Суперверфь в Кронштадте оценили в 200 млрд рублей - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Суперверфь в Кронштадте оценили в 200 млрд рублей

08.09.2022 в 22:01 | время чтения: 4 мин.

Заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов в рамках общения с журналистами на Восточном экономическом форуме сообщил, что проект «Росатома» и ОСК по строительству суперверфи на острове Котлин в Кронштадте может стоить около 200 млрд рублей. Однако, судя по ранее озвученным «Росатомом» планам, проект может оказаться намного более масштабным.

Как сообщает РБК со ссылкой на Виктора Евтухова, строительство «под ключ» новой крупнотоннажной верфи на острове Котлин, идею которого уже не первый год вынашивает «Росатом», обойдется примерно в 200 млрд рублей, хотя это — лишь предварительная оценка стоимости проекта.

Впрочем, и сама его идея пока «предварительная», впервые официально она была озвучена на высшем уровне в августе текущего года на совещании Президента Владимира Путина по вопросам развития судостроительной промышленности РФ.

Как рассказал в своем докладе Президенту генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев, эксперты и партнеры возглавляемой им корпорации уверены в необходимости строительства новой верфи крупнотоннажного судостроения.

Наиболее целесообразно, по его мнению, реализовать этот проект совместными силами «Росатома» и структурного подразделения «Объединенной судостроительной корпорации» – Балтийского завода.

Соответствующие проработки, по словам главы «Росатома», уже выполнены государственным научным центром «Центр технологии судостроения и судоремонта».

Основная идея строительства суперверфи – в укреплении кооперации с Балтийским заводом, давним партнером «Росатома».

«Мы уже к нему во многом относимся как к своему предприятию: и внутри работаем, и помогаем чем можем, и очень зависим от них. Поэтому вот эта кооперация, её наращивание на уже обновлённой, современной технологической площадке, – мне кажется, в этом была бы ценность определенная», — заявил он.

Строительство крупнотоннажной верфи с возможностью обработки до 300 тысяч тонн металла — длительный проект в несколько этапов, первым из которых должно стать создание распределенной верфи и площадок для крупноузловой сборки судов с ядерной энергетической установкой, в том числе – ледового класса и плавучих атомных энергоблоков.

Этот этап, как считает Алексей Лихачев, можно было бы завершить чуть более чем за 3 года. Механизм финансирования — частно-государственное партнерство, но последующие этапы глава госкорпорации надеется реализовать только за счет собственных и заемных средств.

Место размещения верфи было выбрано после тщательного анализа вариантов экспертами специально созданной рабочей группы с представителями ЦТСС, которая рассмотрела 13 возможных площадок и решила — надо ехать в Кронштадт.

«Наиболее перспективным по соотношению глубин, коммуникаций, ресурсов, в первую очередь кадровых, представляется остров Котлин», — сообщил Алексей Лихачев.

Новая верфь по планам главы «Росатома» должна расположиться с внутренней стороны дамбы Кронштадта примерно в 700 метрах от фарватера.

При этом, по его словам, в ходе осмотра территории также была оценена площадка в 150 га на окраине Кронштадта, где возможно строительство служебного жилья для сотрудников нового предприятия.

В свете всего изложенного г-н Лихачев обратился к Президенту с просьбой дать поручения профильным министерствам и ведомствам по проработке вопросов производственной кооперации и финансирования.

Еще более масштабные планы на новый проект имеет генеральный директор АО «Объединённая судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.

По его словам, строительство верфи в Кронштадте, «это реинкарнация планов образца 2010 года». Тогда им не суждено было исполниться по причине отсутствия четкого и постоянного спроса на крупнотаннажный флот. Сегодня, особенно с учетом стратегического значения развивающегося Северного морского пути, этот спрос сформирован на долгие годы вперед.

При этом, потенциал развития нынешней площадки Балтийского завода, по мнению г-на Рахманова, для удовлетворения этого спроса уже не достаточен. «Завод, по сути, заперт градостроительными решениями: там вокруг завода строится очень много жилья. И конечно, рассчитывать на то, что на Васильевском острове появится огромный эллинг, наверное, для города, даже при его индустриальной ориентации, достаточно сложно», — считает он.

По планам руководителя ОСК, в рамках первого этапа реализации проекта на нынешней площадке Балтийского завода можно вести производстве блоков и секций, а достройку судов осуществлять уже в Кронштадте.

«А потом, если судьба, соответственно, так решит, может быть, к 2040 году посмотрим и с Вашего одобрения попробуем рассмотреть возможность перебазирования Балтзавода уже целиком на эту площадку, чтобы не потерять кадры», — заявил Алексей Рахманов на совещании у Президента.

Интересно, что через несколько дней после совещания в ходе своего традиционного выступления на «Радио России» о проекте строительства высказался губернатор Александр Беглов. По его словам, «Росатом» и ОСК уже согласовали проект с городской администрацией.

«Мы готовы приступить к созданию в Кронштадте крупнотоннажной современной верфи. Строить там большие суда длиной по 320 метров», – заявил он.

Андрей Стен

Поделиться с друзьями