Кто «подберет» упавший «Интеркос» - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Кто «подберет» упавший «Интеркос»

29.12.2021 в 20:27 | время чтения: 6 мин.

В Петербурге продается остановивший производство завод по выпуску автокомпонентов «Интеркос IV», входящий в состав Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Эксперты говорят, что найти покупателей будет проблематично. В городе нет инвесторов, способных выложить за актив данного профиля 3 млрд рублей.

Завод автокомпонентов «Интеркос IV» Магнитогорского металлургического комбината в Колпино остановился еще в 2017 году. Стратегическое предприятие стоимостью 300 млн евро, которое в 2010 году открывал лично Владимир Путин, оказалось убыточным из–за падения объемов производства петербургского автокластера. Руководство распустило сотрудников и свернуло производство – и вот спустя 4 года завод было решено выставить на продажу.

Завод открывался с большим размахом

Завод в Колпино Магнитогорский металлургический комбинат миллиардера Виктора Рашникова решил строить еще в 2007 году. В качестве базы для создания нового производства было выбрано предприятие «Интеркос IV», организованное петербургскими инженерами в 1993 году. ММК купил долю в нем, как тогда оценивали, за $20 млн. Примерно так же в те годы поступил, к примеру, Михаил Прохоров, купивший петербургское предприятие «Яровит Моторс» для запуска своего проекта «Ё–мобиль».

Компетенции местных специалистов в отрасли автокомпонентов были востребованы. Это было время расцвета автомобильной промышленности в Петербурге. Один за другим в город приходили иностранные автоконцерны, которые по соглашению с властями были обязаны наращивать локализацию своих сборочных производств. Штампованные детали — кузова, дверей и прочее — были им остро необходимы. Так что сбыт будущему заводу ММК был гарантирован. Еще до открытия, в 2008 году, ММК подписал с городскими властями соглашение о стратегическом партнерстве, что гарантировало серьезные налоговые льготы. На закладку первого камня, а затем и на открытие завода в 2010 году приезжал Владимир Путин. Старт работы такого крупного предприятия, которое вместе с оборудованием оценивалось примерно в 300 млн евро, был настоящим триумфом для Валентины Матвиенко и ее команды.

Завод так и не вышел на проектную мощность

На пике расцвета городского автокластера в 2013 году четыре петербургских завода отчитались о выпуске 394 тыс. машин, и еще 80 тыс. сделал всеволожский Ford.С тех пор ситуация на рынке очень сильно изменилась. Ford и General Motors прекратили работу. Именно эти два завода, по данным экспертов аналитического агентства «Auto–Dealer–СПб», и были основными клиентами «Интеркоса IV» в Петербурге.

В 2015 году ММК внес в уставный капитал ЗАО «Интеркос IV» 3,9 млрд рублей за счет допэмиссии акций.До этого у одного из крупнейших предприятий автокластера Петербурга уставный капитал был всего 58 тыс. рублей. Это был год, когда дела компании пошли хуже — выручка упала вдвое.

В марте 2016 года компания провела реорганизацию, преобразовавшись в одноименное ООО. При этом «Интеркос IV» так ни разу и не порадовал акционеров ММК прибылью. К тому же завод так и не смог выйти на проектную мощность — 250 тыс. т штампованных изделий в год.

Почти все оборудование из Петербурга еще летом 2016 года было перевезено в Магнитогорск и до сих пор работает именно там. В пресс–службе ММК в тот период не стали отрицать закрытие петербургского производства. «Компания «Интеркос IV», сохраняя свой юридический статус, находится в стадии трансформации с возможным перепрофилированием, например, в индустриальный парк, что сможет повысить коммерческую привлекательность актива на рынке», — сообщили в московском офисе ММК.

Будущее промышленной площадки в Колпино и планы на нее менеджеров ММК вызывали много вопросов. Дело в том, что она расположена на территории промышленного парка «Ижорские заводы», по сути, за забором крупного оборонного завода. И рассматривать ее как отдельный объект недвижимости можно было лишь с большими допущениями. К тому же у городских чиновников были планы по созданию внутри этой промзоны собственного промышленного парка.

