Франшиза и пандемия - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Франшиза и пандемия

10.07.2021 в 12:52 | время чтения: 6 мин.
По официальным данным, по итогам 2020 года интерес к франчайзингу в России вырос на 9 процентов. По данным Franshiza.ru, в Санкт-Петербурге спрос восстанавливался значительно медленнее, чем в среднем по стране.

Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками. 

У франчайзинга в Санкт-Петербурге есть свои характерные особенности. Первое и главное то, что свободных торговых площадей в хороших локациях очень мало, удобные помещения давно все разобраны и используются. Стоимость аренды очень высокая– этот момент также отталкивает инициативных людей заняться франшизой. Кроме того, в городе доминируют крупные торговые сети, что снижает привлекательность готовых бизнес–проектов. По мнению экспертов, в Северной столице лучше развиваются франшизы специализированных продуктовых сетей, чем универсальных магазинов. Ко всему этому надо добавить, что в Санкт-Петербурге почти не пользуются спросом алкогольные и продуктовые магазины, а также детские образовательные проекты. Все эти проблемы тормозят развитие франчайзинга.

«Спрос на детские образовательные франшизы в крупных городах низкий. В прошлом году мы продали 22 франшизы, из них только одну в Петербурге. Аренда помещения, оплата труда и рекламы на старте требуют здесь больших вложений, чем в средних и малых населённых пунктах. Поэтому ведение такого бизнеса в Петербурге на первый взгляд кажется рискованным», — говорит директор по франчайзингу компании «РОББО» Екатерина Экало.

По данным Franshiza.ru, предприниматели ищут в основном франшизы аптек, пунктов выдачи интернет–заказов, магазинов бытовых товаров и низких цен, медицинских лабораторий, а также IT–проектов.

Экспертыотмечают, к примеру, неоднозначную ситуациюв Санкт-Петербурге с центрами приёма анализов. С одной стороны, продажи таких франшиз растут, с другой — в Петербурге эта ниша уже переполнена. Даже несмотря на то, что в 2020 году лаборатории расширили спектр предлагаемых услуг анализами на COVID–19, многие считают, что предпринимателям идти в это направление не имеет смысла. Более перспективно открывать узкопрофильные медцентры: таких предложений на рынке сейчас мало.

Франшиза мельчает, направления развития смещаются

Оборот российского рынка франчайзинга в 2020 году сократился на 27% и на начало 2021 года составил чуть более 2 трлн рублей. Несмотря на сложную обстановку, вызванную пандемией, к концу года количество купленных франшиз выросло на 5,1%, а объем предложения увеличился на 7%.

Положительную динамику обеспечили франшизы с небольшим объемом инвестиций из сферы общепита, медицинских офисов, аптек, курьерских служб и сервисов доставки. Одним из ключевых драйверов роста российского рынка франчайзинга, по оценкам экспертов, могут стать доступные банковские кредиты.

В пик пандемии в Санкт-Петербурге на 80% упал спрос на франшизы фитнеса, 60% потеряли франшизы дорогих ресторанов. В целом интерес к франчайзингу в тот период, по его оценкам, снизился на 49%, но к концу года ситуация стабилизировалась, а количество заявок стало расти.

Согласно данным franshiza.ru, 48% франшиз, работающих в России, приходится на сферу услуг, 22% — на предприятия общественного питания, 17% — на непродовольственный ритейл, 9% — на продуктовую розницу и 4% — на сферу производства и строительства.

Самой популярной категорией франчайзинга был и остается общепит. Количество заявок на покупку франшиз этого сегмента растет с каждым годом в среднем на 30%. Спрос на франшизы интернет-магазиновприбавляет в среднем по 20% в год. Активно развивается рынок медицинских франшиз. Эксперты отмечают, что появляются новые типы франшиз, о которых никто даже не мог подумать несколько лет назад. Например, магазины без продавцов. Сейчас на рынке огромный дефицит качественных франшиз, инвестируя в которые, можно получать доходность, позволяющую развивать бизнес и открывать новые точки.

