История бренда. Северная верфь - IndustrySPB

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

История бренда. Северная верфь

05.12.2023 в 12:55 | время чтения: 6 мин.

Северная верфь (первоначально – Путиловская), была основана 14 ноября 1912 года. Для того, чтобы выйти в передовые военные морские державы, жизненно необходимо было построить в России высокотехнологическое предприятие. На строительстве и оснащении верфи использовался передовой мировой опыт того времени, для работ привлекались лучшие специалисты из Германии и Голландии.

Гарантировать безопасность империи.

В начале 20-го века Россия была экономически мощной державой, однако военный флот уступал флотам потенциальных противников.

Поражение в русско-японской войне 1905 года обнажила техническую отсталость военного вооружения, в том числе и кораблей. Разгром в Цусимском сражении стал настоящим шоком для военного руководства страны. В те же годы Англия, Франция, Италия, Германия устроили гонку вооружений, вводя в строй все более мощные корабли. Без создания военных судов нового поколения гарантировать безопасность империи было невозможно.

14 ноября 1912 года в акватории Финского залива в Санкт-Петербурге состоялось открытие судостроительного завода «Северная верфь» (СЗСВ), в то время именовавшегося «Путиловской верфью». Изначальной целью основания предприятия было пополнить ВМФ Российской империи новыми современными кораблями, способными противостоять региональным флотам соседних стран, прежде всего Германии. В проектировании и оснащении производства участвовали лучшие европейские инженеры, широко использовался мировой опыт судостроения. За считанные годы «Северная верфь» стала одной из главных площадок строительства современного военного флота.

Строительство Путиловской верфи

Строительство верфи велось очень быстро – будущие цеха и подсобные здания возводились одновременно.

За 1 год были возведеныдве судостроительные мастерские, турбинная мастерская, сборочно-установочная, медницкая, ремонтная мастерские, строительный и железнодорожный цеха. Здесь же разместились котельная, плотницкая, столярная, малярная, слесарная, жестяницкая и такелажная мастерские, кузница и электрический цех.Для управления завода и технических служб возвели трехэтажное здание, в котором до сих пор размещается администрация.В 1916 году на «Путиловской верфи» уже работало 4500 рабочих, строились два крейсера, восемь миноносцев, десять тральщиков.

Северная верфь в советское время

В 1922 году Путиловская верфь была переименована в Северную судостроительную верфь.

Началось строительство легких надводных кораблей, первым из которых в советское время стал сторожевой корабль«Ураган».Позже, в 1927 году состоялась закладка сразу шести подобных кораблей. Из этих кораблей составили отдельный дивизион, прозванный советскими моряками «дивизионом плохой погоды». В задачи сторожевиков входили разведка, сопровождение и охрана кораблей и конвоев от нападения подводных лодок, борьба с самолетами противника. До 1937 года было построено 18 подобных кораблей и его модификаций.

Новым этапом военного судостроения в Советской России стало создание лидера эсминцев «Ленинград». Его заложили в 1932 году, а уже в 1933 году были проведены ходовые испытания, после которых он был включен в состав Балтийского флота. На испытаниях корабль развил скорость в 43 узла – на то время это был один из самым быстроходным кораблей в мире.В 1934 году завод стал носить имя А.А.Жданова (вплоть до 1989 года).

В предвоенные годы коллектив завода, конструкторы и рабочие, разрабатывали самые разные проекты, в том числе эскадренных миноносцев и их усовершенствованных модификаций.После начала Великой Отечественной войны на фронт с предприятия ушли призывники и ополченцы, оставшаяся часть коллектива завода продолжала достраивать и ремонтировать корабли, выполнять срочные фронтовые заказы. Ушедших мужчин заменили женщины и подростки. Фронт приближался, и предприятие стало основной мишенью для артобстрелов. На его территорию враг обрушил в общей сложности тысячи артиллерийских снарядов и авиабомб. Но это не сломило дух коллектив, работники сосредоточились на изготовлении полковых орудий и боеприпасов, осуществляли ремонт поврежденных кораблей.

Главное направление – строительство военных судов

С 1953 по 1958 год на Северной верфи было построено 13 эсминцев, позже их модификации уже оснащались ракетным оружием.

В первой половине 1960-х годов на заводе им. А.А. Жданова были построены четыре корабля, ставшие первыми ракетными крейсерами советского ВМФ.

