«Якутия» спущена на воду - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

«Якутия» спущена на воду

22.11.2022 в 18:59 | время чтения: 4 мин.

Со стапелей Балтийского завода 22 ноября спущен на воду четвертый атомоход проекта 22220, получивший имя «Якутия». В тот же день предыдущее судно – «Урал» – было официально включено в состав российского флота.

Атомные ледоколы проекта 22220 мощность 60 МВт строятся по заказу ФГУП «Росатомфлот» на смену судам проекта 10520.

Четвертый пошел

Головной корабль проекта 10520 также назывался «Арктика», это первое в мире судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Эти атомоходы строились с 1972 по 1993 год, и на сегодня в строю из шести судов остались лишь два: «Ямал» и «50 лет Победы», остальные уже выработали свой срок эксплуатации.

Флагман новой серии – головной универсальный атомный ледокол «Арктика» – был заложен на Балтийском заводе (входит в ОСК) 9 лет назад, а 2016 году успешно спущен на воду. Первое серийное судно – «Сибирь» – строилось с 2015 по 2017 год, второе – «Урал» – с 2016 по 2019 год.

Несмотря на то, «Урала» был введен в эксплуатацию еще в мае 2019 года, поднятие Флага России (после которого корабль официально входит в состав флота) на судне состоялось в один день со спуском «Якутии» – 22 ноября. Стоимость каждого из этих судов, как ранее сообщалось в «Росатоме», составляет около 51 млрд рублей.

После спуска каждому из ледоколов предстоят такие длительные этапы как формирования надстройки судна, погрузка камбузного оборудования, отделка секций жилого блока и т. д. После этого корабль проходит ходовые испытания, которые у «Урала» завершились в конце октября.

Все эти суда, проект которых разработан ЦКБ «Айсберг» еще в 2009 году, имеют двухреакторную энергетическую установку, основным источником пара выступает реактор РИТМ-200 мощностью 175 МВт.

Водоизмещение судна составляет 33,54 тыс. тонн, длина – 173,3 м, ширина — 34 м. высота борта на миделе до ВП — 15,2 м, осадка по конструктивной ватерлинии и минимальная рабочая осадка- 10,5 м и 8,55 м соответственно.

На каждом из атомоходов, срок службы которых равен 40 годам, будет работать экипаж из 52 человек.

Эти суда многофункциональны. Они способны осуществлять круглогодичную самостоятельную проводку кораблей в Арктике, ледокольную проводку на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировку, выполнение спасательных работ в ледовых условиях и т. д.

На глубокой воде судно способно прокладывать путь сквозь припайный лед толщиной 2,8 метров со скоростью 1,5-2 узла.

Ледовые перспективы

Команду на спуск «Якутии» на воду по видеосвязи дал Президент РФ Владимир Путин. Также он отметил, что «Якутия» должна была быть передана заказчику в конце 2024 года». По словам Владимира Путина, одна из задач новых ледоколов – увеличения перевозок по Северному морскому пути.

После этого по флотской традиции состоялось «крещение» нового судна – бутылку шампанского о его борт разбила зампредседателя Правительства РФ Виктория Абрамченко (крестными «Арктики», «Сибири» и «Урала» в свое время стали председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова и глава Центробанка Эльвира Набиуллина).

Г-жа Абрамченко также сообщила, что суда проекта 22220 отличают самые высокие экологические стандарты. «Так, выбросы сажи в год составляют всего 500 граммов – полкилограмма – если сравнивать с выбросами обычной угольной котельной – это в 100 тысяч раз меньше», – заявила она.

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев в свою очередь отметил, что буквально за два года количество атомных ледоколов в стране увеличилось с четырех до семи, а также поделился перспективными планами.

«Нам предстоит в ближайшее время предстоит построить до 70 судов ледового класса – как ледоколов, так и грузовых судов для обеспечения как экспортных, так и внутрироссийских перевозок», — рассказал он.

Как сообщил в ходе торжественной церемонии министр промышленности и торговли Денис Мантуров, до конца года Росатом должен заключить контракт с Балтийским заводом на строительство двух последних ледоколов проекта 22220. При этом четвертый серийный ледокол «Чукотка» уже заложен на Балтийском заводе два года назад.

Как мы рассказывали ранее, Балтийский завод — не единственное предприятие в регионе, участвующее в масштабном «арктическом заказе».

Так, в середине ноября на Выборгском судостроительном заводе по заказу «Росморпорта» был заложен новый ледокол Icebreaker7, который до этого несколько лет пытались построить на верфи Pella Sietas в Германии.

Ранее здесь же были спущены на воду три линейных ледокола, которые сейчас работают в восточной части Финского залива, в Арктике и на Дальнем востоке. Эти суда относятся к первой категории с неограниченным районом плавания и способны работать при температуре воздуха до минус 40 градусов. Ледоколы могут преодолевать лед до 1,5 метров толщиной, имеют длину почти 120 метров, ширину 27,5 метров, осадку 8,5 метров, скорость хода 17 узлов и водоизмещение 14 300 тонн.

В то же время другие проекты строительства кораблей ледового класса ищут подрядчиков достаточно долго. В ноябре петербургская «дочка» ГК «Росатом» – ФГУП «Гидрографическое предприятие» – в очередной раз планирует провести тендер на строительство головного лоцмейстерского судна Arc7. Три предыдущих конкурса, которые проводились в прошлом году, признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Эксперты говорили, что отсутствие интереса подрядчиков объясняется невысокой ценой контракта – 7 млрд рублей – и сжатыми сроками исполнения заказа. В этом году, согласно тендерной документации, ни цена ни сроки так и не изменились.

Андрей Стен

Поделиться с друзьями