Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
В холдинге подчеркивают, что новая линейка беспилотников предназначена для гражданского рынка, а сам проект реализуется как часть программы по диверсификации производств на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Параметры впечатляют
Технические характеристики прибора не сообщаются, хотя говорится, что он выполнен в форме квадрокоптера, с управлением которым справится даже начинающий пользователь.
Скорее всего речь идет о разработке другого петербургского структурного подразделения «Алмаз – Антея» – АО «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры».
Там в августе текущего года были завершены работы по созданию многопрофильного отечественного легкого БПЛА, точнее — целой их линейки, производство которой планировалось в ближайшее время локализовать на предприятиях Концерна.
Заявленные «ВНИИРА» габариты аппарата составляли 250 мм х 250 мм х 100 мм, длина канала управления – не менее 5 км, высота полета – до 3 км, протяженность автономного полета на одной зарядке – до 20 км. Сама зарядка может производиться как от обычной розетки, так и от аккумулятора автомобиля, или других источников питания с помощью переходников.
Разработчик подчеркивал, что максимально облегчить вес устройства и придать ему повышенную прочность позволили современные материалы (доля отечественных комплектующих в изделии составит до 90%) – карбон и наполненные полимеры, из которых изготовлен аппарат. А его комплектующие произведены с помощью аддитивных технологий (послойное добавление материала при создании трехмерных объектов) – скорее всего речь идет о промышленном 3D-принтере.
Скорость разработки заметно превосходит имеющиеся на российском рынке серийные аппараты данного класса и достигает 120 км/ч, при этом разработчики заявляют более высокую по сравнению с аналогами маневренность и устойчивость БПЛА к высоким ветровым нагрузкам и отрицательным температурам.
По словам представителей «ВНИИРА», данные аппараты могут найти широкое применение в различных сферах, чему во многом будет способствовать программное обеспечение беспилотников.
Изображение с камер аппарата, которые могут работать в режиме First Person View (от первого лица), а также управление полетом доступно с любого мобильного устройства, включая обычный телефон. При этом устройство может выполнять полет и в автоматическом, заранее заданном режиме даже вне зоны канала управления.
Также разработчики сообщали, что БПЛА могут быть оснащены средствами идентификации принадлежности, зашифрованными каналами управления и передачи видео.
«Каналы управления и передачи видео, построенные на базе собственных наработок предприятия в области систем передачи команд, обладают повышенной помехоустойчивостью с программным шифрованием. Устройство ввода ключа для передачи информации в бортовую часть сопрягается по стандартным USB-протоколам с компьютером или планшетом», — отметили во «ВНИИРА».
Интересно, что по результатам прошедшего в августе этого года международного военно-технического форума «Армия-2022» Институт сообщал, что в числе представленных на мероприятии разработок «продукции гражданского назначения для организации воздушного движения» был миниатюрный беспилотный летательный аппарат, который привлек наибольшее внимание посетителей выставки.
Коптер «под ключ»
Как следует из заявления холдинга, 400 беспилотников на Обуховском заводе предполагается собрать уже в ноябре, и «Алмаз-Антей» принимает предзаказы от потенциальных покупателей аппаратов, которых до конца года планируется выпустить около тысячи.
При этом представители «ВНИИРА» ранее рассказывали, что локализация производства рам, двигателей, лопастей, контроллеров и аппаратуры управления БПЛА должна быть завершена на предприятиях Алмаз– Антея» в первом квартале 2023 года.
Аппараты будут поставляться в комплекте «под ключ» – помимо самого изделия в водонепроницаемом кейсе в поставку войдет планшет с предустановленным ПО, два аккумулятора, пульт управления, некоторые запчасти и расходники, инструкция и т. д.
«Предварительная стоимость полного комплекта БПЛА значительно ниже представленных на рынке зарубежных аналогов», — заявляют в концерне.
Если все заявленные характеристика аппарата останутся без изменений, то и по показателям скорости, высоты и дальности полета БПЛА гражданского назначения аналогов этому разработке «Алмаз-Антея» на рынке сегодня нет. 120 км/ч — приличная скорость даже для гоночных квадрокоптеров, рекордными скоростями которых считаются показатели близкие к 250 км/ч. Дальность же полета у представленных на рынке импортных моделей редко превышает 15 км, высота полета — несколько сотен метров. При этом аппаратов, объединяющих все предельные характеристики по каждому из параметров в одном устройстве на российском рынке просто не существует.
В коммерческом сегменте отечественного рынка коптеров гражданского назначения сегодня работает около 70 компаний. Лидерами здесь считаются компании «Zala Aero Group» и «Беспилотные системы». Также известны аппараты компаний «Аэроксо», «НЕЛК», петербургская «ПЛАЗ», а также некоторые другие.
В частности, «ПЛАЗ» выпускает модель коптера «Грифон-41» со следующими характеристиками: габариты устройства составляют 850x850x30 мм, максимальная скорость – 45 км/ч, предельная дальность полета – 15 км, высота – до 1000 м.
Андрей Стен