В то же время на заводе велось строительство пяти единиц больших противолодочных кораблей–это стало знаковой вехой не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Дело в том, что эти достаточно крупные корабли были оснащены газотурбинной установкой. В конце 60-х годов для военно-морских сил России было построено четырех больших противолодочных корабля. В 70-е годы было построено еще шесть противолодочных кораблях меньших размеров.А во второй половине 80-х годов – еще четыре больших противолодочных корабля.В 1998 году завод одним из первых в Российской Федерации получил лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей и судов.

В 2000 году на Северной верфи началось строительство серии корветов, а с 2006-го – серии фрегатов, все это также предназначалось для ВМФ. До 2020 годана заводе действовала долгосрочная программа строительства фрегатов, корветов, судов связи и тылового обеспечения по заказам Министерства обороны.

В новый век – с новыми технологиями

Закладка корвета «Стерегущий» в декабре 2001 года ознаменовала собой новую эпоху создания кораблей на Северной верфи для ВМФ РФ.

При строительстве основой для разработки рабочей документации стала трехмерная электронная модель корабля, которую предприятие начало самостоятельно создавать по бумажным документам бюро-проектанта.

«Стерегущий» воплотил в себя все достижения современной кораблестроительной науки. Архитектура корабля по технологии Stels сделала его малозаметным для радиолокаторов противника и визуального наблюдения. Не только корветы, но и все последующие суда стали строится по этой технологии.

Северная верфь в наши дни
Сегодня производственные мощности Северной верфи позволяют вести серийное строительство, ремонт и модернизацию боевых надводных кораблей и судов водоизмещением до 12 тыс. тонн.
На территории предприятия расположены корпусообрабатывающее, корпусосборочное и трубообрабатывающее производства, эллинг, несколько открытых стапельных мест, оборудованных кранами грузоподъемностью до 100 тонн, плавучий док, трансбордерное устройство и достроечная набережная.Технологические возможности предприятия позволяют строить коммерческие суда различного назначения, в том числе ледоколы, с основными размерами по длине 170 м и шириной до 28 м. Верфь строит коммерческие суда в соответствии с требованиями различных классификационных обществ и имеет лицензии на все виды деятельности по коммерческому судостроению.

«Северная верфь» сегодня является важнейшим для Минобороны поставщиком военных судов и главным экспортером кораблей российского производства. В 2011 году командование заключило с заводом контракта на изготовление 12 корветов и фрегатов вдобавок к 5 ранее заказанным суда, загрузив производственные мощности завода до 2020 года — на 200 млрд рублей. Это самый масштабный контракт с Минобороны в истории верфи.

«Северная верфь» неоднократно подвергалась широкомасштабной реконструкции, в ходе которой был создан целый комплекс уникальных сооружений и производств.За более чем 100-летнюю историю на заводе было построено около 400 кораблей и судов различного назначения. Среди них около 170 кораблей – для военно-морского флота, оснащённых самыми современными для своего времени системами вооружения. В настоящее время Северная верфь входит в «Объединенную судостроительную корпорацию».

По-прежнему строят военные корабли

Летом 2021 года специалисты предприятия «Северная верфь» завершили работы по монтажу главных распределительных щитов и щитов питания с берега на строящемся втором серийном фрегате «Адмирал Головко».

Это даст возможность подавать электропитание на все установленные на фрегате системы и оборудование. Достроечные работы на фрегате продолжаются. Корабль будет передан ВМФ России в 2022 году. Судна подобного проекта станут на флоте первыми штатными носителями гиперзвукового оружия. Изначально они предназначены для поражения надводных кораблей, поиска и уничтожения подводных лодок и наземных целей, противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов, совместных действий с морскими десантами, дозорной службой, охраны государственных границ, обеспечения защиты гражданских судов и объектов производственной деятельности. Кроме этого, Объединенная двигателестроительная корпорация и «Северная верфь» заключили договор на поставку четырех дизель-газотурбинных агрегатов российского производства для фрегатов адмиральской серии , в том числе — «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Изделие создано в рамках программы импортозамещения. В прошлом году подобное изделие было установлено на судне «Адмирал Головко». В дальнейшем им планируют оснастить третий фрегат — «Адмирал Исаков». Такими же агрегатами будут укомплектованы фрегаты «Адмирал Головко», «Адмирал флота Советского Союза Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».

Поделиться с друзьями