Заводу «Штурманские приборы» 300 лет - IndustrySPB

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Заводу «Штурманские приборы» 300 лет

18.09.2021 в 18:46 | время чтения: 6 мин.

Заводу «Штурманские приборы» в Санкт-Петербурге исполнилось 300 лет

По чертежамимператора

В новой столице российской империи в начале XVIII века Петр I создавал не только административный аппарат, но и мощный военно-морской флот. В городе уже работали Адмиралтейские верфи, а какие же корабли без навигационных инструментов? Чтобы не покупать компасы и секстаны в Голландии и Англии, император повелел делать свои. Он выпустил указ о создании Инструментальной мастерской при Главном Адмиралтействе.

В документе от 27 мая 1721 года предписывалось за год построить мастеровую избу. Фундамент заложили всего через пять дней, 1 июня, «по чертежу, как показано рукой его Царского Величества».

Возглавил Инструментальную мастерскую голландец Питер Форм. Под его руководством русские мастеровые быстро освоили производство: компасов, песочных часов, лагов для измерения скорости корабля, лотов для измерения глубины, градштоков и астролябий, для измерения высоты небесных светил, ноктурналов для определения местного времени по расположению звезд, чертежных и иных инструментов.

Рабочие делали серьезные успехи, и уже в 1726 году Форм попросился в отставку. Свою просьбу объяснил тем, что «компасное и часовое дело может править подмастерье Афанасий Шелкунов». Шелкунов прошел «экзамен»: самостоятельно сделал два компаса, которые были признаны Адмиралтейств-коллегией «достойными». Так дело возглавил русский мастер.

В первые годы при верфи трудилось меньше десятка мастеров. Им предписывалось «компасы мастерством делать и смотреть, чтобы иглы, на чем компас вертится, были остры и крепки и не скоро бы смалывались. Чтобы проволока на компасе к N и S была натерта магнитом, дабы компас мог быть верным, в чем надлежит крепкое смотрение иметь, ибо в том зависит ход и целость корабля».

Михаил Ломоносов знания и руку приложил

Первые российские компасы не отличались устойчивой работой и точностью. Изучить причины этого взялся М.В.Ломоносов.

Он пришел к выводу, что конструкция отечественных приборов несовершенна. Великий ученый посоветовал, как ее улучшить. Он и сам разработал многие приборы и инструменты для Инструментального завода. Так, например, 13 мая 1756 года он представил в Академии наук «ночезрительную трубу» — прообраз современных телескопа и бинокля. Также в списке сделанных им изобретений: «морской еж» — астрономический угломерный инструмент, компас-самописец, «механический лаг», секстаны с искусственным горизонтом, измерители направления и скорости течений, а также дрейфа, прибор для точного нахождения полуденной линии, перископ для наблюдения из укрытия, судовой барометр, морские часы, другие мореходные приборы и инструменты.

Еще при Ломоносове в Инструментальной мастерской начали изготавливать кипрегели с дальномером (геодезические приборы для графических построений на планах), а также квадранты Гадлея с «прибавлениями и исправлениями», сделанными великим ученым.

Масштабы мастерской расширяются

К 1804 году инструментальная изба превратилась в Мастерскую мореходных инструментов со штатом в 92 человека.

Этого потребовали обстоятельства, ведь объем работ значительно вырос. Теперь здесь изготавливали и термометры, и гигрометры для измерения влажности воздуха, и зрительные трубы. В 1813 году петербургские мастера сделали секстан, который стоил в три раза дешевле английских. Навигационные приборы из Мастерской мореходных инструментов использовались не только для военных целей, но и научных. Например, их применяли в экспедиции (1821-1824 гг.) под руководством адмирала Федора Литке. Целью путешествия было исследование западного побережья Новой Земли и островов Баренца, Мурманского побережья до Варангерфьорда, восточной части Баренцева и Белого морей.

С 1878 года руководить компасным делом в России поручили инженеру Ивану де-Колонгу. Он изобрел уникальный прибор — вертикальный дефлектор для измерения и устранения девиации (ошибки показаний компаса). Технически усовершенствованное со временем, это устройство и по сей день востребовано на флоте.

Также под руководством де-Колонга Мастерская улучшила и начала серийный выпуск самого передового в то время магнитного компаса Томсона. Прибором, впервые представленным на Всемирной Парижской выставке в 1878 году, оснастили российские корабли.