Согласно все тем же исследованиям franshiza.ruрастет доля бюджетных франшиз. Так, в 2020 году доля предложений с объемом инвестиций до 1 млн рублей составила 31%, 1–3 млн рублей — 37%, 3–6 млн рублей — 19%, 6–10 млн рублей — 7%, более 10 млн рублей — 6% франшиз. После начала пандемии франшизы до миллиона рублей стали получать в среднем на 10–15% больше заявок, чем дорогие. На данный момент самая популярная категория франшиз — с вложениями до 300 тыс. рублей.

Понятие «франчайзинг» законодательно до сих пор не определено.

На фоне высокого интереса к франшизам со стороны начинающих предпринимателей рынок франчайзинга в России плохо урегулирован нормативными актами.

Это способствует появлению на рынке большого количества так называемых псевдофраншиз. Эти франшизы отличаются низкой ценой входа и простотой бизнес-модели, что привлекает к ним существенную долю потенциальных покупателей. Покупатели таких франшиз быстро разочаровываются в своем выборе и формируют негативное отношение к франчайзингу вообще. Такая ситуация, по мнению экспертов, была характерна для большинства рынков, прошедших эту стадию: для США в восьмидесятые годы, для Европы в девяностые годы.

Понятие «франчайзинг» законодательно до сих пор не определено. В российском праве франчайзинг регламентируется договором коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ), который относится к частноправовым средствам обеспечения отношений по передаче и использованию комплекса исключительных прав. Этот документ не дает ответы на все вопросы, которые возникают в сфере франчайзинга. Законопроект о франчайзинге был отклонен в 2016 году, после этого на законодательном уровне никто не возвращался к этому вопросу, доработка проекта остановлена на неопределенный срок.

После пандемии франчайзинг должен возродиться

Экспертное сообщество уверено, что после пандемии рынок франчайзинга резко вырастет.

Многие топ–менеджеры лишились работы.Те, кто давно задумывается о предпринимательстве, будут инвестировать в бизнес по франшизе, потому что это надежный и стабильный способ открыть свое дело.Один из ключевых драйверов рынка франчайзинга сегодня — сегмент e-commerce, поэтому развиваться будут те бизнесы, которые так или иначе связаны с онлайн-торговлей. Несмотря на имеющиеся сложности, участники рынка сходятся во мнении, что франчайзинг — работающий инструмент масштабирования бизнеса для успешных проектов, а для начинающих предпринимателей — это возможность снизить инвестиционные риски и стать частью большой команды бренда, получив поддержку на всех этапах развития бизнеса. Восстановление франчайзинга будет зависеть от того, какая эпидемиологическая и экономическая обстановка сложится в ближайшем будущем. А она пока не очень-то благоприятствует.

Несмотря на множество проблем, Санкт-Петербург считается одним из немногих городов нашей страны, в котором франчайзинговая система развита на высоком уровне.

Сеть магазинов «СтолБери», «1000 и одна сумка», «Унция» и многие другие представители отечественного бизнеса успешно функционируют и развиваются в северной столице России.Санкт-Петербург – город, который привлекателен не только своими культурными и историческими ценностями. Он также очень интересен в плане инвестиционных вложений, причем, не только для российских бизнесменов, но и для иностранцев. Заинтересованы они, конечно же, и в создании франчайзинговых сетей. К примеру, в последнее время заметно возрос интерес американских компаний к налаживанию таких систем взаимодействия с представителями бизнеса Санкт-Петербурга.

По-прежнему серьезным барьером в этой сфере остается российское законодательство. Однако, несмотря на все преграды, уже есть первые результаты усилий иностранных компаний, направленных на создание сетей франчайзинга в Санкт-Петербурге. Это, конечно же, дает надежду на то, что в ближайшем будущем сотрудничество станет более тесным.

РАЗ

Поделиться с друзьями