Новый завод по переработке пластика построят в Колпино
Два петербургских инвестора построят современное предприятие по переработке пластикового мусора за миллиард рублей
Петербургские компании «Втор-пласт» и «Автопарк № 1» объявили о планах по строительству в Колпино за миллиард рублей фабрики по переработке пластиковых бутылок в сырье для химических предприятий.Участок под площадку, на которой будет работать до 200 сотрудников, уже выбран.
Реализацию проекта разделили на два этапа. Первый, в рамках которого будет вложено полмиллиарда рублей, позволит новому заводу перерабатывать ПЭТ-бутылки во флексу (кусочки пластмассы мелкой фракции), которая после подойдёт для производства пищевой тары.
Реализация второго этапа даст возможность перерабатывать пластиковые канистры, вёдра, плёнки и ящики. Сумма инвестиций во второй этап составит ещё 500 миллионов рублей.За год, по предварительным оценкам, предприятие сможет выпускать 12 тысяч тонн флексы. Сбывать её планируют «Сибуру», производителю и одному из крупнейших продавцов синтетических каучуков, пластика и ПЭТ. В Петербурге, по словам исполнительного директора АО «Автопарк № 1 «Спецтранс»» Константина Язева, это предприятие станет первым в своём роде.
Учредители нового завода – прибыльные компании
«Втор-Пласт» — предприятие с выручкой, по данным СПАРК, почти 172 миллиона рублей в прошлом году.
Является одним из крупнейших переработчиков пластикового мусора в регионе. Впрочем, за год выручка предприятия упала на 16%. В 2019 году компания выручила 204 миллиона. Учредитель компании — Александр Свидовский.Более чем 50%-ной долей в АО «Автопарк № 1 «Спецтранс»» владеют граждане России. Среди них, по данным СПАРК из последнего доступного отчёта компании за 2018 год, наибольшую долю в 40,54% имел Константин Язев. Это предприятие на порядок прибыльнее, чем его партнёр по проекту в Колпино. Так, за 2020 год выручка предприятия составила 2,8 миллиарда рублей. При этом по сравнению с 2019 годом она практически не изменилась. Тогда компания выручила 2,7 миллиарда.
Оборудование для будущего предприятия закупят за границей, поскольку в России оно не производится. Инвесторы рассчитывают на субсидии Фонда развития промышленности и Фонда развития малого и среднего предпринимательства. На предприятии будет создано порядка 200 рабочих мест. В нацпроекте «Экология» прописан план по увеличению количества мусоросортировочных станций и усиленному выделению пластиков. Сегмент будет динамично развиваться, что гарантирует загрузку таких предприятий», — комментирует Александр Свидовский.
«Втор–Пласт» — один из крупнейших переработчиков пластика на территории СЗФО. На данный момент компания перерабатывает около 6 тыс. тонн пластика в год на своём предприятии на Волхонском шоссе, в том числе и индустриальное сырьё с заводов Hyundai, Nokian Tyres, Nissan, подмосковного завода Renault и других промышленных предприятий, а также отходы, выделяемые на сортировочных станциях.Реклама
Сегодня Автопарк №1 «Спецтранс» передаёт «Втор–Пласту» до 200 тонн пластика в месяц, выбирая его на сортировочных станциях из потока мусора и собирая напрямую в контейнеры для раздельного сбора. Несмотря на кажущийся большой объём пластика, его доля в общей массе мусора составляет не более 15%, говорят в компании.
Похожий завод планирует построить конструкторское бюро
Конструкторское бюро КБ ВиПС собирается построить завод по переработке пластика в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Санкт-Петербург».
Инвестор намерен использовать участок в 1,2 гектара на территории площадки «Новоорловская» особой экономической зоны.Продукция завода — прошедший рециклинг пластик — потенциально может заинтересовать СИБУР и НОВАТЭК, отмечают в Смольном.
Начать строительство первой очереди завода планируют в четвёртом квартале 2022 года. Окончательные параметры проекта ещё не определены, однако общий объём инвестиций уже сейчас оценивается в несколько миллиардов рублей.
