Сортировать посылки доверили роботам-кладовщикам - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Сортировать посылки доверили роботам-кладовщикам

13.12.2022 в 19:19 | время чтения: 6 мин.

В Петербурге представили новый и первый в России «умный» сортировочный центр, оснащённый роботами-кладовщиками. Эти гаджеты автоматически, по заданным параметрам, в режиме 24/7 сортируют посылки, распределяя их по 144 федеральным и региональным направлениям, а также по пунктам выдачи заказов внутри Петербурга. Новый роботизированный центр на 17,5 тыс м2 м расположен на юге города, на Софийской улице. Построен по заказу международного оператора экспресс-доставки СДЭК.

Функциональное ядро

По информации компании роботизированная система сортировочного центра оснащена флотом из 95 сортировочных роботов Geek+ S20C (Китай). Они являются её функциональным ядром. Непосредственно система управления роботами (RMS) Geek+ интегрирована с системой управления складом (WMS) СДЭК.

Сам робот-кладовщик Geek+ S20C состоит из движущейся платформы, стойки и площадки, куда помещают посылку (рассчитана на вес в 20 кг), оснащён датчиками и лидарами. Гаджеты перемещаются по площади склада, выстраивая свой маршрут, и «коммуницируя» с другими роботами (во избежание столкновений) и складским оборудованием по сети промышленного WiFi. Если гаджет разряжается до 60%, он самостоятельно движется к одной из пяти станций подзарядки, а затем снова приступает к работе.

Процесс сортировки на площадке построен таким образом: при попадании в сортировочный центр грузы проходят автоматический замер веса и габаритов посылки, а затем подаются по конвейеру на роботов. Если же выясняется, что груз слишком велик, либо потенциально может повредить другие отправления, система направит его на ручную сортировку.

Благодаря «умным» роботам-кладовщикам система сортировки обрабатывает более 4 тыс. отправлений в час.

Архитектуру роботизированной системы, включая проектирование, имитационное моделирование, оснащение оборудованием и внедрение системы в сортировочном центре СДЭК, а также обучение персонала и последующее сервисное обслуживание осуществила московская компания «НИССА Инжиниринг», которая специализируется на складской роботизации (среди известных ранее крупные проектов – роботизированный склад «Декатлон»).

Тренировка на Петербурге

«Роботизированная система – наше ноу-хау. Петербургская команда «СДЭК» предложила её как альтернативу автоматической сортировочной линии. Мы решили в Петербурге построить пилотный проект, чтобы разгрузить наш московский склад в Домодедово. Мы согласовали бюджет и реализовали идею. Она очень эргономично распределяет посылки на все 144 направления. Если система успешно пройдёт пилотный этап, мы будем тиражировать её и на другие сортировочные центры «СДЭК», – сообщил изданию председатель совета директоров компании «СДЭК» Евгений Цацура. Ожидаемый срок окупаемости проекта 2 года, объем инвестиций – 2,5 млн евро.

«Мы строили склад, не предполагая, что тут будут роботы, это подразумевалось как классический сортировочный центр. Но технологии не стоят на месте – когда шло строительство, то мы поняли, что их можно применить в нашей работе. Осенью 2020 года похожая линия на 2 тыс. посылок в час, была запущена в Великобритании. Мы поняли что это перспективно и делали расчёты и с привязкой к нашему потоку», – рассказал директор по техническому развитию и капитальному строительству «СДЭК», а также идеолог внедрения роботизированной системы Сергей Нещадим.
В компании признаются, что архитектуру интеллектуальной системы предстояло довольно долго настраивать таким образом, чтобы каждая функция работала синхронно, передавая и обрабатывая сигналы от от каждого элемента инфраструктуры, от устройства к устройству, без сбоев.
Средний срок обработки груза благодаря роботизации составляет около 1,5 часов. Сегодня склад обрабатывает около 60 тысяч отправлений в сутки, а из-за роста e-commerce это количество возрастёт. «По сути сортировочный центр представляет собой кросс-докинговую точку (кросс-докинг – это сквозное складирование – прим.ред.), где грузы только обрабатываются и сразу же уезжают дальше», – пояснила директор северо-западного филиала СДЭК Надежда Тайц.

