10 лет на защите города - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

10 лет на защите города

01.10.2021 в 09:18 | время чтения: 5 мин.

20 сентября 2021 года исполнилось 315 лет регистрации первого наводнения в Санкт-Петербурге. Это первое наводнение, при котором был измерен уровень подъема воды. Именно с 20 (9) сентября 1706 года городские власти и руководство государства озадачились вопросом как же защитить столицу от наводнений и минимизировать наносимый ими ущерб.

В августе 2021 года Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений отметил свой первый юбилей – 10 лет с момента введения в эксплуатацию.

В августе 2011 года был завершен главный долгострой нашего города. И один из его символов. Немногие новострои претендуют на звание символа города, но питерская дамба однозначно заняла свое место в этом строю.

23 сентября 2021 года, в Михайловском саду у павильона Росси была открыта фотовыставка «Новые символы Петербурга». Одним из 12 победителей стал Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Строительство велось с 1979 года. Проект дамбы был разработан и утвержден в 1970 году. Ориентировочная стоимость КЗС составила 109 млрд. руб. Комплекс защитных сооружений (КЗС) — комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных сооружений), протянувшийся поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин.

КЗС Петербурга состоит из 11 каменно-земляных дамб, 6 водопропускных сооружений, 2 судопропускных сооружений. По КЗС проходит 6ти полосная автомагистраль, в которую входит 7 мостов и автомобильный тоннель, 2 транспортные развязки. Общая длина сооружения 25,4 км, в том числе 22,2 км по акватории финского залива. Транспортная пропускная способность автомагистрали, проходящей по КЗС составляет 25 тыс. автомобилей в сутки. На сегодняшний момент времени автомобильный поток составляет 19 тыс. авто. Однако эксперты уверены, что через несколько лет поток автомобилей достигнет расчетного максимума.

КЗС рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 метра. Максимальный подъем воды, который фиксировался в Санкт-Петербурге составил 4,2 м. Высота каменно-земляных дамб составляет 6,4 м над средним многолетним уровнем моря, высота волноотбойной стенки 7,5 м.

Водопропускные сооружения предназначены минимизировать влияние КЗС на гидрологию Финского залива и Невской губы в частности. Каждое водопропускное сооружение состоит 10-12 водопропускных пролетов, шириной от 24 до 27 метров и оборудованы сегментными затворами массой 280 тонн каждый.

Отдельного описания заслуживают судопропускные сооружения. С-2, расположенное на северном фарватере предназначено для прохода судов с осадкой до 5,5 метров. С-2 представляет собой судоходный пролет шириной 110 метров и глубиной 7 метров с подъемно-опускным затвором. В случае наводнения он перекрывается затвором массой 2500 тонн, который в обычном режиме находится в камере затвора, расположенной ниже дна канала. В случае наводнения затвор поднимается на 13 метров на высоту 4,55 метров над уровнем моря. Над С-2 проходит автомобильный 6ти полосный мост длинной 1080 метров с вертикальноподъемным средним пролетом. Подмостовой габарит в наведенном положении 16 метров, в поднятом 25 метров.

Судопропускное сооружение С-1 предназначено для прохода морских судов и представляет собой судоходный пролет шириной 200 м и глубиной 16 м с сегментными плавучими затворами-батопортами. В случае наводнения доковые камеры, в которых находятся затворы, заполняются водой, батопорты всплывают и выдвигаются в середину канала. Достигнув центра, затворы начинают наполняться водой и под своей тяжестью медленно опускаться на дно порога. Под С-1 проходит автомобильный 6ти полосный тоннель длинной 1961 м. Нижняя точка тоннеля располагается на глубине 28 метров.

Помимо самих гидротехнических сооружений на КЗС реализована система управления. Управление всеми задвижками и запорами осуществлено дистанционно с общего пульта. Однако, для увеличения живучести и принимая во внимание стратегическую составляющую КЗС управление так же всеми сооружениями возможно и с локальных постов управления, расположенных на самих сооружениях, а дополнительно предусмотрен ручной режим управления основным оборудованием.

За десять лет эксплуатации КЗС предотвращены 26 морских нагонных наводнений. Суммарный ущерб по оценкам специалистов мог составить 126 млрд. руб. Таким образом принимая во внимание ориентировочную стоимость проекта можно с уверенностью заявить, что самый главный долгострой Петербурга окупился. Это, пожалуй, основное достижение КЗС.

На пресс-конференции посвященной юбилею КЗС главный инженер проекта КЗС Сергей Кураев заявил: «Решена проблема номер один – защита города от наводнений». В своем выступлении он рассказал, что в строительстве учувствовали профессионалы своего дела. Например, Юрий Севенард, при участии которого были построены многие гидротехнические сооружения как в России, так и за Рубежом.

По мнению Игоря Полищука заместителя генерального директора по эксплуатации Дирекции Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга Минстроя России, если в одно из наводнений не перекрыть доступ морской воды в Невскую губу, ущерб может составить 49 млрд. руб., включая имущественный и экологический ущербы, плюс возможны человеческие жертвы.

На сегодняшний день наводнения Петербургу не угрожают. При соблюдении сроков регламентного обслуживания срок службы КЗС составит 90 лет. Как пояснил Игорь Полищук на пресс-конференции: после каждого наводнения проводятся техническое обследование всех сооружений, необходимые восстановительные и ремонтные работы. Помимоэтого, на КЗС постоянно проводятся регламентные работы силами подрядной организации.

Помимо вопросов, касающихся эксплуатации КЗС, участники конференции обсудили и экологические вопросы. «Никакого экологического ущерба нет», — заявил Игорь Полищук. По его словам,мониторинг воды проводится постоянно, а также все регламентные работы учитывают периоды и гнездования колонии птиц, гнездующихся в регионе. Однако КЗС не способны защитить берега Финского залива. На протяжении многих лет рассматривался проект по укреплению береговой линии залива, но проект так и не был реализован. В результате укреплением берегов занимаются местные жители за свой счет.

По информации размещенной на сайте Дирекции КЗС при проектировании и строительстве сооружений были приняты меры, обеспечивающие экологическую безопасность. Отдельное внимание при строительстве было уделено естественному водообмену между Невской губой и Финским заливом. Дополнительно была разработана система защиты водного бассейна от воздействия вредоносных последствий эксплуатации автомагистрали. Разработанная система экологической безопасности на Комплексе уникальна и во многом не имеет аналогов в мире.

Для очистки и отведения поверхностных стоков с автомобильной дороги на протяжении всей дамбы устроены специальные водоотводные лотки, общей протяженностью 50 км. Из лотков вода поступает на локальные очистные сооружения в количестве 36 шт., где происходит очистка стоков от песка и нефтепродуктов.

В целях компенсации за занятый КЗС участок акватории залива еще в начале 90-х годов рядом с Ивановскими порогами был построен рыбный завод с производительностью 100 тыс. мальков лососевых пород рыб.

Строительство КЗС это поистине глобальный проект, который пусть со значительными задержками и корректировками все-таки был реализован. И уже 10 лет стоит на страже города от наводнений. В добавок, наверное, никто из жителей города уже не может себе представить жизнь без кольцевой автомобильной дороги, строительство которой было бы невозможно без КЗС.

ОМС

Поделиться с друзьями