Уходили один за другим

«Интеркос IV» — не первый производитель автокомпонентов, покинувший Петербург. В 2015 году, когда стало известно о закрытии завода GM, город покинул и его поставщик Johnson Controls. Крупный канадский производитель пластиковых деталей Magna также свернул производство и вывез его в Калугу.

Тем не менее, как бы ни была показательна ситуация с остановкой производства на «Интеркосе IV», надо признать, что задел, сделанный при Валентине Матвиенко, все еще позволяет называть Петербург крупнейшим российским центром автомобилестроения наряду с Тольятти, Нижним Новгородом и Калугой. Несмотря на уход GeneralMotors и Ford, в городе работают три крупных иностранных производителя и десятки предприятий, производящих автокомпоненты. И хотя количество выпущенных машин падает, отрасль развивается.

Нужен крупный покупатель

По мнению аналитиков, нынешняя рыночная цена завода действительно может составить несколько миллиардов рублей. «С учетом формата и уровня оснащения объекта экспонируемая стоимость может достигнуть 10 млрд рублей. Актив может быть интересен крупным промышленным холдингам под локализацию в Северо-Западном регионе», — отмечает Александр Шевелев, заместитель руководителя отдела складской недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE.

Сергей Федоров, управляющий партнер East Real, по-другому оценивает стоимость объекта. «Его рыночная цена находится в районе 2,5 млрд рублей. Но даже при такой цене найти покупателя будет нелегко. Объект привлекателен именно в текущей производственной функции и тем, что он готов к эксплуатации. Однако, учитывая его площадь, это должно быть довольно крупное производство. Сегодня я не вижу промышленных инвесторов, которые могли бы проявить интерес к объектам такого масштаба в Петербурге», — заключает эксперт.

Поставить точку

Завод «Интеркос IV» специализировался на производстве штампов и пресс-форм для автомобильной промышленности. В 2007 году предприятие вошло в состав Магнитогорского металлургического комбината. В 2010 году ММК на новой площадке «Интеркоса» ввел в эксплуатацию сервисный металлоцентр и установил высокотехнологичное оборудование по переработке металла. Весной 2011 года также был запущен участок мелкой штамповки. В 2017 году «Интеркос» прекратил работу, а оборудование было перевезено в Магнитогорск. С тех пор площадка работает в основном как склад, говорят участники рынка.

По мнению экспертов, причиной остановки «Интеркоса» могла стать неправильно выбранная стратегия развития предприятия. «История проектов создания производств автокомпонентов последнего десятилетия показывает, что успешными оказались те, кто изначально ориентировался на сотрудничество с одним автозаводом и сумел так или иначе встроиться в его производственную и логистическую цепочку. Например, ряд местных поставщиков автокомпонентов для петербургских Hyundai или Toyota в итоге разместились на территории самих автозаводов», — говорит эксперт по рынку автомобилей Денис Гаврилов.

Большие же проекты вроде «Интеркоса» были рассчитаны на поставки продукции для нескольких автосборочных производств, не будучи четко «заточены» ни под одно из них. «Уход нескольких таких основных потребителей (а для «Интеркоса» это был сначала GM, потом Ford) негативно отразился на производителе автокомпонентов», — продолжает Денис Гаврилов.

Теоретически предприятие могло попытаться переориентироваться на других потребителей в других регионах, но время было упущено. К моменту начала проблем у «Интеркоса» вакантные места уже были заняты местными производителями .«Фактически «Интеркос» ушел с рынка несколько лет назад, нынешняя продажа — лишь оформление этого факта. Потенциальным покупателем данной площадки может стать любое промышленное предприятие, это необязательно должно быть производство автокомпонентов», — заключил эксперт.

ОАЗ

Поделиться с друзьями