Lada въехала в Nissan - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Lada въехала в Nissan

27.12.2022 в 18:41 | время чтения: 6 мин.

На бывшем петербургском заводе Nissan будут выпускаться автомобили под брендом Lada совместно с китайскими партнерами. Это будут совершенно новые кроссоверы и седаны сегментов C и D.

Петербуржский завод Nissan, который в октябре перешел в собственность ФГУП «НАМИ» (находится под ведомством Минпромторга и владеет АВТОВАЗом), во втором полугодии 2023 года начнет собирать новые модели под брендом LADA. Как заявил в ходе визита на предприятие глава АВТОВАЗа Максим Соколов, в настоящее время проводятся переговоры с рядом южноазиатских производителей, которые выступят партнерами проекта и будут поставлять необходимые комплектующие. Наиболее успешны переговоры с китайскими компаниями. Возможно партнёр будет не один, уточнил Максим Соколов. Переговоры находятся завершающей стадии, сообщила затем в релизе пресс-служба автопроизводителя.

В ходе встречи на заводе губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что одна из главных задач — сохранить коллектив предприятия, его кадровый и научно-технический потенциал, а также все социальные гарантии для двух тысяч работников. Минпромторг, АВТОВАЗ, Правительство Санкт-Петербурга сделают все необходимое, чтобы в самое ближайшее время запустить производство, обнадежил губернатор.

На смену западным производителям

По словам Максима Соколова, текущие условия дают уникальный шанс для развития. В линейке бренда LADA появятся автомобили более высоких сегментов. «Мы приложим все усилия для сохранения коллектива автозавода в Санкт-Петербурге, скорейшего старта выпуска автомобилей, роста объемов производства и поэтапной локализации с использованием в том числе петербургского кластера поставщиков. Нашей задачей в среднесрочной перспективе является глубокая локализация и достижение технологического суверенитета для всего бренда LADA», — отметил президент АВТОВАЗа.

Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, новость не стала неожиданностью — ранее глава Минпромторга Денис Мантуров уже сообщал, что АВТОВАЗ займется обслуживанием и поставкой запчастей для Nissan, а также будет управлять бывшим заводом японского производителя. «По словам Максима Соколова, это будут китайские машины, но под брендом Lada. При этом планируется запустить такую линейку, которая не будет конкурировать с АВТОВАЗом, из чего можно сделать вывод, что производство будет направленно преимущественно на выпуск внедорожников и кроссоверов. Вероятнее всего, класс авто должен быть выше, чем у российских Lada, поэтому и стоить они будут дороже», — отмечает Владимир Чернов.

Возможными иностранными партнёрами компании могут стать производители автомобилей из дружественных стран, как уже работающие в РФ, так и новые бренды, рассуждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он не исключает, что наряду с традиционными автомобилями, на предприятии могут производить и электромобили, так как это сегмент сейчас активно развивается. «Так как профиль предприятия – производство автомобилей – сохраняется, значительных сложностей возникнуть не должно. Необходимый персонал есть, не исключено, что может потребоваться частичное переоснащение производства новым оборудованием, но это не потребует много времени и средств», — говорит Дмитрий Баранов.

По словам Артема Тузова, исполнительного директора департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс», активы альянса Renault-Nissan были переданы «Ростеху» еще в мае 2022 года. С этого момента «АвтоВАЗ» стал полностью российским. В том числе шли переговоры о передаче и других активов, таких как завод Nissan в Петербурге. На смену западным производителям «АвтоВАЗ» смотрел производителей автомобилей из Китая, Ирана и Индии, говорит Артем Тузов. В итоге, исходя из сообщения концерна, соглашение было достигнуто с китайским производителем.

Изначально АВТОВАЗ планировал запустить производство во второй половине 2023 года своими силами, и поиск партнеров в южноазиатском регионе направлен на ускорение старта, добавляет Владимир Чернов.

Отсюда он делает вывод, что производство может начаться в самое ближайшее время, вероятно, уже в первом-втором кварталах 2023 года.