В 1884 году в компасный отдел Мастерской поступил выпускник Морского училища Алексей Крылов, будущий академик. Молодой ученый вел научные исследования по девиации магнитных компасов и предложил новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего отклонение компаса.

Российские навигационные инструменты и приборы в этот период получили заслуженное мировое признание. Их не раз отмечали наградами и премиями на международных выставках и различного рода показах в Париже, Венеции, Филадельфии, Чикаго, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. С 1870 по 1896 год объем производства Мастерской возрос в 9 с лишним раз.

Приборы с высокой степенью точности

Поменяв несколько адресов, в 1900 году Мастерская окончательно обосновалась на Малой Охте.

На правом берегу Невы для нее построили трех- и четырехэтажные производственные корпуса и административные здания. Дом Морского ведомства в стиле модерн на Новочеркасском проспекте 1, получивший статус памятника, до сих пор украшает завод.

1907-1913 годы — период, когда предприятие достигло образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Приборы выпускались в необходимых объемах и превосходного на то время качества. Во время Первой мировой войны Мастерская в основном перешла на военные заказы. В 1914 году ее штат вырос до 180 человек. В 1916 году предприятие изготовило 839 магнитных компасов различного назначения, 139 морских часов, 51 пеленгатор, 35 дефлекторов и другие инструменты. Пережив Первую мировую и Гражданскую войны, сохранив при этом производственную базу, научно-технический потенциал, сотрудников, предприятие вступило в советский период развития.

Рынок сбыта — весь мир

В 1931 году основанная Петром Мастерская превратилась в Завод мореходных инструментов.

Советская власть назвала развитие предприятия сверхударной задачей. Были построены новые корпуса, цеха оборудовали новейшей техникой и лабораториями. Появилась и социальная инфраструктура: клуб для трудящихся, столовая и т.д. В 30-е годы предприятие обеспечивало флот гирокомпасами, эхолотами, электро-механическими лагами и усовершенствованными магнитными компасами. Во время Великой Отечественной войны Завод Штурманских приборов, именно так называлось в тот период предприятие, эвакуировали на Южный Урал, в город Катав-Ивановск. Коллектив на новом месте в кратчайшие сроки наладил выпуск необходимой для фронта продукции.

В послевоенные годы начался новый масштабный этап в развитии завода. Советский Военно-Морской Флот стал океанским и ракетно-ядерным, а СССР — великой океанской державой. Возросли скорости судов, их энерговооруженность; корабли вплотную подошли к приполюсным районам. В стране строились десятки тысяч кораблей и судов различных классов и назначений, которые нужно было оснащать современным навигационным оборудованием. Ассортимент выпускаемой на Малой Охте продукции увеличился до 79 наименований. Коллектив насчитывал 2000 человек. Предприятие работало не только на нужды отечественного ВМФ. Продукция поставлялась в 25 стран мира, в том числе в Англию, Японию, Францию, Швецию и Данию.

Заказы завода расписаны на несколько лет вперед

В 1993 году предприятие было акционировано и получило современное название — Акционерное общество «Штурманские приборы».

Проведенные организационные мероприятия позволили выжить в условиях экономического кризиса и жесткой конкурентной борьбы за сферы влияния и рынки сбыта. И не только выжить, но и создать условия для устойчивой и достойной работы. У предприятия были и есть серьезные конкурентные преимущества: накопленные знания и опыт, высокий профессионализм работников, новые конструкторские решения, четкая стратегия дальнейшего развития. Все это помогло остаться на плаву и уверенно войти в XXI век.

Сегодня завод по-прежнему обеспечивает российский флот современной навигационной техникой. Благодаря простоте и надежности эти приборы еще долго будут служить мореплавателям, определяя направление движения, скорость и координаты судна в море.

Заказы «Штурманских приборов» расписаны на несколько лет вперед. Океанографические исследовательские суда, большие гидрографические катера, линейные ледоколы, фрегаты, ракетные катера и другие корабли, которые сегодня строятся в России, оснащены техникой, созданной на петербургском заводе. Продукция завода идет на экспорт. Завод на Малой Охте входит в Ассоциацию промышленных предприятий Петербурга, включен в реестр предприятия Оборонно-промышленного комплекса. Но дело даже не в статусе. «Штурманские приборы» — бренд, не только известный всем морякам страны, но и признанный за рубежом. Это синоним высокого качества выпускаемых приборов.

РАЗ

Поделиться с друзьями