Беларусь построит собственный порт в Ленобласти за 30-40 млрд рублей - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Беларусь построит собственный порт в Ленобласти за 30-40 млрд рублей

07.09.2022 в 10:34 | время чтения: 4 мин.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на площадке Восточного экономического форума презентовал принципиальную договоренность с Правительством Беларуси о строительстве в регионе нового грузового порта для транзита белорусских товаров.

Эта идея на самом высоком уровне обсуждается уже около 1,5 лет, однако до сих пор никакой конкретики не было. Теперь губернатор Ленобласти частично раскрыл детали проекта: белорусские компании арендуют незадействованные на данный момент портовые площадки в регионе (скорее всего — из числа участков на территории одного из строящихся портов) и займутся возведением там собственной инфраструктуры.

По словам Александра Дрозденко, белорусская сторона в настоящий момент определяется с необходимыми им площадями и объемами, выбирая из вариантов, предложенных Ленобластью.

«Мы им варианты для стройки предложили, и в Приморске, и в Усть-Луге, пусть выбирают. Мы им даем территорию, предполагается так», — заявил он.

При этом глава региона назвал конкретные компании, с которыми Беларусь уже ведет переговоры о создании собственного терминала: «Русхимальянс», «Новотранс» и «Морской рыбный порт» Санкт-Петербурга.

Глава региона допускает, что в дальнейшем белорусские компании могут либо совместно с российскими предприятиями эксплуатировать портовую инфраструктуру, либо выкупить часть арендованных активов.

Проблемы с экспортом у Беларуси достигли критической фазы после того, как транзит белорусских товаров в рамках санкций был окончательно перекрыт Литвой.

Санкции планомерно вводились в 2020-2021 годах и эксперты уже тогда оценивали их последствия в перспективе — европейский транзит наиболее значимых для экономики Беларуси товаров рано или поздно будет закрыт полностью.

А первое место в ряду этих товаров занимают технический калий и калийные удобрения (Беларусь — один из основных мировых производителей калия), на втором месте — нефтепродукты.

Таким образом транзит через территорию России стал для Беларуси основным путем экспорта, к которому стороны начали готовиться заранее.

Еще в январе прошлого года премьер-министр Беларуси Роман Головченко и Михаил Мишустин договорились о трансфере белорусских грузов через порты России.

Этой зимой в Москве состоялась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, после которой о проекте строительства в России белорусского порта было впервые объявлено официально.

«Президент России отдал распоряжение (я его попросил, чтобы помогли нам россияне: не было волокиты, бюрократии; дело не в деньгах, деньги на это есть), чтобы мы под Питером могли построить свой порт и переваливать миллионы тонн грузов там. При мне были отданы распоряжения, чтобы немедленно это строительство началось», — цитирует белорусского лидера государственное новостное агентство БЕЛТА.

А в июне нынешнего года Александр Лукашенко на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым сообщил о намерении переориентировать на порты Санкт-Петербурга большую часть транзитных грузов.

«Мы полностью хотим миллионов 20 тонн переориентировать, свои потоки, на ваши порты. И буду просить у вас поддержки и помощи. С Президентом России мы об этом договорились. Вы знаете, он вам звонил по этому поводу. Думаю, что если мы с вами здесь развернемся, то и для Питера это будет хороший кусок работы», — заявил Александр Лукашенко.

Но, несмотря на зеленый коридор для транзита, именно калийные грузы (основной источник поступления валюты в Беларусь) видимо стал главной причиной того, что белорусской стороне потребовался собственный порт в России — наш собственный экспорт минеральных удобрений тоже значителен, и для белорусского транзита в портах (к примеру — мурманских, транзит через которые зондировался ранее) просто не хватает места. Ленинградская область выход из ситуации предоставила, тем более, что между проектами строительства здесь портовых площадок, по мнению ряда экспертов, может начаться конкуренция за грузоотправителей.

По предварительным оценкам экспертов РБК, объем инвестиций в проект может составить от 32 до 40 млрд руб. При этом они сомневаются, что «белорусский» порт получит экстерриториальный статус, поскольку согласно закону «О морских портах в Российской Федерации» ключевая портовая инфраструктура (причальная стенка и проч.) может принадлежать только федеральному правительству. Но компании из Беларуси могут получить в собственность непосредственно терминал.

Несмотря на данные нюансы все эти договоренности придают белорусской стороне полную уверенность в благополучной судьбе собственного экспорта, о чем этим летом в прессе Беларуси прозвучал уже целый ряд заявлений официальных лиц. Одним из последних в середине августа стало высказывание премьер-министра Роман Головченко, который сообщил, что проблем с вывозом белорусской продукции после налаживания логистики через Россию больше нет.

«Российские порты готовы к приему наших грузов. А строительство своей инфраструктуры в РФ оптимизирует для нас вопросы стоимости услуг по перевалке грузов. Причем мы говорим о собственных мощностях не только для белорусской продукции, это коммерческий проект. Сделка находится в завершающей стадии», — заявил г-н Головченко.

Андрей Стен

Поделиться с друзьями