Арктический заказ для петербургских компаний - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Арктический заказ для петербургских компаний

25.08.2022 в 23:17 | время чтения: 4 мин.

Со стапелей судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи» сошла ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» – научно-экспедиционное судно, строительство которого длилось 3 года.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа проекта 00903 (проектант — АО КБ «Вымпел») создана для проведения круглогодичных экспедиций в Северном Ледовитом океане.

Председатель Комитета СПб по делам Арктики Герман Широков рассказал, что с 2013 года, после эвакуации из-за тающих льдов аналогичной станции старого образца, подобных экспедиций не проводилось.

Название судна символично. В первой половине прошлого века полярные станции разбивались на айсбергах. Первая такая экспедиция была проведена советскими учеными в 1937 году и называлась «Северный полюс».

Как заявляют представители «Адмиралтейских верфей», построенный ими «Северный полюс» соответствует всем действующим нормам по охране окружающей среды и экологической безопасности.

Длина платформы составляет 83,1 м, ширина — 22,5 м, а скорость хода достигает 10 узлов в час. Обслуживать судно будет экипаж в составе 14 человек, еще 34 человека научного персонала займется непосредственно исследованиями северных широт.

В числе задач ученых: метеорологические и аэрологические наблюдения, натурные исследования, контроль ледовых нагрузок и ледяного покрова, экологический мониторинг морской среды, океанологические и ряд других работ.

Судно оснащено всем необходимым не только для работы, но и для комфортного досуга полярников: спортзалом, сауной, бассейном, помещениями для отдыха и т.д.

Платформа имеет впечатляющую автономность — 2 года по запасам топлива (она способна двигаться во льдах без участия ледокола) и 1 год по запасам провизии.

Также судно имеет возможность принимать тяжелые вертолёты типа МИ-8.

Последние несколько лет развитие арктического заказа на предприятиях Санкт-Петербурга идет с неспадающей активностью.

В первую очередь это связано с проектом Северного морского пути, который уже к 2024 году по прогнозам специалистов «Росатома» должен обеспечивать транзит более 92,6 млн тонн грузов.

Ведущей компетенцией Санкт-Петербурга для участия в национальном проекте стало арктическое, в т.ч. – атомное — судостроение.

В администрации города неоднократно подчеркивали, что Санкт-Петербург рассматривает производство этого вида продукции в качестве стратегического направления. И для этого у нас есть все необходимое — научно-исследовательские институты, верфи и квалифицированный персонал.

Помимо этого, город планирует выступить своего рода хабом СМП. Зампред Комитета по делам Арктики Елена Асеева считает, что порты города благодаря оперативности обработки судов имеют все возможности стать транзитным центром СМП, снижающим логистические издержки.

На сегодняшний день на арктический заказ, по оценкам экспертов, в городе работает около 60 профильных производств.

По словам губернатора Александра Беглова, в настоящее время на городских верфях строится более 50 кораблей и судов нового поколения.

При этом президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманова считает, что по такому направлению как строительство ледокольного флота Россия занимает лидирующую позицию в мире.

И этому способствует ряд крупных проектов, как реализованных в последние годы так и продолжающихся сегодня. Например — сданный в 2020 году головной атомного ледокол «Арктика» , спущенный со стапелей Балтийского завода (корабль передан ФГУП «Атомфлот»).

Всего до 2026 Балтийский завод построит 5 универсальных атомных ледоколов (общей стоимостью около 100 млрд. рублей) проекта 22220. Помимо «Арктики» это «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Два последних корабля сегодня еще находятся в стадии строительства.

Не менее важны для арктической зоны и пассажирские суда класса классов «река» и «река-море». Большинство действующих кораблей на сегодня имеют высокую степень износа, и до 2035 года потребность в этих судах оценивается в размере около 400 единиц.

Одним из исполнителей этого заказа выступает «Средне-Невский судостроительный завод». Первые такие корабли проекта А45-90.2 в ближайшие годы будут переданы Красноярскому краю для работы на социально значимых маршрутах.

Целый ряд петербургских предприятий производит приборы и оборудование для арктического судостроения и работы в условиях Крайнего севера.

Одним из заметных крупных контрактов последних месяцев стал заказ на производство оборудования для самого мощного в мире атомного ледохода «Лидер». Соответствующий договор подписали петербургская компания «ВНИИР-Прогресс» и «Русэлпром-МС»..

Но темой судо- и приборостроения участие промышленности города в освоении Арктики не исчерпывается. Комитет по делам Арктики провел мониторинг закупок других востребованных в регионах Арктической зоны товаров и услуг, производимых в Санкт-Петербурге. По итогам первой половины 2022 года нашими предприятиями было заключено 1076 контрактов (17, 7 млрд рублей) – почти втрое больше, чем за этот же период прошлого года.

Большая часть контрактов пришлась на поставку медицинских товаров (6,7 млрд. рублей) и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры (6 млрд. рублей).

Поделиться с друзьями