Сделано в Питере. Ленинградский металлический завод - IndustrySPB

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Сделано в Питере. Ленинградский металлический завод

27.11.2023 в 12:14 | время чтения: 7 мин.

Ленинградский металлический завод был основан в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым.

Первая продукция предприятия состояла из самых простых изделий из металла: гвозди, рессоры, домашняя утварь. По мере развития завода заказы усложнялись, круг клиентов расширялся. Позже завод впервые в России наладил производство медной проволоки для телеграфного сообщения, освоил выпуск отопительных приборов и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Вскоре заказчиками завода стали театры, дворцы, музеи, храмы, прочие городские заводы Санкт-Петербурга. Постепенно предприятие превратилось в монополиста и сделалось поставщиком Двора Его Императорского Величества. До начала ХХ века завод изготовил более 1350 мостов, принимал заказы на изготовление орудий для Российской армии и флота. В декабре 1857 года императорским указом был утвержден устав Компании Санкт-Петербургского Металлического завода. В марте 1865 года заводом был получен первый казенный заказ на поставку «телеграфической проволоки». Завод впервые в России наладил производство медной проволоки для телеграфного сообщения, ранее проволока закупалась только за границей.

Переход к более сложной продукции

В 1867 году на предприятии  началось изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам.

На заводе освоили новое производство — изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Были изготовлены пять чугунных печей для Владимирского собора в Санкт-Петербурге. Постепенно предприятие на многие годы стало монополистом в этой востребованной отрасли производства. Завод попадает в престижное число «поставщиков Двора Его Императорского Величества».

Металлический завод начинает производство подъемных механизмов и сооружений.

Это бытовые и грузовые лифты, краны различной грузоподъемности и назначения, плавучие док-мосты для портов.

В этой области завод также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам. В 1860-х годах были выпущены первые два подъемных крана для Петербургского казенного Арсенала. За три с лишним десятилетия было изготовлено по собственным проектам более 300 машин для подъема людей и грузов и около 200 подъемных кранов различной грузоподъемности и назначения.

Благодаря мастерству своих конструкторов и рабочих, вскоре завод завоевал непререкаемый авторитет в области производства сложных железных конструкций. Среди них знаменитые и высококлассные работы — это многотонные каркасы куполов, главки и шпили Спаса на Крови, своды зрительного зала Мариинского театра, центрального зала Главпочтамта, перекрытия главных залов (в том числе Гербового, Концертного, Белого и Николаевского) Зимнего дворца, световые фонари музея Суворова, стропила залов Консерватории, ажурные сплетения световых перекрытий Русского музея, железные перекрытия Мариинского дворца, купол цирка Чинизелли на Фонтанке, стропила и перекрытия театра Эрмитажа, Академии Художеств.Легкие, словно невесомые воздушные переплеты, поддерживающие стеклянные своды, созданы для высоких галерей ГУМа и ЦУМа в Москве. Более 400 работ предприятия стали образцом точного инженерного расчета и безукоризненного исполнения.

Не останавливаясь на достигнутом

Завод осваивает выпуск паровых котлов различных систем и характеристик для нужд Военно-Морского флота.

Освоен выпуск торпедных аппаратов, мин, фугасных снарядов, первых отечественных барбетных и башенных установок для судов Военно-Морского флота, установок для береговой и горной артиллерии. В 1906 году
на предприятии изготовили одну из первых отечественных подводных лодок. Она вошла в историю мирового подводного кораблестроения как единственный удачный образец подлодки с единым двигателем внутреннего сгорания для надводного и подводного хода.До 1917 года было произведено 110 надводных и подводных минных аппаратов. С октября 1883 года была открыта «железнодорожная» страница в истории Металлического завода. В тот год был изготовлен по собственным чертежам первый поворотный круг для паровозов и вагонов станции Двинск Петербургско-Варшавской железной дороги.

Изготовление турбин – послереволюционная специализация завода
20 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов была принята программа электрификации России — план ГОЭЛРО. Металлический завод сыграл ключевую роль в его осуществлении.

В 1923 году в правительстве принято решение сосредоточить все работы по производству паровых и водяных турбин на металлическом заводе — так был определен профиль предприятия на долгие годы. В 1924 году были изготовлены по собственным проектам первые турбины — паровая мощностью 2 МВт и гидравлическая мощностью 370 кВт.Выполнен первый экспортный заказ — завод изготовил паровые турбины мощностью в 1500 кВт для текстильного комбината в Кайсари (Турция). С 1950-х годов поставка турбин на экспорт стала постоянным направлением производства.

Хроника технических прорывов

После Великой Отечественной войны завод осваивает все более высокие параметры и характеристики.