Оптимизировать маршруты

Новый сортировочный центр «СДЭК» на 17,5 тыс м2 в Петербурге относится объектам класса А+. Он оснащён пандусом для приёма легковых автомобилей, уравнительными платформами для среднетоннажных авто, доками – для крупнотоннажных фур и длинномеров.
Объем инвестиций в строительство сортировочного центра, включая само здание, КПП и внутренние коммуникации, составил 726,5 млн рублей.
Центр строили с запасом площадей, чтобы в дальнейшем расширить объёмы загрузки (сейчас этот запас сдают в аренду).
Здание начали строить в феврале 2021 г. силами компании «PNK group», уже в прошлом сентябре здание ввели в эксплуатацию. Около года потребовалось для оснащения и настройки роботизированной системы. В начале ноября 2022 года сортировочный центр стал полноценно работать.
По словам руководства СДЭК, цель создания сортировочного центра – «выпрямить» часть федеральных маршрутов и сократить сроки доставки. Грузы из сортировочного центра СДЭК на Софийской фурами направляются по федеральным направлениям – Воронеж, Ростов, Краснодар, Волгоград, Казань, Урал, Екатеринбург, Новосибирск и другие регионы напрямую из Петербурга, минуя Москву. Кроме того, центр работает напрямую с аэропортом Пулково и по всем его направлениям. Ради авиабезопасности грузы здесь обрабатывают сотрудники с международной лицензией, которые могут досматривать грузы. Для этих целей центр оснащён рентгеноскопической установкой.

Сортировочные центры – особый тип складской недвижимости

По данным консалтинговой группы NF Group 2022 год станет в Петербурге станет рекордным по вводу в эксплуатацию качественной складской недвижимости (сортировочные и распределительные центры тоже относят к этому классу недвижимости) начиная с 2014 года – более 400 тыс м2. Этот показатель в три раза превзошёл объёмы ввода 2021 г. Основными интересантами складских объектов стали онлайн-ритейлеры – почти 40% (правда, речь идёт про объём арендных сделок), на логистических и транспортных операторов пришлось 23%.
Непосредственно сегмент сортировочных центров в Петербурге в этом году пополнился распределительным центром компании Wildberries в Шушарах, на 105 тыс м2.
«Сортировочный центр сильно отличается от стандартного склада. Грузы там не хранят, а обрабатывают, поэтому требуется больше персонала, и нет значительной потребности в стеллажах. Обычно для такого центра выбирают или строят помещение большой площади: чем детальнее сортировка, тем больше места займёт автоматизированное оборудование», – объяснил особенности сегмента директор производственного департамента службы доставки Boxberry Андрей Соколов.
«В соответствии с современными требованиями сортировочный центр должен быть высококачественным зданием класса А, с большим количеством ворот и рампой, поскольку в таких центрах развозка товара осуществляется малогабаритным транспортом. Необходима также большая зона парковки вдоль здания. К другим требованиям можно отнести увеличенное количество энергетики на объект, поскольку автоматизированные линии сортировки очень энергоемкие», – дополнил руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге Илья Князев,
Долю сортировочных центров в структуре складской недвижимости эксперты не выделяют, но, учитывая требования больших площадей для размещения автоматических линий и погрузчиков, они могут занимать порядка 20% в общем объёме качественных складских метров.
Хотя классические автоматизированные сортировочные центры действительно требуют больших пространств и человеческих ресурсов, а её – линии энергозатратны Евгений Цацура в беседе с изданием пояснил, что роботизированная система сортировки требует гораздо меньше пространства – в центре СДЭК роботы выполняют работу на совсем небольшой площади в 1,5 тыс.м2., а один робот-кладовщик заменяет собой работу 20 сотрудников. Работает такой центр на порядок быстрее обычной автоматической сортировочной линии.
Работа «умной» системы через промышленный WiFi даёт и экономию электроэнергии, которая по разным оценкам может достигать 20-30%.

Ольга Головина.

Поделиться с друзьями