Петербургские «Силовые машины» включаются в «зеленую» энергетику

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Петербургские «Силовые машины» включаются в «зеленую» энергетику

07.02.2022 в 09:54 | время чтения: 6 мин.

АО «Силовые машины» сформировало новое структурное подразделение — Центр исследований и разработок, в задачи которого будет входить создание принципиально нового энергетического оборудования, выходящего за рамки традиционной для компании продуктовой линейки.

Как сообщили в пресс-службе предприятия, «Силовые машины» планируют пополнить продуктовый портфель «зелеными» проектами, в числе которых оборудование для ветроэнергетических установок и солнечные электростанции на CO2. Компания намерена внедрять при создании новых продуктов комплексный подход, который будет применяться на всех стадиях, от проработки идей до выпуска технического проекта. 

«Формирование обособленного Центра исследований и разработок позволит серийным конструкторским бюро компании сосредоточиться на исполнении текущих проектов и совершенствовании существующей продуктовой линейки «Силовых машин». В то время как новое подразделение будет вести инициативные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и продвижение на рынок перспективных решений», — отметил генеральный директор АО «Силовые машины» Александр Конюхов.

Подразделения Центра исследований появятся в нескольких городах с высоким научно-техническим потенциалом, уточнили в пресс-службе компании. В настоящий момент проходит отбор в столичное подразделение. «В Центре будут работать как специалисты с многолетним опытом, так и выпускники вузов, аспиранты и выпускники студенческих конструкторских бюро «Силовых машин»», — рассказал гендиректор компании.

Сообщается, что в новую структуру войдет Центр водородных технологий, созданный «Силовыми машинами» в прошлом году.

АО «Силовые машины» — энергомашиностроительная компания, входящая в число мировых лидеров отрасли по объему установленного оборудования. Предприятие занимается проектированием, изготовлением и комплектными поставками оборудования для тепловых, атомных и гидроэлектростанций.

Мордашов меняет структуру «Силовых машин»

В прошлом году «Силовые машины» начали модернизацию своей структуры, чтобы выбраться из убытков. Миллиардер Алексей Мордашов запустил процесс реорганизации своих бизнес–активов. Он учредил ряд компаний с наименованиями своих прежних бизнес–структур. Согласно данным ЕГРЮЛ, в конце ноября были зарегистрированы четыре новых юридических лица. Их учредителем стало ООО «Нордэнергогрупп», которое через ООО «Севергрупп» и «Алгоритм» контролируется Мордашовым.

В качестве ОКВЭД у «Нордэнергогрупп» указана холдинговая деятельность. Названия новых компаний совпадают с ранее присоединёнными к АО «Силовые машины» (СМ) предприятиями. Так, в качестве отдельных юрлиц зарегистрированы АО «Ленинградский металлический завод» (ЛМЗ), ООО «Завод турбинных лопаток» (ЗТЛ) и АО «Электросила». Последнее получило юридический адрес по месту нахождения завода. Руководителем также назначен экс–гендиректор одноимённого завода. Кроме того, в реестрах ЕГРЮЛ появилось ООО «Энергомашэкспорт».

Это не первое изменение, произошедшее с СМ за последнее время. Еще летом 2020 года Алексей Мордашов сменил в своём машиностроительном концерне организационно–правовую форму: с публичного (ПАО) на непубличное (АО) акционерное общество. Как отмечают эксперты, при смене формы собственности на АО с компании снимается обязанность публичного раскрытия состава собственников и финансовых показателей.

Участники рынка расходятся в оценках происходящих событий. По мнению партнёра коллегии адвокатов Pen&Paper Станислава Данилова, на сегодня, исходя из известной публичной информации, похоже, что это некая корпоративная реструктуризация. Она, скорее всего, преследует какие–либо налоговые цели или же цели корпоративной безопасности. В общем и целом — структурирование «внутри».

