Пищевая промышленность Санкт-Петербурга – работа на грани рентабельности - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Пищевая промышленность Санкт-Петербурга – работа на грани рентабельности

25.01.2022 в 14:55 | время чтения: 6 мин.

Производители пищевой продукции в 2021 году оказались между молотом и наковальней. С одной стороны инфляция, рост цен на сырье, энергоносители и другие составляющие себестоимости продукции, с другой — торговые сети, которые изо всех сил сопротивлялись повышению цен. Как итог, многие предприятия отрасли работают на грани рентабельности, поэтому прогнозы участников рынка не слишком оптимистичны.

«Мы наблюдаем очень заметное падение спроса на молочные продукты из-за повышения цен на них. Причем очевидно, что цены будут повышаться и дальше, иначе переработчикам будет слишком сложно, ведь сырье продолжит дорожать. Думаю, в наступившем году в Ленобласти литр сырого молока будет стоить уже больше 40 рублей, — говорит директор Приозерского молочного завода Сергей Клешев. -Мы будем наблюдать дальнейшее снижение покупательского спроса, и это главная проблема в нашей отрасли. Даже введение маркировки не так глобально, хотя, например, наше предприятие потратило на нее около 5 млн рублей».

Прошедший 2021 год был очень тяжелым и сложным, потому что цены на производство сыра, например, росли, а сети это повышение не принимали. Но для некоторых производителей есть и положительные моменты. «Мы видим, что наша марка все-таки пользуется популярностью, — говорит Александр Никитин, член совета директоров ОАО «Маслосырзавод «Порховский» (ТМ «Аланталь»). -Мы вывели несколько новых позиций твердых сыров в сети. Фактически мы выходим c нашей продукцией в высокий ценовой сегмент, в элитную нишу, где покупатель готов платить за качество. И этой работой мы занимались весь 2021 год».

Наступивший год для молочной отрасли будет не менее сложным, чем уходящий, поскольку цена сырого молока растет, а давление рынка снизу не ослабевает. Так, белорусские производители сыра, предлагающие продукцию по невысоким ценам, из России никуда не уходят.

Что касается наиболее уязвимых секторов молочного рынка, то к ним можно отнести фермерские хозяйства, которые выпускают сыр. Эксперты считают, у них практически нет перспектив для развития, поскольку финансовые ресурсы у них крайне малы, им сложно выдерживать конкуренцию на рынке. Облегчить работу сыродельной отрасли могла бы господдержка, но ее как не было, так и не предвидится.

«Петрохлеб» закрывает один завод за другим

«Ситуация в отрасли была такая, что в 2021 году мы приняли решение закрыть один из наших хлебозаводов в Кингисеппе. Что называется, доработались, — говорит генеральный директор холдинга «Петрохлеб» Валентин Иванов. — Убытки предприятия за текущий год составили более 120 млн рублей. Завод также задолжал поставщикам сырья».

Проблема в том, что все ингредиенты для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, которые производят хлебопекарные заводы, растут огромными темпами. Мука подорожала за последнее время более чем на 15%, масло — на 20–30%, сахар — более чем на 10%, европоддоны для перевозки продукции — на 200%.

«Мы, как и все другие участники рынка, воюем с сетями, — говорит Валентин Иванов. — Пока получилось договориться о повышении цен лишь на 10–12% и только с некоторыми из них. Переговоры продолжим и в этом году. Для того чтобы мы начали работать без убытков, повысить цены надо не менее чем на 30%».

В новом году легче не будет

«Минувший год был непростым для хлебопекарной индустрии, но мы реализовали много интересных проектов, которые будут способствовать успеху в будущем, — говорит директор по связям с общественностью Fazer Russia Екатерина Кулиненко. — Несмотря на осторожность потребителей, которая объясняется кризисом и снижением покупательской способности, мы успешно вывели на рынок 20 новинок в хлебе и сдобе, сохранили двузначные темпы роста в категории bake off, вышли на рекордно высокий уровень онлайн-продаж хлеба и выпечки, запустили новую инфраструктуру по заморозке и инновационному хранению замороженной продукции. Кроме того, мы сократили использование пластика, в том числе благодаря гармонизации упаковки «Хлебного Дома»».

