Шаг вперед, два шага назад - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Шаг вперед, два шага назад

02.05.2022 в 14:33 | время чтения: 6 мин.

Антироссийские санкции из-за спецоперации на Украине внесли серьезные коррективы во все сферы экономики страны. Не стала исключением и автомобильная отрасль. Питерские заводы по производству легковых машин простаивают вот уже два месяца. Резкое повышение цен на автомобили и такой же резкий спад их продаж заставил экспертов говорить о серьезном падении авторынка России. По мнению некоторых из них, продажи легковых автомобилей в нашей стране в этом году сократятся на 70%.

Раз нет нормальных продаж, значит невозможно и нормальное развитие автопредприятий. Под вопросом также открытие новых цехов, разработка новых моделей, расширение локализации производства на территории России. В 2021 году производство автомобилей в России составило чуть более полутора миллионов авто. Легковых машин было произведено на 8% больше по сравнению с предыдущим годом. Но уже в марте нынешнего года продажи новых автомобилей в стране упали на 62,9% в сравнении с мартом 2021 года.

По расчетам специалистов, количество проданных машин в России может опуститься в нынешнем году до 1 млн штук. Это, как говорится, серьезный шаг назад. В таких условиях руководители автомобильных предприятий в Санкт-Петербурге наверняка попросят у региональных властей каких-либо преференций и послаблений для своих производств. Политическая ситуация вокруг России и добавление новых санкций свидетельствуют о том, что улучшений в обозримом будущем ждать не придется. Поэтому владельцам питерских автозаводов надо четко определиться, на чьей они стороне, а также решить, будут ли они и дальше работать и заниматься продажами автомобилей в России или захотят свернуться.

Питерские заводы до сих пор простаивают

На работу автогигантов влияют не только антироссийские санкции. Работа заводов происходит на фоне известного дефицита комплектующих, который появился задолго до специальной операции на Украине и не исчез до сих пор. Европейские страны сворачивают производство и продажи автомобилей в России и заняты разработкой новых санкций против нашей страны. В отличие от них восточные страны – Китай, Южная Корея — продолжают спокойно работать и зарабатывать в нашей стране. У них также случаются перебои с комплектующими, однако за последний год они научились решать эти проблемы. Делая остановки производства или вообще покидая Россию, западные концерны тем самым своими руками расширяют поле деятельности для своих конкурентов.

Японские автомобильные концерны Toyota и Nissan, работающие в Санкт-Петербурге, пока продолжат работать в России. Хотя, как известно, производство этих иностранных компаний в Санкт-Петербурге было приостановлено еще в марте. Дальше был простой, главной причиной которого указывалась нестабильность поставок комплектующих.

Концерны собирались возобновить производство автомобилей в апреле. Сначала СМИ сообщали о том, что пауза в их работе вызвана нарушением логистических цепочек. Позже стали говорить о том, что поставщиков комплектующих стали искать в Китае. Сейчас известно, что простой продлится до мая. С дефицитом автозапчастей так и не удалось справиться, поэтому работникам предприятий сообщили о том, что вынужденный отпуск будет продолжен. Впрочем, эксперты все еще надеются, что производство автомобилей этих двух мировых лидеров в России начнется в скором времени. Полностью уходить из нашей страны японские концерны вроде бы не собираются.

Все четыре петербургских автозавода «стоят» с начала марта. Прошлогодние финансовые итоги минувшего года для них были неплохими. Так, к примеру, у компании «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) выручка выросла почти на 20%, до 207 млрд. руб., чистая прибыль составила 11,2 млрд. Новый завод по производству двигателей, запущенный осень прошлого года, также завершил год с прибылью. Однако теперь, на фоне беспредельного роста цен на новые легковые автомобили, инфляции и сокращения доходов россиян,о миллиардных доходах компаниям надо будет позабыть. Сейчас многие думают не о том, как бы увеличить прибыль, а о том, чтобы просто удержаться на российском рынке.

Рено покидает Россию

Автоконцерн Renault решил продать свои предприятия в России. Всего за один рубль!!? Странное решение, учитывая тот факт, что машины этой марки – одни из самых популярных и продаваемых в нашей стране. RenaultLogan,RenaultDuster, Renault Sandero, RenaultMegane, RenaultCaptur и многие другие модели компании уже давно в больших количествах бороздят российские автомобильные дороги.

Решение концерна «Рено» о сворачивании производства в России окончательное и обжалованию не подлежит. Причины для ухода придуманы лояльные. Украина здесь не при чем, и к санкциям они присоединяться не желают. Более конкретно выразился министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, объявив, что всему виной «дефицит средств на поддержание работоспособности или деятельности своих подразделений в России». Понимать эту фразу можно по-разному, но французы ее не оспаривают.

Вполне возможно, что «Рено» еще вернется в Россию. Такое мы видели уже не раз на примере других брендов. Во всяком случае, массовый российский покупатель на это явно рассчитывает.

Свою долю в 68% акций в одном из двух автопроизводств в России – в «АвтоВАЗе» — «Рено» передает московскому Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). Передает «условно за 1 рубль», как сообщил журналистам Денис Мантуров. Концерну оставили право обратного выкупа через 5-6 лет – видимо, тоже за 1 рубль. На тот случай, если французы примут решение вернуться, — прокомментировал министр.

Второй автозавод на Волгоградском проспекте в Москве под названием ЗАО «Рено Россия» (на бывшей территории бывшего автозавода им. Ленинского комсомола АЗЛК) Renault (владеет 100% акций) передает правительству Москвы. Предприятие формально станет столичной муниципальной собственностью.

Чем больше локализация, тем больше поддержка

Минпромторгом России еще в мае 2019 года была начата оценка уровня производства российской промышленности в баллах. В этой системе количество баллов зависит от уровня локализации производства. Максимальное количество — 8800.Чем больше баллов у автомобильной компании, тем больше она может рассчитывать на государственную поддержку. Минпромторг периодически публикует такие данные. По информации министерства на сегодняшний день больше всего локализовано производство Lada. Так, модель Lada Granta набрала 4621 балл, Niva — 4156, Vesta — 3995, Largus — 3420.

Три модели петербургского завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР), — Kia Rio, Hyundai Solaris, Hyundai Creta — имеют по 1550 баллов. У Toyota RAV4 и Toyota Camry — по 1000. Модели Nissan петербургского производства в опубликованный список не попали.

Машины станут проще, но не дешевле

Многочисленные проблемы – нехватка электронных чипов, комплектующих запчастей из-за установленных санкций – привели к тому, что в последние месяцы российские заводы начали выпускать машины в основном с механической трансмиссией, без антиблокировочной системы торможения (АБС) и без подушек безопасности. Этим занимается АвтоВАЗ. Речь идет прежде всего о «Ниве» и «Гранте». Пока – небольшими партиями. Это временная мера, которая согласована с государственными контролирующими органами. Машины в такой комплектации разрешили производить до февраля 2023 года.

Неизвестно, будут ли покупать машины в подобной комплектации, однако в обрезанном виде дешевле они точно не будут, уверяют специалисты. В пример им можно привести южнокорейский концерн ХММР. Компания позаботилась о собственном снабжении заранее — одновременно с запуском завода она организовала в Санкт–Петербурге производство комплектующих, которыми занимаются давние партнеры компании. Поэтому особых перебоев с запчастями у них сейчас нет.

ОИН

Поделиться с друзьями