В России сокращается выпуск лифтового оборудования, а стоимость подъемников заметно выросла. Однако потребители оборудования не замечают никаких проблем.
Росстат подсчитал, за девять месяцев текущего года в стране было выпущено 15,5 тыс лифтов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, падение производства составило 29,1%. Однако если сравнивать показатели производства оборудования с августом 2022 года, получится рост в 7%.
Генеральный директор «Российского лифтового объединения» Петр Харламов объяснил падение производства несколькими причинами. Во-первых, ростом стоимости лифтового оборудования из-за удорожания комплектующих. В результате чего стоимость лифтов выросла на треть. Во-вторых, сказался и уход западных производителей.
«Если говорить о ценах, главным образом речь идет о росте стоимости металла. Хотя стоит отметить, Минпромторг уже отчитался о том, что ему удалось остановить рост цен. Более того, сейчас они даже немного снизились» , — добавляет Петр Харламов.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ СТРАСТИ
По заявлению представителей строительной отрасли, ценовые ралли и демарш западных компаний не отразился на планах и расходах застройщиков.
«По многим позициям есть российские аналоги, но они не всегда дешевле. Например, лифтовые системы. Для объектов, которые сдаются в 2023 году, мы закупили отечественные лифты, которые не уступают по техническим характеристикам тому же OTIS и даже превосходят: шумоизоляция лучше, дизайнерская линейка шире и интереснее. Но и цена такого лифта выше. Это связано и с тем, что лифты в России производят частично на зарубежном оборудовании. Соответственно, поставки деталей и комплектующих для наших заводов тоже стали дороже», — рассказал директор по снабжению группы «Аквилон» Михаил Фролов.
Генеральный директор «Ассоциации строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов сообщил, в городе не наблюдается дефицита подъемных механизмов. Однако он подтвердил, цены на лифтовое оборудование для застройщиков поднялись в среднем на 5%. Эксперт не стал прогнозировать как будет развиваться ситуация в будущем. Объяснив это многофакторностью проблемы.
Сразу четыре крупных консалтинговых компаний отказались не только комментировать ситуацию, но, и поделиться любыми данными о ценах на рынке. Впрочем, можно попытаться спрогнозировать примерный объем спроса лифтового оборудования для строящихся многоквартирных домов в Петербурге.
Как сообщили в СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» количество лифтов в многоквартирных домах регламентируется сводами правил противопожарной безопасности и соответствующим ГОСТом. В зависимости от площади и этажности зданий меняется и количество лифтов. Например, в девятиэтажном доме с общей площадью одного этажа в 600 кв. метров, предполагается установка одного лифта. В доме от 20 и 25 этажей и поэтажной площадью 450 кв.м. требуется уже четыре механизма.
Выбор застройщиком этажности строящегося дома зависит от многих факторов. Однако если опустить все прочие, и принимать во внимание существующие требования к установке лифтов, получится, что выгодней строить девятиэтажные здания с одним лифтом. В этом случае получается максимальная площадь дома на одну шахту. В нашем случае это 5,4 тыс кв. м. Напомним, в Санкт-Петербурге в 2022 году планируется построить 3,4 млн кв. м. Таким образом, Петербургу потребуется как минимум 630 лифтов.
По словам Петра Харламова, если брать очень условно стоимость одного лифта равняется 3 млн рублей. Таким образом, чтобы оснастить все городские новостройки лифтовым оборудованием потребуется минимум 1,9 млрд рублей в год. И это только строящиеся жилье.
КАПИТАЛЬНЫЙ ДОХОД
В 2022 году «Фонд капитального ремонта Санкт-Петербурга» отремонтировал 1001 лифт. Были проведены работы по модернизации, ремонту шахт, машинных и блочных отделений. Всего в 2022 году работы запланированы работы для 1461 подъемника.
Непосредственно на капитальный ремонт бюджетом городом была выделена субсидия в размере 3 млрд рублей. Средства предназначены на ремонт 1088 лифтов в 288 домах. Как заявляют в Смольном, предполагается, что до 2025 года в Санкт-Петербурге будет отремонтировано еще 3,6 тыс лифтов. Ежегодно на эти цели в бюджете города предусмотрено по 6 млрд рублей.
Как сообщила представитель Жилищного комитета Санкт-Петербурга Евгения Чистякова, на конец октября в городе было установлено 50458 лифтов, порядка 10% из этого числа требуют замены или модернизации.
«Как правило «плохие» лифты расположены в домах 80-90 годов постройки. Сказать сколько стоит замена одного лифта — очень сложно. У каждого дома свой проект и разные расходы» , — говорит Евгения Чистякова.
В целом же в комитете не видят проблем и считают, тем более, что один из основных поставщиков OTIS сменил зарубежного собственника на российского.
МЕЛОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
Впрочем не везде все так гладко. Как рассказывает Петр Харламов, очень много компаний стали отказываться от участия в государственных тендерах. Дело в том, что не все регионы страны способны предложить запрашиваемую производителями цену, зачастую она меньше и много тендеров просто срываются.
Впрочем, в конце октября, руководитель департамента мониторинга региональных систем капитального ремонта и экспертно-методического обеспечения Фонда ЖКХ Татьяна Кузьмина, на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства при общественном совете Минстроя России, дала понять, что в этом вопросе все нормально. По ее словам, сумма контрактов на замену лифтов в текущем году в рамках региональных программ капремонта составила почти 43 млрд рублей, а стоимость заключенных контрактов составляет уже 42,7 млрд рублей.
По оценкам Минпромторга примерно 70% лифтового оборудования производится в стране местными предприятиями. Оставшиеся завозят из Белоруссии и других стран. По мнению Петра Харламова только Китай и Турция способны закрыть отечественные потребности, поэтому ожидать дефицита не стоит. Другое дело, что отечественные производители опасаются, что при полном открытии рынка могут остаться не удел. Однако и полностью закрываться не хотят. Дело в том, что лифты высотой подъема в 130 метров в нашей стране никто не делает.
Впрочем, и с комплектующим не все гладко. По словам Петра Харламова, локализация у разных предприятий может достигать 80%. Самый дорогой узел это лебедка, до недавнего времени его изготавливали за рубежом. Недавно в подмосковье был запущено такое предприятие. Не делают в стране и частотные преобразователи. Как пояснил эксперт, этот прибор делает движение кабины лифта и открытие дверей плавными. Впрочем, эту задачу можно решить за счет научного потенциала ВПК. Однако существуют большая проблема с различными чипами и контроллерами, но, это общероссийская проблема.
«Насколько мне известно, наши предприятия серьезно запаслись этими товарами. Однако если не покупать новые комплектующие они рано или поздно закончатся» , — резюмировал Петр Харламов.
Федор Резкин.