История бренда. Адмиралтейские верфи - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

История бренда. Адмиралтейские верфи

18.05.2021 в 20:14 | время чтения: 5 мин.

Адмиралтейские верфи – первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга, старейшее в России.

На левом берегу Невы, вблизи от исторического центра Санкт-Петербурга, расположена территория старейшего судостроительного предприятия России — Адмиралтейских верфей. Датой рождения завода принято считать 5 ноября 1704 года. На эту дату указывает запись в «Журнале путешествий Петра I (1696-1709 гг.)». Первоначально предприятие называлось «Адмиралтейский дом». «… 1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен…»

Петр I место для строительства искал лично. Вместе с князем Меншиковым они целую неделю на шлюпкеобъехали все бухты, заливы и проливы Невы. Идеальным местом для постройки предприятия оказался  левый берег Большой Невы. Здесь и была заложенаверфь. А уже через пять месяцев на заводе работали более 1000 человек. Спустя два года в апреле 1706 года было спущено на воду первое судно. Спустя несколько недель со стапелей сошла яхта «Екатерина», за постройкой которой следил сам Петр. 
До конца осени 1709 года здесь строились преимущественно небольшие суда, а в декабреэтого года была заложена 54-пушечная «Полтава», которая ознаменовала собой новый этап в развитии русского флота. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер. Стоит сказать, что здесь была построена и испытана первая российская подводная лодка –тогда она называлась «потаенное судно» крестьянина Ефима Никонова, которую он собрал в 1725 году.

В первой половине XIX века судостроение верфи было передислоцировано на Галерный двор, который стали называть Новое Адмиралтейство. Связано это было с тем, что площадей и мощностей завода, основанного Петром, уже не хватало для выполнения всех государственных заказов. В XIX в общей сложности здесь было построено 256 крупных кораблей.

В XIXвеке наступила эпоха броненосных кораблей. Были изобретены паровые машины, на верфи началось строительство первых металлических кораблей. Среди них батарея «Не тронь меня», на вооружении которой использовались первые морские нарезные артиллерийские орудия. Здесь был построен первый в мире мореходный миноносец «Взрыв»; прототип эскадренных броненосцев «Петр Великий». Здесь же родился легендарный крейсер «Аврора», закладка которого состоялась в 1896 году. А также знаменитый корвет «Витязь», совершивший под командованием С.О.Макарова трехлетнее кругосветное путешествие.

В 1908 году Адмиралтейские верфии «Галерный остров» были выведены из состава Санкт-Петербургского порта и были объединены в одно предприятие – Адмиралтейский судостроительный завод. Со дня основания верфи до 1917 года на ней было построено более 1000 судов и кораблей. Среди них 137 крупных парусных военных кораблей, около 700 средних и малых парусных и гребных судов, более 100 металлических кораблей, в том числе 25 броненосцев, 8 крейсеров 1 ранга.

После окончания гражданской войны молодой развивающейся промышленности страны были необходимы гражданские суда. Адмиралтейские верфи начали осваивать новое для себя направление.

За годы Великой отечественной войны адмиралтейцами были построены и сданы флоту 7 подводных лодок, 20 бронированных катеров, 6 бронированных морских охотников, 116 самоходных плашкоутов – на них в блокадный город доставлялось продовольствие. Было отремонтировано около 300 боевых кораблей, выпущено большое количество мин, артиллерийских снарядов и различной боевой техники.

В послевоенное время предприятие строило подводные лодки и боевые надводные корабли, суда гражданского флота самого различного назначения. В 1959 году вошел в строй первенец мирного атомного флота — ледокол «Ленин», более 30 лет проплававший во льдах Арктики.
Вскоре Адмиралтейский завод начал строить судадля рыбопромыслового флота,а также рыбоперерабытывающие плавучие базы. Для космической отрасли были созданы специальные корабли для управления космическими полетами. Ими стали корабли командно-измерительного комплекса «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов».

В 1960-х годах для предприятия началась новая эпоха – коллектив завода начал готовиться к строительству подводных лодок  с атомной энергетической установкой.

В 1990-х Адмиралтейские верфи получили заказ от компании «Лукойл» на постройку нефтеналивных танкеров. Танкеры арктического плавания этого проекта имеют массу перевозимого полезного груза в 20 тыс. тонн  и предназначены для перевозки до четырех сортов грузов одновременно. В 1997 году Приморскому морскому пароходству было передано судно другого типа – танкер-продуктовоз-химовоз «Виктор Дубровский». Построенный танкер имеет высшую степень конструктивной защиты. Эксплуатация танкера заказчиком показала высокую прибыльность таких судов. Моряки также отметили высокие мореходные качества танкера, а за уровень автоматизации систем управления техническими средствами и судовыми системами «Владимир Дубровский» назвали «танкером XXI века».

Макет судна Северный полюс

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что «Адмиралтейские верфи» являются ведущим предприятием России по отработке новых технологий. Прошли успешные производственные испытания десятки новейших технологических процессов, разработанных самим предприятием и отраслевыми научно-исследовательскими институтами. Технологии эти применяются во всей судостроительной отрасли. К примеру, при строительстве танкеров Адмиралтейские верфи внедрили экспериментальный образец интеллектуальной системы обеспечения непотопляемости судна. Такие системы обеспечат оперативное и оптимальное принятие решений в самых различных проблемных ситуациях в открытом море и гарантируют высокий уровень надежности выданных практических рекомендаций.

На адмиралтейских верфях строятся мощные неатомные ледоколы, среди них «Виктор Черномырдин», «Иван Папанин», большие морозильные рыболовные траулеры, предназначенные для промысла минтая и сельди с глубокой и безотходной переработкой улова на борту.Сдаются заказчикам современные подводные лодки, которые строятся по самым современным улучшенным образцам. В перспективе подводные лодки планируется оснастить современным ноу-хау — анаэробной воздухонезависимой установкой (ВНЭУ). Над их созданием трудятся специалисты ЦКБ «Рубин».

В работе над ледоколом «Виктор Черномырдин»

Коллектив «Адмиралтейских верфейв 2020 годупередал Тихоокеанскому флоту подлодки «Варшавянка» и «Волхов». Сдал «Росморпорту» дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин». Предприятие спустило на воду траулер «Северный полюс», который строится для Росгидромета.В нынешнем году петербургские «Адмиралтейские верфи» заложат две дизель-электрические подлодки «Можайск» и «Якутск» — это пятая и шестая субмарины, которые строят специально для Тихоокеанского флота.

Перспективы дальнейшего развития «Адмиралтейских верфей» связываются также с возможностью строительства самых разных типов судов — танкеров продуктовозов смешанного плавания «река-море», крановых судов, судов-снабженцев буровых платформ для освоения морских нефтяных месторождений, судов – носителей необитаемых аппаратов.

При строительстве кораблей и судов Адмиралтейские верфи используют самые современные материалы. При изготовлении корпусных конструкций применяются прогрессивные судостроительные и нержавеющие стали, сплавы на основе титана, алюминиевые сплавы и стеклопластик. Внедрены в производство современные покрасочные технологии, позволяющие на основе применения лакокрасочных материалов ведущих зарубежных фирм обеспечить качество окраски судов на уровне самых современных мировых требований.

Поделиться с друзьями