«Непохоже, что это выделение отдельных объектов для последующей продажи, поскольку уставные капиталы у всех новых компаний от 1 млн до 10 млн рублей, следовательно, они не сформированы из имущественного комплекса Силовых машин, — рассуждает Данилов. — Более того, не сама главная компания является их учредителями, следовательно, у СМ не было бы оснований для передачи своих отдельных активов в собственность вновь созданных обществ».

Эксперт выражает сомнение и в том, что это как–то связано с кредитованием или попыткой избежать санкций, поскольку корпоративные связи хорошо просматриваются. Банки смотрят не только на самого потенциального заёмщика, но и в обязательном порядке на всю сеть корпоративных связей, чтобы оценить степень риска выдачи кредита.

Попали под санкции

Тем не менее представители банковского сообщества отмечают, что создание новых юрлиц может быть связано именно со сложностью кредитования СМ, с которым они могли столкнуться из–за убытков или других причин.

«Это может быть стремление выделить бизнес–процессы в отдельные юрлица, чтобы более финансово успешные, например связанные с ВПК и кораблестроением, пустить в свободную работу с банками, а менее успешные, генерирующие убытки, сохранить на финансовой поддержке бенефициара, но тем самым снизить её размер», — отметил один из руководителей филиала санкт-петербургского банка.

По его словам, за последние 3 года в «Силовых машинах» финансовый менеджмент менялся четырежды, что не совсем позитивно для любой компании. По итогам 2019 года компания показала убыток в 21,8 млрд рублей. «Внешний рынок закрыт, внутренний тоже не работает. Очевидно, что есть проблемы», — резюмировал финансист. Однако в 2020 году в компании наметились признаки оздоровления. Согласно данным СПАРК, за первое полугодие СМ показали чистую прибыль 2 млрд рублей.

СМ попали под санкции в январе 2018 года. Управление по контролю над иностранными активами Минфина США включило компанию в список граждан особых категорий (Specially Designated Nationals, SDN). Фигурантам этого списка запрещено заключать любые сделки с американскими гражданами и компаниями.

Так, например, в 2014 году СМ заключили контракт на $930,7 млн (эквивалентно 67,9 млрд рублей по курсу ЦБ РФ) на строительство ТЭС «Лонг Фу — 1» во Вьетнаме. На тот момент представители АО «Силовые машины» говорили, что доля американских и связанных с американским капиталом поставщиков во вьетнамском проекте составляла около 30% General Electric.

Проект должен был завершиться в 2019 году. Но этого не произошло. Как сообщили в пресс–службе АО «Силовые машины», цель изменений — обеспечить большую гибкость и оперативность в принятии решений, а также повысить эффективность работы каждого предприятия.

Речь идёт о технических корпоративных процедурах, связанных с подготовкой ко второму этапу реорганизации энергомашиностроительных активов, рассчитанному на период 2021–2022 годов. Первый этап был завершён в 2019 году созданием самостоятельных продуктовых бизнес–единиц: ОАО «Калужский турбинный завод», ОАО «ТКЗ “Красный котельщик”», ООО «Силовые машины — завод “Реостат”», ООО «СМТТ. Высоковольтные решения». Для управления активами образована компания «Нордэнергогрупп».

Финансовые проблемы не отменяют инвестиции

Компания «Силовые машины» в 2022 году собирается инвестировать 17,4 млрд. рублей. В декабре 2021 года Совет директоров АО «Силовые машины» утвердил инвестиционную программу на 2022 год в размере 17,4 млрд. рублей.
Ключевые направления в инвестиционном портфеле компании – завершение технического перевооружения в рамках проекта по производству газовых турбин ГТЭ-170 и ГТЭ-65, реализуемого в соответствии с государственным контрактом с Министерством промышленности и торговли РФ, обновление технологического оборудования на заводах компании, инвестиции в IT-проекты, развитие конструкторских бюро заводов, инициативные опытно-конструкторские разработки из «зеленой повестки», промышленная безопасность и улучшение условий труда на заводах компании. В 2022 году Совет директоров дополнительно рассмотрит среднесрочную программу развития компании со сроком реализации до 2028 года.

РАЗ

Поделиться с друзьями