«Бермудский треугольник» в центре Санкт-Петербурга - IndustrySPB

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

«Бермудский треугольник» в центре Санкт-Петербурга

25.08.2021 в 10:18 | время чтения: 7 мин.

Нелегкая судьба бывшего легендарного «Красного треугольника»

Территория бывшего предприятия «Красный треугольник», который некогда снабжал весь Советский Союз калошами и тапками-сланцы, является сегодня самой крупной заброшенной промзоной Петербурга – 34 га земли. Его территория представляет собой «лабиринт» из 150 дореволюционных производственных корпусов, объединённых галереями и арками, Журналисты прозвали это место «бермудским треугольником». Руины «Красного треугольника» становились декорациями для фильмов «Блокада» и «Сталинград». Они и сегодня идеально подходят для съемок фильмов про войну и блокаду Ленинграда.

Площадь территории составляет 34 га земли и 545 тыс. м² недвижимости. Из них 9,9 га и 205 тыс. м² принадлежат городу, а остальные в разном объёме — 70 частным собственникам. Уже много лет городские власти не могут здесь навести порядок. По многим причинам. Во-первых, из-за масштабности территории, во-вторых, из-за большого количества собственников земли и недвижимости, в-третьих, из-за элементарной нехватки средств. По разным оценкам, на реконструкцию заброшенной промзоны сегодня требуется от 40 до 100 млрд рублей.

В конце 2017 года архитектурное бюро представило концепцию развития территории. Её реализацию оценили в 40–45 млрд рублей. Проект предусматривал превращение промышленного квартала в общественно-деловой с офисами, мастерскими, зелеными зонами, детскими садами и школами. Это, возможно, было бы как раз кстати — вокруг промзоны за это время появились новые жилые комплексы. Важные с точки зрения авторов проекта здания предлагалось сохранить, не представляющие исторической и эстетической ценности — снести. Под нож проектировщиков попали промышленные неисторические объекты, склады и производства, которые, комфортно там устроились и никуда не собирались уезжать. Спустя четыре года они так никуда и не делись с набережной Обводного канала. С 2018 года Фонд имущества больше не проводил конкурсов, связанных с «Красным треугольником». Амбициозный проект заглох, заброшенные исторические здания продолжают рушиться.

А как все начиналось

В середине XIX века гамбургский предприниматель Фердинанд Краузкопф успешно наладил продажу американских галош в Европе. Ежегодно посещая Россию, он увидел здесь большой потенциал для резиновой обуви и решил выйти на российский рынок.

В 1859 году он и его компаньоны учредили «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) и открыли «Фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге» на Обводном канале. 11 марта 1860-го утвердили устав товарищества, эта дата считается днём официального начала его работы. Уже спустя несколько месяцев производство достигло 1000 пар галош в день. В 1861-м году на фабрике ТРАРМ трудилось 180 рабочих, производя товаров на 200 тыс. рублей в год. Уже спустя шесть лет количество рабочих выросло до 456, а выпускаемая продукция — до 712 тыс. рублей.

В 1888 году на подошве галош стали ставить маркировку — равносторонний треугольник с надписью ТРАРМ внутри. Такой торговый знак был выбран для того, чтобы «легко бросался в глаза неграмотному покупателю». Благодаря этому знаку в 1908 году компанию переименовали в «Треугольник», а при советской власти – в «Красный треугольник». Продукция завода соответствовала мировым стандартам качества и в большом количестве шла на экспорт, а на территории России ТРАРМ стал монополистом резинового производства. Чистая прибыль ТРАРМ в 1898 году составила 3 945 22 руб.

Компания активно занималась благотворительностью и предоставляла помощь своим сотрудникам, строя учебные и лечебные заведения, дома отдыха.Открыла кассу взаимопомощи, пополнявшуюся за счёт отчислений из годовой прибыли. За 40 лет деятельности ТРАРМ компании удалось увеличить уставной капитал с 300 тыс. рублей в год открытия до 4,5 млн к концу 1890-х. К началу XX века число рабочих достигло 6 тыс. человек. Ежегодно фабрика выпускала до 100 тыс. пар галош, а также разнообразные технические и бытовые товары — рукава, клапаны и прокладки, приводные ремни, непромокаемые ткани, игрушки, шины, коврики и т. д.

Поставщик Двора Его Императорского Величества

В 1910 году «Треугольнику» исполнилось пятьдесят лет. К юбилею был выпущен памятный альбом с гравюрами, на которых изображались все здания комплекса — не только производственные корпуса, но и школа, амбулатория, жилые дома рабочих.