Но беспрецедентный рост всех компонентов себестоимости оказал существенное влияние на финансовые показатели компании и всей отрасли. Все видят, что пищевая отрасль меняется в России быстрее, чем когда-либо. Это связано и с изменениями модели потребления, и с инновациями в индустрии, и развитием конкурентной среды.

Сегмент виноделия в ушедшем году пережил падение

И даже больше, чем в 2020 году. Совокупный объем производства винодельческой продукции в РФ снизился на 15% по сравнению с 2020 годом и на 30% по сравнению с 2019 годом. Эта ситуация связана с целым рядом причин, которые находятся в плоскости законодательных и экономических изменений.

Первая и основная — это вступление в силу с лета 2020 года нового федерального закона о виноградарстве и виноделии, согласно которому вином может считаться только продукция, произведенная в России из отечественного виноматериала. Таким образом власти РФ хотят стимулировать рост первичного виноделия в нашей стране. Но винодельческую отрасль все ещё лихорадит от этих законодательных изменений, потому что в одночасье полностью обеспечить отечественных производителей местным сырьем невозможно. Для того чтобы вновь созданные виноградники начали давать урожай, необходимо не менее 3 лет. Кроме того, требуется время для организации всех производственных процессов в новых винодельческих хозяйствах.

«Что касается объемов потребления алкогольных напитков, то в 2020 году мы пережили социально-экономический кризис и карантин, связанный с эпидемией коронавируса, — говорит глава Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. -2021 год «подарил» нашей стране искусственное снижение производства винодельческой продукции, в первую очередь фруктовых (плодовых) вин, по сравнению с 2020 годом».

Кондитеры оказались не в убытке

«Ушедший год был сложным, но хорошим: выручка нашей компании выросла на 40% по сравнению с 2020 годом, — говорит генеральный директор фабрики «Ацтек» (ТМ Gronard)Дмитрий Байков. — На фоне рынка кондитерских изделий, который растет только в деньгах (за счет повышения цен) и не растет в тоннаже, это неплохие результаты».

В чём секрет фабрики? Руководство четко понимает, что условия в кризис изменились, поэтому изменилась стратегия работы. Если раньше прибыль росла за счет так называемых инаутов (вводили в торговые сети свой продукт по скидке не на постоянной основе, а на какой-то период — от нескольких недель до нескольких месяцев, а затем прекращали продажи), то в последнее время сети стали отказываться от временных продаж тех или иных товаров. Им удобней работать с производителями на постоянной основе. Соответственно, фабрика тоже переключилась на постоянные поставки своей продукции в сети и весь год занимались расширением постоянной дистрибуции. Кроме того, в 2021 году коллектив предприятия занимался продажами через маркетплейсы.

«Также хочу сказать, как бы пафосно это ни звучало, мы делаем крутой продукт, который нравится людям, — говорит Дмитрий Байков. — Мы работаем в верхнем ценовом сегменте, а в кризис он фактически не просел. Да, в целом есть тенденция ухода части потребителей из среднего ценового сегмента в эконом, однако потребители в верхнем ценовом сегменте в кризис практически не отказываются от покупки продукции, к которой привыкли».

В 2021 году спрос на кондитерскую продукцию в России был чуть выше, чем в 2020 году. Но ураганными темпами выросли цены на упаковку и повысились затраты на труд. Значительную часть сотрудников пищепрома, в том числе в кондитерской промышленности, составляют граждане сопредельных государств. И с учетом всех ограничений на их въезд в Россию выросли зарплаты в отрасли.

Что касается прогнозов на 2022 год, то надо понимать, что ситуация на рынке изменилась раз и навсегда, к старому возврата не будет, поэтому нужно работать по новым правилам, развивать востребованные каналы продаж. В ближайшее время продажи будут перетекать из гипермаркетов на маркетплейсы, а из магазинов у дома — в экспресс-доставку. Жизнь меняется и заставляет подстраиваться под себя большинство предприятий.

РАЗ

Поделиться с друзьями