Торговая недвижимость в Петербурге освобождается от арендаторов - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Торговая недвижимость в Петербурге освобождается от арендаторов

12.12.2022 в 19:22 | время чтения: 2 мин.

Доля свободных площадей в торговых комплексах Петербурга может вырасти до рекордных 13%, а посещаемость ключевых крупноформатных объектов снизится на 30% по сравнению с прошлым годом.

Вакансия в крупных торговых объектах Петербурга к началу декабря доросла до рекордных показателей 12,6%, к концу года она может достигнуть 13%, а в 2023 году – 15%, подсчитали аналитики NF Group в Санкт-Петербурге (ex-Knight Frank St. Petersburg). Год назад, в условиях антиковидных ограничений, вакантность в петербургских ТЦ была на уровне 4,3%. Рост свободных площадей отражается и на трафике. По оценке Focus Technologies, посещаемость крупноформатных ТЦ по итогам года может снизиться на 30% по сравнению с 2021 годом, в малоформатных – на10%.

Ситуация на рынке вызвана совокупностью факторов, среди главных – ухудшение экономической ситуации, проблемы с логистикой, санкции, уход из страны международных брендов. Последний фактор привел к ротации на рынке – высвободившиеся помещения в ключевых объектах Петербурга занимают российские бренды или в них переоткрываются магазины под новыми брендами. В частности, в 2022 году в ТК «Невский Центр» заработал магазин бренда Slava и Slava Kids, в МЕГА Дыбенко открылся BY KAORI (вместо Lush), в ТРК «Питер Радуга» – Candelabra Home (вместо TAC), в ТРЦ «Галерея» – LOLOCLO (вместо Reima) и т.д.

По наблюдениям экспертов, основная ротация ретейлеров идет в сегментах одежды и обуви. Причем, в первом сегменте больше закрытий, чем открытий и высвобождаются крупные площадки после ухода GAP, H&M, Marks&Spenсer и других. В сегменте обуви, наоборот, положительная динамика открытий и на рынке активно развиваются ретейлеры Kari, Mascotte, Rieker и другие. Самыми устойчивыми к кризису оказались малоформатные комплексы и крупные ТЦ в пределах исторического центра, вблизи от метро и с высоким туристическим трафиком.

Эксперты подчеркивают, что рост вакансии и низкий объем ввода останутся главными индикаторами напряженности на рынке. В отличие от предыдущих кризисов увеличение доли свободных площадей обусловлено резким сокращением спроса и массовым уходом крупных иностранных брендов. «Это новые вызовы для рынка, для решения которых потребуется время, высокий потенциал и активность тех компаний, которые продолжают развитие в нашей стране. Мы надеемся в 2023 году увидеть новые открытия в торговых центрах Санкт-Петербурга как представителей российского бизнеса, так и игроков с международными именами», – комментирует региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.

Стабильность на рынке демонстрируют только арендные ставки – они остаются на уровне 2021 года, а рост отмечен лишь в наиболее ликвидных объектах, раньше занимаемых международными брендами.

Александр Смирнов.

Поделиться с друзьями