Окупаемость производства при вложениях от $10 до $20 млн и минимальном объёме переработки в 2 тыс. тонн сырья в месяц может составить 6–8 лет. Основные риски, по мнению экспертов, связаны с валютными колебаниями и возможной нехваткой сырья.
Вопрос утилизации отходов – это вопрос воспитания населения
Проблемы цивилизованной утилизации отходов обсуждается в России давно, но сдвигов мало.
К тому же проблема усиливается по мере роста производства товаров и упаковок. Вопросы грамотности и воспитания в деле раздельного сбора мусора здесь также играют немаловажную роль. Сегодня наиболее опасными являются те виды отходов, которые имеют длительный срок разложения — стекло, алюминиевые, жестяные банки, аккумуляторы и, конечно, пластик. Как показала экспедиция Greenpeace России на Черное море, 94% всего мусора на побережье приходится на пластик, из них 92% — это одноразовый пластик.
Экологи считают, что выходом может стать сокращение производства и реализации товаров из пластика в России, как это сделано в Европейском союзе. В ЕС запрет на производство и продажу ряда пластиковых изделий одноразового использования вступил в силу уже в 2021 году.
Ещё одной мерой для решения проблемы с загрязнением является повторное использование материала, что уже реализуется в ряде регионов страны. Но с сортировкой мусора и предоставлением перерабатывающим заводам сырья пока есть определённые затруднения. Выстроить чёткую систему переработки отходов мешает отсутствие инфраструктуры.
«Большой недочёт, что раздельный сбор мусора не закреплён как обязательный. В Петербурге всего 7% от общего числа площадок для сбора мусора оборудованы контейнерами для отсортированных отходов, где можно сдать хотя бы одну фракцию — макулатуру, стекло или пластик», — рассказал эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace в России Дмитрий Нестеров. По его словам, помимо недостатка точек сбора отсортированного мусора есть сложности с выбором оператора и контролем его работы. Также в России отмечается недостаток специалистов, которые могут работать в сфере управления отходами.
Дело помогает продвигать частный бизнес
Сегодня многие экологические проекты, в том числе по раздельному сбору мусора в Петербурге, продвигаются силами частных компаний.
В 2017 году в городе был создан «Зелёный кодекс предприятий Петербурга» — это свод добровольных принципов социальной ответственности бизнеса в сфере экологии. Первыми документ подписали фабрика «Петро» компанииJTI, инициировавшая создание Кодекса совместно с Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциацией, и пивоваренная компания «Балтика», подразделение компании Carlsberg Group.
На сегодняшний момент в список подписантов входят 14 компаний. В числе ключевых инициатив проекта — экономное использование природных ресурсов, внедрение наилучших доступных технологий на производствах компаний города, участие в экологическом волонтёрстве и внедрение политики добрососедства. Причём, это касается не только внутрикорпоративных инициатив и взаимодействия между компаниями, но также и поддержки инициатив населения города.
Жители не остаются в стороне
Население региона неравнодушно к проблемам экологии и активно помогает в продвижении различных инициатив.
«Жители района, где располагается наша фабрика «Петро», обратились к нам за помощью. Была обнаружена крупная незаконная свалка строительных отходов, в результате было вывезено более 40 тонн мусора. Причём, было важно удостовериться, что после того, как весь мусор будет вывезен, на этом месте не появится новая свалка. В сотрудничестве с администрацией района проезд на место бывшей свалки был закрыт», — отметила директор службы охраны труда и окружающей среды компании JTI в России Юлия Андреева.
По её словам, координация усилий жителей, бизнеса и властей города, как в данном случае, позволяет содействовать улучшению экологической обстановки в регионе и формировать комфортные условия для жизни населения и для работы компаний. «Сегодня необходимо усилить разъяснительную работу с населением. Людям важно рассказывать о том, как и для чего нужно сортировать мусор, как производится переработка сырья. Население будет участвовать в программах, только если будет понимать, для чего это нужно», — уверена Юлия Андреева. Чтобы экологическое просвещение имело свой эффект, оно должно быть массовым.