Дочка ПАО «Кировский завод», АО «Завод «Киров-Энергомаш», может быть продана новому собственнику, предположительно – из структуры госкорпорации «Росатом».
По мнению экспертов, основная цель сделки — оптимизация работы госкорпорации по созданию атомного ледового флота, а ведущим направлением деятельности «Киров-Энергомаш» станет производство энергетических установок для ледоколов и самоходных ледовых платформ.
Информацию о готовящейся сделке публикует газета «Коммерсант». По данным источника, в настоящее время переговоры о продаже идут с машиностроительным дивизионом «Росатома» – АО «Атомэнергомаш».
На сегодняшний день это один из крупнейших энергомашиностроительных холдингов России. Здесь проводится полный цикл работ по проектированию и производству оборудования для атомной и тепловой энергетики, нефтегазовой отрасли, судостроения и проч. Около 20% всех действующих в мире АЭС использует оборудование АО «Атомэнергомаш».
Обеспечение судостроительных предприятий энергетическим оборудованием и сегодня декларируется в качестве важного направления работы «Киров-Энергомаш». Завод поставляет главные и вспомогательные энжекторы, турбозубчатые агрегаты для судов ВМФ, главные турбоагрегаты для атомных ледоколов, турбонаддувочные и электронасосные агрегаты, автоматические системы управления ТГУ и целый ряд других наименований продукции для судостроения.
Для строящихся и действующих АЭС здесь выпускаются главные циркуляционные насосы, компенсаторы, теплообменники, емкостное оборудование и т.д.
Для нефтегазовой отрасли компания производит автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, газоперекачивающие блочно-комплектные агрегаты, блоки фильтров, компенсаторы и проч. В число основных заказчиков нефтегазового оборудования входят ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл».
Как отмечают аналитики «Коммерсанта», в прошлом году оборудование для гражданского флота и ВМФ в общей структуре отгрузок «Киров-Энергомаш» составило около 93%.
Крупнейшим заказчиком в сегменте гражданского судостроения выступил Балтийский завод (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию»), для которого «Киров-Энергомаш» производит турбины атомных ледоколов «Арктика». Впрочем, это сотрудничество остается очень непростым – заказчик неоднократно обвинял производителя в срыве сроков поставок.
По данным «Коммерсанта», в прошлом году оборудование для гражданского флота и ВМФ в общей структуре отгрузок «Киров-Энергомаш» составило около 93%.
АО «Завод «Киров-Энергомаш» как самостоятельное подразделение начало работу после акционирования в 1995 году. Свою историю производство ведет с 1913 года, когда при Путиловской верфи было учрежден отдельный цех по выпуску судовых турбин и вспомогательных механизмов. В годы Великой Отечественной войны предприятие активно участвовало в ремонте бронетехники и выполнении оборонных заказов.
Сейчас «Киров-Энергомаш» изготавливает и обслуживает оборудование для 9 российских и 9 зарубежных АЭС, а судовые энергетические агрегаты установлены на более 80% всех отечественных атомных подводных лодок разных поколений, всех атомных ледоколах и значительной части надводных кораблей ВМФ.
Ранее мы рассказывали, что в последние годы развитие арктического заказа на предприятиях Санкт-Петербурга идет с повышенной активностью, в том числе и под эгидой «Росатома».
Руководство города неоднократно подчеркивало, что атомное судостроение имеет все перспективы стать ведущей компетенцией Петербурга в рамках нацпроекта Северного морского пути («Росатом» ожидает, что к 2024 году он будет обеспечивать транзит более 92,6 млн тонн грузов).
Губернатор Александр Беглов заявлял, что на городских верфях строится более 50 кораблей и судов нового поколения.
Также город рассматривает возможность выступить в роли хаба для СМП. Об этом, в частности, упоминала зампред Комитета по делам Арктики Елена Асеева. По ее мнению, Петербург, благодаря оперативности обработки морских грузов может снизить логистические издержки СМП, став одним из крупнейших транзитных центров.
В арктическом судостроении одна из ведущих ролей отводится Балтийскому заводу, который до 2026 построит 5 универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (общие инвестиции составят более 100 млрд. рублей). Помимо уже спущенных со стапелей «Арктики», «Сибирь» и «Урал», к концу планового срока в строй будут введены «Якутия» и «Чукотка».
На «Адмиралтейских верфях» недавно было завершено длившееся 3 года строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» (проект 00903, АО КБ «Вымпел») – научно-экспедиционного судна для проведения круглогодичных экспедиций в Северном Ледовитом океане, прекращенных 9 лет назад после списания арктической станции старого образца.
Другое петербургское предприятие – «Средне-Невский судостроительный завод» – работает над масштабным заказом в сегменте пассажирского судостроения. Первые корабли проекта А45-90.2 «река» и «река-море» в ближайшие годы будут отправлены в Красноярскмй край для обслуживания социально значимых маршрутов.
Всего же, по оценкам экспертов Комитета по делам Арктики, сегодня в сфере арктического заказа работает около 60 петербургских предприятий.
Андрей Везин