ФРП одобрил займ Петербургскому тракторному заводу - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

ФРП одобрил займ Петербургскому тракторному заводу

01.09.2022 в 14:30 | время чтения: 4 мин.

Транш на 5 млрд рублей от Федерального Фонда развития промышленности получит АО «Петербургский тракторный завод», планирующий создание на выделенные средства импортозамещающего производства.

ПТЗ планирует создать новую производственную линию по выпуску ведущих мостов (элемента колесной тяги, который соединяет ведущие колёса на оси) для тракторов и спецтехники.

Как сообщает газета «Коммерсант», производство, общий объем инвестиций в которое достигнет 10 млрд рублей, начнет выпуск первой продукции через 2 года. Ежегодно на новой линии будет выпускаться около 7,5 тыс. ведущих мостов, которые предполагается использовать в основном для установки на собственные машины.

Как сообщает источник, сейчас на ПТЗ используются импортные ведущие мосты, в основном из Юго-Восточной Азии и Европы, и это одна из последних частей наших машин иностранного производства — после запуска собственной линии, где предусмотрено использование российского сырья, уровень локализации вплотную приблизится к 100%.

АО «Петербургский тракторный завод» (входит в ГК ПАО «Кировский завод») — предприятие более чем с двухвековой историей, основанное еще в 1801 и выпустившее первые в России тракторы в 1924 году.

Как отмечают представители компании, сегодня завод — единственный отечественный производитель мощных сельскохозтракторов, продаваемых как в России так и за рубежом под маркой «Кировец». К настоящему времени уже выпущено более 480 тыс. таких машин, серийное производство которых насчитывает 8 моделей последней серии К-7М (300-435 л.с.), 17 специальных машин (в том числе для дорожного строительства) и 1 модель «Кировца» серии К-5 (250 л. с.).

Компания имеет развернутую сеть более чем из 50 сервисных и дилерских центров в России и странах СНГ. На данный момент в разных отраслях работает примерно 60 тыс. «Кировцев», а в число клиентов ПТЗ входят такие компании как Газпром, ГК Илим, Лукойл, Роснефть и многие другие.

Объем производства и сбыта за последние 10 лет рос постоянно: если в 2013 году было реализовано всего 469 штук всех видов машин, то к 2020 году эта цифра увеличилась до 2630 машин, а в прошлом году произошел очередной качественный скачок — по итогам 2021 года завод реализовал 3600 единиц техники.

Фонд развития промышленности был учрежден в 2014 году по инициативе Минпромторга после реорганизации ФГУ «Российский фонд технологического развития».

Стратегическая цель организации — льготное кредитование (по ставкам от 1% до 5%) предприятий, реализующих проекты импортозамещения, разработки инновационной продукции, цифровизации производств и повышения производительности труда.

По отраслевой принадлежности проектов, получивших финансовую поддержку ФРП, лидирует машиностроение. На 1 марта текущего года в этой сфере было одобрено 254 заявки, далее следуют «медбиофарма» (203 заявки) и «химия» (143 заявки).

Сейчас в портфель ФРП входят проекты в 74 регионах. Абсолютным лидером по числу выданных займов является Московская область — здесь за счет средств Фонда уже реализован или находится в стадии реализации 101 проект, далее следует Свердловская область (67 проектов) и Пермский край (62 проекта). Санкт-Петербург с 36 одобренными займами в этом списке располагается на 6-м месте.

Интересно, что Петербургский тракторный завод уже не первый раз кредитуется за счет средств от ФРП. Первые транши (в сумме около 1 млрд рублей) предприятие получило на запуск производства автоматических коробок передач для спецтехники и сельскохозмашин – займы были одобрены в 2017 году, а серийное производство запущено в 2020 году.

А в прошлом году Фонд одобрил займ как раз по программе создания на предприятии производства ведущих мостов.

Как рассказали порталу industryspb.ru в ФРП, несмотря на то, что заявка была одобрена, предприятие не стало получать деньги, а в этом году вышла с новой заявкой уже по обновленной программе Фонда «Автокомпоненты», предусматривающей более выгодные условия.

Так, максимальная сумма займа по этому направлению была увеличена с 2 до 5 млрд рублей, срок кредитования – с 7 до 10 лет, а доля минимального софинансирования со стороны заемщика снижена с 60% до 20% .

По словам специалистов ФРП, эта мера поможет предприятиям в реализации проектов, по которым невозможно обеспечить высокий уровень софинансирования, или это делает проект экономически неэффективным.

Таким образом станет возможен выпуск низкомаржинальной, но стратегически важной в плане импортозамещения продукции, — отмечают в ФРП.

А решение об увеличении максимальной суммы займа по программе «Автокомпоненты» связано с ростом санкций и ограничительных мер иностранных государств на поставку высокотехнологичной продукции в Россию (по данным Фонда на закупки оборудования направляется до 75% средств займа), а также значительно увеличившихся логистических издержек при условии поставок по схеме параллельного импорта.

Как отметил директор ФРП Роман Петруца, на сегодняшний день по программе «Автокомпоненты» уже поступило более 20 заявок на общую сумму свыше 33 млрд рублей, при этом кредит для ПТЗ по обновленной программе был одобрен первым.

Андрей Стен

Поделиться с друзьями