В том же году компания получила звание поставщика Двора Его Императорского Величества. За короткий период с 1911 по 1913 год число рабочих и служащих выросло в два раза и составило 15 тыс. человек. Активы компании достигли 76 млн руб., уставной капитал — 21 млн, а стоимость принадлежащей ей недвижимости и земель — 20 млн. В первую мировую войну «Треугольник» стал основным производителем резины для авиации и автотранспорта. Компания выплачивала пособия семьям сотрудников, призванных на фронт, содержала два полевых госпиталя и выплачивала крупные суммы «на нужды армии и флота».

К концу 1915 года выручка «Треугольника» составила 29 639 585 руб., а прибыль — 11 932 900 руб. Примечательно, что вознаграждения членам совета и правления составили чуть больше миллиона рублей, столько же было выделено на социальные нужды — пособия семьям мобилизованных, раненым, поддержку госпиталей и благотворительных организаций.

От былого величия ныне не осталось и следа

До конца 1960-х «Красный треугольник» был крупнейшим производителем товаров из резины, здесь впервые получил промышленное применение синтетический каучук.

Но с 1970-х годов предприятие постепенно начало проигрывать конкурентам гонку в модернизации. После распада СССР предприятие было приватизировано. В 2000 году Федеральная служба налоговой полиции наложила арест на активы ОАО «Красный треугольник». В мае 2001 года в отношении предприятия было возбуждено производство по делу о банкротстве, долг составлял 260 млн рублей. В июле того же года было введено конкурсное управление предприятием. В 2002 году арбитражный суд объявил его банкротом.

В небольшом объёме площади и мощности бывшего «Треугольника» сегодня продолжают использоваться. По данным на 2021 год среди производств — АО «Петрошина», ООО «МТД «Красный Треугольник» — выпускает конвейерную ленту. Остальную часть помещений арендуют микропредприятия.

И нести тяжело, и бросить жалко

80 корпусов «Красного треугольника» признаны памятниками промышленной архитектуры и имеют охранный статус объектов культурного наследия.Во многом еще из-за этого очень непросто сегодня приспособить старые здания к современным реалиям.

Эти корпуса находятся в оперативном управлении Фонда имущества Петербурга, остальные площади делят между собой 70 частных собственников. С момента банкротства завода неиспользуемые здания приходят в упадок, разрушаются мародёрами, страдают от пожаров. В заброшенной части территории нередки несчастные случаи с забравшимися в аварийные корпуса людьми. С 2010-х администрация города заявляет о различных планах по редевелопменту территории, однако ни один из объявленных проектов не был запущен в реализацию.

30 корпусов имеют подвалы, доступ к некоторым затруднён из-за полутораметрового культурного слоя, накопившегося с момента открытия завода. Комплекс и входящие в него здания имеют статус памятника промышленной архитектуры и охраняются государством. На территории сохранились также элементы дореволюционной инфраструктуры: поэтажные рельсы, поворотные круги, лифтовые шахты, баки системы пожаротушения.

В течение 2010-х администрация города, разные компании и бизнесмены озвучивали проекты по редевелопменту «Красного треугольника» и его преобразованию в многофункциональное общественное пространство. Эксперты отмечают, что бывший завод является крайне сложным объектом для редевелопмента. Пространство нужно отреставрировать и приспособить к современным условиям в рамках единой концепции, что затруднительно из-за большого числа собственников. Потребуются миллиардные инвестиции, которые частные компании смогут предоставить только при условии надёжных гарантий со стороны города. Существуют также технически сложные моменты, затрудняющие реконструкцию зданий. Например, химикаты, которые вырабатывались при производстве резиновых изделий, впитались в стены и грунт корпусов, для их очистки потребуются серьёзные вложения. Кроме того, здесь значительно изношены инженерные сети.

В 2016 Смольный объявлял о планах создать на территории «Красного треугольника» тематический парк развлечений, а в 2017 — технопарк. В августе 2017 администрация города включила «Красный треугольник» в перечень территорий, предназначенных для комплексного устойчивого развития. Фонд имущества Петербурга запросил из бюджета города 150 млн на разработку проекта, ориентировочно стоимость реализации оценили в 40-45 млрд рублей. В том же году гендиректор фонда Денис Мартюшев рассказал прессе, что рассматривается вопрос строительства второго выхода станции метро «Балтийская» на территории «Красного треугольника». Весной 2021 года администрация города вновь заявила, что обсуждает проект редевелопмента «Красного треугольника», однако сроки и условия его реализации пока так и не объявлены.

РАЗ

Поделиться с друзьями