Кроссоверы и седаны

Петербургский завод будет выпускать целый ряд моделей сегментов C и D, которые не будут напрямую конкурировать с продукцией ВАЗ, в том числе кроссоверы и седаны, сообщила пресс-служба АВТОВАЗа. На предприятии будет налажена крупноузловая сборка. Планируется поэтапная локализация производства с задействованием поставщиков компонентов, расположенных в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Со временем предприятие достигнет того же уровня локализации, что был у японской компании Nissan.

«Думаю это такая же история как и с возобновлением выпуска «Москвичей» в Москве. Банальный ввоз готовых машин, но в частично разобранном виде, чтобы после ручной сборки машина могла получить формальной статус «Сделано в России» и значок АВТОВАЗ», — считает Игорь Барбашин, основатель консалтингового агентства «РосАккЛаб». Общая практика таких схем показывает, что покупка оригинальной китайской модели напрямую у производителя будет выгоднее на 30-40% такого же аналога «российского производства», добавляет он.

С высокой вероятностью для снижения секционных рисков, марка автомобиля будет отечественной, а технологии и производственная линия – китайскими, говорит Артем Тузов. По его словам, в целом это традиционный путь для автомобильной индустрии, когда за счет иностранной производственной линии создается отечественная марка автомобиля. Поскольку производство будет в партнерстве с китайским производителем, на начальном этапе большинство запчастей будет иностранным с прописанным сроком замены на отечественные аналоги, также добавляет Артем Тузов.

Говорить о конкретных марках сейчас сложно — тут нет никаких ограничений, так как сборка будет на 99% ручной, отмечает Игорь Барбашин. По его мнению, успешный запуск будет зависеть от логистики, которая сейчас нарушена, и возможностей сборочных цехов. «Так как автоматизированные производственные линии Nissan нельзя будет использовать под сборку китайских или любых других машин (современные линии так, не работают), то все будет зависеть от количества ввозимых «машинокомплектов» и комплектации сборочных цехов специалистами. Больше комплектов — больше людей. Но вряд ли в ручном формате речь может идти даже о нескольких сотнях автомобилей в месяц, в то время как в 2020 году тот же Nissan выпусках около 3000 машин ежемесячно», — говорит Игорь Барабашин.

Как отмечает Владимир Чернов, по итогам 2021 года в Санкт-Петербурге Nissan выпустил 45 040 авто. «По словам Максима Соколова, позже производство достигнет того же уровня локализации, что был у японской Nissan. Значит на первых этапах объемы выпуска продукции будут менее этих показателей», — говорит аналитик.

Логистика, качество и цена

По мнению Артема Тузова, сложности на начальном этапе будут с поддержанием качества производимой продукции. А в дальнейшем, вопрос будет в цене производимых автомобилей и, как следствие, той нише, которую они будут занимать на рынке. Автомобиль с ценой до 500 000 рублей точно будет иметь спрос. А цены от 500 000 до 1,5 млн рублей уже имеют большую конкурентную среду, считает Артем Тузов.

У производителей китайских авто могут возникнуть сложности в цепочках поставок комплектующих, если в Китае снова объявят локдауны, добавляет Владимир Чернов. Но пока вероятность таких рисков снижена, так как в стране смягчают антиковидные ограничения. Большие риски, по словам аналитика, также исходят от ограничений на поставки чипов и микросхем, как в Россию, так и в Китай. Но для производства авто не нужны самые мощные чипы, поэтому можно будет справиться и собственными силами, считает он.

Производственные линии на современных сборочных предприятиях жестко адаптированы не только к моделям машин, но и к составу используемых материалов, методикам сборки, комплектующим и иным стандартам, добавляет Игорь Барбашин.

Переход на принципиально иные модели иногда в принципе невозможен (дешевле купить и собрать новую линию), поэтому пока все это звучит как неоправданно оптимистичные заявления, цель которых дотянуть до момента, когда санкции будут смягчены, и Nissan сможет воспользоваться опционом и вернуться на российский рынок, считает эксперт.

Осенью 2022 года Nissan передал все свои российские активы, включая завод в Петербурге, ФГУП «НАМИ» за символическую стоимость. Данная сделка предполагает опцион обратного выкупа в течение 6 лет. Сообщалось, что в связи с уходом с российского рынка японский автоконцерн единовременно списал 24,1 млрд иен (около 181 млн долл).

Любовь Викторова.

Поделиться с друзьями