История бренда. Балтийский завод - IndustrySPB

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

История бренда. Балтийский завод

22.11.2023 в 15:23 | время чтения: 6 мин.

Флагман отечественного кораблестроения — петербургское судостроительное предприятие «Балтийский завод» намерено к 2035 году завершить масштабную программу модернизации своих производственных мощностей. На его территории планируется построить сухой док, а также реконструировать и перевооружить два цеха: корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный. Генеральный директор завода Алексей Кадилов оценил сумму необходимых средств на модернизацию завода в размере около 16 млрд рублей. Вложения планируется окупить в течение 9 лет.

«Эти и другие мероприятия позволят внедрить технологию крупноблочного строительства судов в сухом доковом комплексе», — сказали в пресс-службе завода. По итогам модернизации завод сможет выйти на высокосерийное строительство крупнотоннажных образцов техники: ледоколов различных проектов, военных крейсеров, танкеров, судов универсального назначения, плавучих атомных энергоблоков и круизных лайнеров.

В частности, планируется, что цикл строительства судов типа ЛК-60 сократится с 6 до 4,5 лет, а трудоёмкость снизится примерно на 25%. «Кроме того, удастся достигнуть роста производительности стапельного производства в два раза и обеспечить рост технической готовности заказов при выводе до 96–98%», — отметили на заводе.

Сегодня АО «Балтийский завод» входит в АО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) и специализируется на строительстве надводных кораблей 1 ранга, судов ледового класса с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков.

На уроках поражения в Крымской войне

Нынче заводу исполнилось 165 лет со дня основания.

Он появился в мае 1856 года, на одном из переломных моментов в жизни России. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) показало, что сохранить статус великой морской державы Россия могла только при условии реорганизации военно-морского флота и изменения концепции кораблестроения. На волне этих преобразований и возникло частное предприятие купца 1-й гильдии Матвея Егоровича Карра и инженера-судостроителя Марк Львовича Макферсона.

Со дня своего основания завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов.

К 1873 году на заводе были выпущены 20 буксиров, несколько пассажирских пароходов, две паровые яхты, свыше десяти крупных судов по заказу Морского министерства. Однако к 1874 году из-за многочисленных долгов компаньонам пришлось продать завод. Он перешел во владение английского акционерного общества, которое в 1877 году было преобразовано в Русское Балтийское железнодорожное и механическое общество. Под управлением талантливого администратора, капитан-лейтенанта Михаила Кази, завод достиг по производительности размеров больших заграничных заводов и в 1894 году поступил в собственность Морского министерства.

К этому моменту завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей завода был самый большим в России — длиной 167,5, шириной 33 метра. Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы — 260 тонн. Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Для окончания строительством изготовленных заводом больших военных кораблей имелось подразделение в Кронштадте, куда корабли переходили для производства приемных испытаний механизмов и передачи в казну. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью. Исключение составляли артиллерийские и минные установки, динамомашины, броня и башни. Актив завода на 1 января 1907 года составлял 53 млн рублей. Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов.

От подводных лодок до атомоходов

В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов.

За первое десятилетие коммерческого судостроения завод создал 32 судна. В 1930-е годы рабочие Балтийского завода построили знаменитые торпедные дизель-электрические подводные лодки серии «Декабрист». В годы Великой Отечественной войны специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни. Половина 15-тысячного коллектива завода ушла на фронт, только около 6000 балтийцев вернулись с войны. После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательские суда.12 мая 1956 года, в связи со 100-летием и отмечая заслуги завода в развитии отечественного судостроения, Президиум Верховного Совета СССР наградил предприятие орденом Трудового Красного Знамени.

С 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1977 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол «Россия», который был сдан в эксплуатацию в 1985 году. В 2007 году было завершено строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Этот атомоход сегодня — самый большой в мире ледокол, его водоизмещение составляет 20 тысяч тонн, а конструкция насчитывает 14 палуб.

В 80-е годы предприятие освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте. В 1988 году был построен первый и единственный в мире атомный научный комплекс космической связи ССВ-33 «Урал». 

В приоритете – гражданское судостроение

Не прерывая строительство военных судов, завод постепенно увеличивает долю гражданского судостроения.

В последние годы на заводе был реализован ряд крупных международных гражданских заказов, в числе которых серия химических танкеров для немецкого заказчика и серия речных танкеров по контракту с голландской компанией. В апреле 2004 года завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения — строительство серии фрегатов для Индии. Сейчас Балтийский завод ведёт строительство серии океанских судов для перевозки автомобилей-трейлеров по заказу норвежской компании и серии дизель-электрических ледоколов для Финского залива по заказу ФГУП «Росморпорт».

Завод выпускает широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения, является поставщиком цветного и чёрного литья, как для оснащения кораблей и судов собственной постройки, так и для поставок другим верфям. С выходом на мировой судостроительный рынок Балтийский завод первым в стране начал комплексную модернизацию производства. Общий объём инвестиций в создание нового производства составил около $30 млн.

Предприятие строит универсальные атомные ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал»). Здесь построена первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». В мае 2020 года завод анонсировал строительство четвёртого атомного ледокола проекта 22220 («Якутия»). Заказчиком выступил «Атомфлот» — предприятие госкорпорации «Росатом». Четвёртый ледокол должен быть введен в эксплуатацию в 2024 году.

РАЗ

Поделиться с друзьями