У рынка беспилотной доставки далекие перспективы - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

У рынка беспилотной доставки далекие перспективы

09.09.2022 в 11:33 | время чтения: 4 мин.


Удобный и рациональный способ доставки грузов с помощью беспилотников в Петербурге, в России и даже в мире развивается крайне медленно. Причин несколько, основная – забюрократизированность процесса. Если верить аналитикам, рынок активизируется не раньше 2025 года.

По некоторым подсчетам, в 2021 году рынок беспилотных летательных аппаратов (БЛА) вырос примерно на четверть. По информации компании «Аэроскрипт» на август 2022 года, всего в стране в базе данных Росавиации числится 58,7 тыс. беспилотных воздушных судов (БВС). Однако по другим данным, реальное количество БВС тяжелее 150 г – около 250 тыс.
По оценкам Skolkovo Ventures, в 2022 году рынок услуг с применением БАС в России достигнет 20 млрд рублей.
По официальным данным, ежегодно количество выданных разрешений на полеты БВС в Петербурге растет на 50%.
Пока дроны используются для аэрофотосъемки и прочих функций, связанных с определением границ земельных участков. Доставка грузов, логистика – направление, более приближенное к конкретному потребителю. Благодаря рынку электронной коммерции, которое получило толчок к развитию с приходом пандемии, сегмент беспилотной доставки считается важным и перспективным.
Например, по себестоимость доставка может быть на 40% дешевле, экономия времени – до 60%.

Бюрократия против роботов
На пути развития рынка беспилотной доставки стоит целая бюрократическая система. Конечно, есть оправдание бюрократизации: опасность бесконтрольных полетов для окружающих, непорядочные пользователи дронов и проч. В Петербурге, помимо этого, много секретных объектов. Однако предполетная процедура излишне сложна и требует много времени.
«В соответствии с нашим законодательством большинство полетов БВС необходимо согласовывать с Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) в лице Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД). Для выполнения легального полета пользователю необходимо изучить десятки и сотни страниц сложного юридического текста с обилием аббревиатур и авиационных терминов, узнать контакты согласующих ведомств и направить документы в органы ОрВД. Или понять, что этот конкретный полет не требует согласования. Большинство владельцев БВС не знают о порядке согласования полетов, а существенная часть знающих игнорирует процедуру из-за ее сложности», — рассказывает Алексей Хрипунов, генеральный директор компании «Аэроскрипт».
Впрочем, компания уже предприняла попытку хотя бы сократить процедуру – в нескольких городах, включая Петербург, запущена разработка «Небосвод», которая позволяет согласовать полет БВС за несколько «кликов». Или за несколько «тапов», если используется мобильное приложение.
По данным Службы доставки «Достависта», если нет разрешения на полет и плана использования воздушного пространства, нарушителю грозит штраф или приостановка работы на три месяца. Если нет лицензии, штраф составит 100 тыс. рублей для предпринимателя и 400 тыс. рублей для юрлиц.

Законодательные барьеры
В компании также указывают на проблему с оплатой товара: беспилотники доставляют груз по предоплате, а граждане привыкли оплачивать уже доставленный товар.
В ходе III Всероссийского форума по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город. Новые вызовы», который прошел летом в Мурманске, вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин указал на законодательные барьеры, мешающие развитию беспилотной доставки. Из-за этого сложно использовать беспилотники в числе прочего и для доставки грузов, включая медицинские, почты, заказов из маркетплейсов.
Все же процесс упрощения согласований постепенно продвигается. В прошлом году БВС максимальной взлетной массой более 30 кг впервые были официально внесены в Государственный реестр гражданских воздушных судов и получили регистрационные знаки. Такие беспилотники изготовила петербургское НПП «Радар ммс».

Власти Петербурга организовали так называемую «регуляторную песочницу»: создана рабочая группа, она принимает от бизнеса цифровые проекты, которые невозможно реализовать в силу законодательных ограничений, но которые нужны городу, и старается помочь – по крайней мере, опробовать проект. В работе регуляторной «песочницы» будут принимать участие компании «Аэромакс», Мегафон Северо-Запад, «ВНИИРА», «Геоскан» и НЦВ Миль и Камов.
А нынешней весной городское правительство подписало соглашение по развитию городской аэромобильности с дочерней компанией Ростеха — «Флай Дрон», и НПО «Алмаз». Речь идет о разработке цифровой платформы, которая позволит сформировать рынок услуг, оказываемых владельцами дронов.

Однако пока все остается по-старому. «Сейчас в России для совершения полета БВС в большинстве случаев необходимо за 3-5 суток выделить часть воздушного пространства, тем самым, закрыв эту часть для других пользователей. Если полет совершается над городом, дополнительно потребуется разрешение городской администрации. В таких условиях массовость полетов БВС не может быть достигнута. Сложно представить доставку, например, пиццы, которую нужно заказывать за три дня. Требуется адаптация нормативно-правовой базы. А для этого государству и бизнесу нужна цифровая система для эффективного и безопасного управления воздушным движением большого количества БВС. Система, которая, с одной стороны, сможет сделать удобным и прозрачным процесс планирования и обеспечения полетов, с другой стороны, будет учитывать все требования и обеспечивать прозрачность (в виде «цифрового следа») планируемых и выполняемых полетов», — заключил Хрипунов.

Елена Зубова.

Поделиться с друзьями