Изготовлены гидротурбины для возрожденной Днепровской ГЭС. Создана уникальная серия из 41 поворотно-лопастной гидротурбины мощностью 126 МВт каждая для двух станций: Куйбышевской (ныне Жигулевская) и Сталинградской (ныне Волжская) ГЭС, что стало очередным рекордом по мощности. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе модели этой гидротурбины была присуждена высшая премия — Гран-при.

Завод обеспечил мощным оборудованием крупнейшие гидростанции Сибири. Для Братской ГЭС на Ангаре было изготовлено 18 гидроагрегатов мощностью в 230 МВт. Модель этой турбины также удостоена Гран-при на Брюссельской выставке. Для Красноярской ГЭС на Енисее завод подготовил еще одну рекорд-серию из 12 радиально-осевых гидротурбин в 508 МВт, самых мощных в мире. С 1952 года по 1970-е турбины с маркой ЛМЗ поставлялись для Китая, Индии, Польши, Бразилии.

В 1977 году была изготовлена первая радиально-осевая гидротурбина для самой крупной в то время ГЭС на Енисее. На станцию были поставлены 10 турбин максимальной мощностью 650 МВт и два сменных рабочих колеса, которые позволили еще во время строительства станции начать выработку электроэнергии.

Венцом развития конструкторской и технической мысли того периода на ЛМЗ стала паровая турбина мощностью 1200 МВт, лучшая по целому ряду показателей и конструкторских решений. Турбина вступила в строй на Костромской ГРЭС в 1978 году. Начато производство мощных быстроходных турбоагрегатов для атомной энергетики. Главные проекты первого десятилетия ХХI века — изготовление мощных гидротурбин 330 МВт для Бурейской и Богучанской ГЭС на Дальнем Востоке.

Успех за успехом

В 2001 году — очередной успех на зарубежном рынке, изготовлены турбины для финских ТЭС «Альхольма» и «Раахе».

Оборудование спроектировано и изготовлено с применением последних конструкторских решений и разработок и самых современных технологий.

Осуществлены крупные российские и экспортные поставки мощных быстроходных атомных турбин К-1000 для Китая и Индии. Блоку № 1 и 2 АЭС «Куданкулам» была присуждена премия «Проекты года — 2014».
Компанией был реализован важный инновационный проект — изготовлено новое оборудование для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС. Новые десять гидротурбин — это высокий стандарт качества и современные технологии производства. Значительно увеличен срок эксплуатации оборудования — до 40 лет, создано безопасное управление гидроагрегатом во всех режимах, включая нештатные. Как отметил президент В.В.Путин, эта действительно масштабная, серьезная работа вывела станцию на совершенно новый качественный уровень.

Разработана широкая номенклатура оборудования для атомных станций. Изготовлены самые быстроходные турбины в мире — К-1200 мощностью 1200 МВт для Белорусской, Нововоронежской и Ленинградской АЭС.

Первый российский проект компании «Силовые машины», реализованный под ключ, — это новый энергоблок Благовещенской ТЭЦ на Дальнем Востоке.

В 2004 году Ленинградский металлический завод вошел в состав ОАО «Силовые машины». С начала 20 века ЛМЗ специализируется на разработке и изготовлении турбин и в настоящее время производит широкую линейку паровых, гидравлических, газовых турбин для различных объектов энергетики. На каждые десять турбин в мире приходится одна турбина ЛМЗ, а по количеству изготовленных паровых турбин ЛМЗ занимает четвертое место в мире.

В число заказчиков входят ведущие российские и зарубежные генерирующие и промышленные компании. Экспорт готовой продукции осуществляется более чем в 57 стран мира. Приоритетными рынками сбыта являются Россия, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и страны бывшего СНГ.

ЛМЗ как флагман отечественного турбостроения
Основным направлением деятельности ЛМЗ по-прежнемуявляются производство энергетического оборудования для тепловой, атомной и гидроэнергетики.

В этом году ЛМЗ завершает изготовление уникального для мировой энергетики оборудования — тихоходной турбоустановки для АЭС с реакторной установкой ВВЭР-ТОИ мощностью 1255 МВт. Для ее создания реализован комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведена экспериментальная отработка узлов на модельных и натурных стендах.

После завершения в нынешнем году сборки головного образца тихоходной турбины и проведения стендовых испытаний ЛМЗ станет единственным российским предприятием, изготавливающим паровые турбины для АЭС как в быстроходном, так и тихоходном вариантах.Одним из важнейших направлений является создание отечественных газотурбинных установок средней и большой мощности. Организация производства газовых турбин в России не только позволит повысить эффективность энергетики, но и обеспечит технологическую независимость энергетического сектора от поставок зарубежного оборудования.

Поделиться с друзьями