии 2022 г.

По данным Петростата индекс промышленного производства в Петербурге в январе-июле 2022 г. вышел в плюс, составив 104,7%. По этому показателю, говорят цифры региональной статистики, лучше всего себя показали обрабатывающие предприятия. Таковых в городе 18,4 тысячи и в первом полугодии на них пришлось более 90% всей произведённой продукции.
Самые высокие результаты по индексу промпроизводства дали производители резиновых и пластмассовых изделий (130,5), мебели (128,8), одежды (128,5) металлургии (128,0), минеральной продукции (124,9), пищевики (123,1, в частности, за счёт увеличения производства кисломолочных продуктов и молока). Стабильно высокие темпы, как в 2021 так и теперь показывает производство лекарств и медицинских изделий, что связано и с курсом на импортозамещение (60-70% медикаментов производятся в РФ).


Санкции с отложенным эффектом

В общей сложности промышленные предприятия Петербурга, говорят в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле, в первом полугодии отгрузили продукции на 2 трлн рублей (для сравнения за тот же период 2021 г. – на 1,2 трлн руб.), причём 1,8 трлн – только продукция обрабатывающих предприятий города.
Однако, по мнению экспертов, слишком обольщаться не стоит. «Пока ещё санкции и уход иностранных инвесторов значительно не отразились на статистике, – комментирует финансовый аналитик, автор стратегий автоследования в ГК «Финам» Дмитрий Марков. – Эти факторы окажут более серьёзное влияние уже во втором полугодии. Многие иностранные бренды прекращали деятельность только с конца весны – в июне. Санкции тоже носят отложенный характер», – предупреждает эксперт.
Отчасти наблюдение эксперта подтверждает годовая динамика промпроизводства Петербурга – с начала года темпы снижались с 110,2 в первые два месяцы года и до нынешних показателей.

Индекс промышленного производства 2022 г.г.
Больше всех из-за санкций пострадал петербургский автопром, индекс которого упал на 84%. Сейчас поставлены на паузу производственные цеха азиатских производителей Toyota, Hyundai, Nissan. Остановить конвейер пришлось из-за отсутствия поставок технологического оборудования и чипов, необходимых в производстве автомобилей. Технологический простой сказался не только на сотрудниках (в отрасли задействовано около 10 тыс. человек) и промышленности города, но ударил и по местным производителям автокомпонентов, в том числе из соседней Ленобласти.
Кстати, по аналогичным причинам, проблем автопрома и ограничений транзита, самое большое падение в Северо-Западном регионе показала промышленность Калининградской области (на 16% по сравнению с 2021 г.), а в лидерах спада оказалась Калужская область (-21,1%) , где были сконцентрированы главные сборочные производства зарубежных автоконцернов.

Заморские гости уходят осторожно
Между тем другие крупные предприятия с зарубежным капиталом, собственники которых ещё с весны заявляли об уходе из России, либо уже продали активы местным инвесторам, либо ищут новых собственников, либо вовсе не останавливают производственные линии. Такое положение дел, в частности, связано и законодательством, которое с марта не позволяет вывести из России оборудование, перевести средства от сделки на счета т. н. «недружественных» стран, а также самовольно остановить и обанкротить предприятие.

Среди петербургских примеров – завод по производству бытовой химии и косметики Unilever. Уход из России анонсировал только чаеразвесочный филиал холдинга, фирма Ekaterra (известен по чайным торговым маркам Lipton, Brooke Bond и Saito). Предполагается, что оно свернёт работу только к концу года, причём в компании это связали с логистическими трудностями доставки сырья. На этом фоне другие чаеразвесочные компании региона намереваются, перебросить свою логистику на железную дорогу и авиатранспорт, обеспечив чаем внутренний рынок.
Работают промплощадки трёх табачных фабрик. При этом Philip Morris International только к концу 2022 года планирует полностью уйти с российского рынка. Фабрика «Петро» Japan Tobacco International ищет нового собственника, а British American Tobacco (АО «Бритиш Американ Тобакко — СПб») уже сменило британского собственника на местный менеджмент, реструктурировав бизнес в Петербурге.
Американский производитель лифтов Otis продал производственные мощности ГК S8 Capital (предприятие перезапустили в августе). Две производственных площадки финской Tikkurila ищут новых владельцев, а предприятия тем временем тоже продолжают выпускать продукцию.
Работают и заводы финского производителя кондитерских и хлебобулочных Fazer в Петербурге. У них сперва поменялось имя на ООО «Хлебный дом», а в конце апреля и собственник – им стал московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское». Не останавливая линию, шведский производитель маргарина и пищевых жиров AAK передал свою долю предприятия «Маргарон» локальному партнёру. Пивоваренная компания Heineken намерена передать свои активы местному бизнесу и уйти из России. Датский пивоваренный гигант Carlsberg Group, владеющий заводом «Балтика» свернул деятельность в РФ и намерен продать петербургский актив. В СМИ сообщают, что покупателем может стать его турецкий конкурент Anadolu Efes AB InBev Efes.

Петербургские надежды
Эксперты, опрошенные IndustrySPb считают, что у Петербурга пока есть запас прочности, а также инвестиционный потенциал. ВВП города ежегодно растет – в 2021 году объем экономики города превысил отметку в 6 трлн рублей. «Это крупнейший город в Европе с сильной промышленностью и развитой сферой услуг. Его экономика диверсифицирована, а доходы населения относительно высокие. Наиболее привлекательны предприятия и бизнесы, направленные на внутренний спрос», – считает Дмитрий Марков.
«Учитывая заинтересованность азиатских инвесторов, особенно китайских и индийских, в областях химической промышленности, судостроения, инвестиции в предприятия города вполне реальны», – предположила председатель комитета ВЭД и цифровизации в «Деловой России», вице-президент бизнес-сообщества «Эквиум» Анна Фомичёва. В частности для этих целей петербургское отделение «Деловой России» и Китайское общество в Петербурге создадут площадку для совместных проектов.
Нельзя обойти вниманием судостроительные предприятия Петербурга. Несмотря на санкционные опасения, петербургские верфи продолжают строить и испытывать суда. Так летом на них заложили корабли для военно-морского флота РФ – две подлодки проекта 677 «Лада» на «Адмиралтейских верфях» («Вологда» и «Ярославль») и минный тральщик проекта 12700 «Полярный» на Средне-Невском судостроительном заводе. На них же спустили на воду военный корабль «Петр Ильичев» для Тихоокеанского флота.
Балтийский завод монтирует оборудование и красит ледоколы «Якутия» и «Урал» для Атомфлота. Адмиралтейские верфи испытали платформу «Северный полюс» для Росгидромета, но, видимо, не уследили за швартовыми испытаниями повезло рыболовецкого траулера «Михаил Мосляк» – 2 августа на судне случился пожар.

Ольга Головина.

Поделиться с друзьями