Есть ли стратегия развития Санкт-Петербурга? - IndustrySPB

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Есть ли стратегия развития Санкт-Петербурга?

13.09.2021 в 21:50 | время чтения: 6 мин.

Развитие Северной столицы сегодня идет не только за счет собственных территорий, промышленных зон, но и активно внедряется в соседние с городом районы Ленинградской области. Границы активно стираются, это нормальное явление, которое будет продолжаться и дальше. В таких условиях властям двух регионов приходится сверять и иногда унифицировать многие нормы и правила жизни, чтобы жизнь рядовых людей была менее проблемной и более комфортной.

Сегодня существует совместно разработанная концепция развития агломерации – города и области – вплоть до 2030 года. В документе постарались прописать все моменты, которые необходимо будет решать властям двух регионов в ближайшие годы. Новым центрам притяжения нужен общий согласованный транспорт, социальные объекты. Без грамотного комплексного планирования сопредельные территории будут развиваться хаотично и разрозненно. Урбанисты и эксперты в области развития территорий сходятся в едином мнении о том, что, в первую очередь должна быть выстроена единая сеть дорожно-транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также речь идет о строительстве – как жилья, так и социальных объектов. Развивается сеть станций метро, которая уже давно вышла за пределы Северной столицы. Есть разница в обеспечении детскими садами, школами, больницами, торговыми центрами – но сама жизнь со временем выравнивает эти направления.

Конкретные точки совместной работы

В последние годы сама жизнь подтолкнула власти двух регионов к решению многочисленных вопросов.

Первый и главный – это дороги. Бурное развитие приграничных территорий, строительство жилья, социальных объектов вынуждает власти сверять часы и действовать сообща. Далеко за примерами ходить не надо. Строительство так называемого обхода Мурино и Нового Девяткино справа — продолжение Пискаревского проспекта с выходом на автомобильную дорогу Санкт–Петербург — Матокса. Его реализация показывает все сложности взаимодействия регионов, и в то же время результативность совместной работы. Из 7,6 км будущей трассы по земле Петербурга пройдет только 850 м, остальное – по территории области. Проект сложный и будет реализовываться не один год. Но конец все равно когда-нибудь будет, и тогда власти выдохнут с облегчением, а люди перестанут каждый день стоять в немыслимых пробках.

Второй серьезный транспортный проект, который соединит надежным дорожным сообщением два региона – это Широтная магистраль скоростного движения. Шестиполосная ШМСД начнется от Западного скоростного диаметра (ЗСД) и пройдет внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца до примыкания к КАД севернее Кудрово (Ленобласть), далее проследует до пересечения с Мурманским шоссе, до федеральной трассы «Кола». Это значительно сократит время движения автомобильного транспорта по южной части города и время в пути между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

Третий, самый свежий транспортный пример совместной работы двух соседних регионов – проектирование и строительство КАД-2, которое инициировал президент Владимир Путин. Проект масштабный, затратный, но жизненно необходимый как для жителей Санкт-Петербурга, так и населения области.Как известно, в марте 2021 года правительство Ленобласти представило планы строительства КАД-2. Согласно схеме, которую опубликовал губернатор региона Александр Дрозденко, новая дорога пройдетот трассы «Скандинавия» мимо Всеволожска и Колпино, пересечет М-10 (Москва — Петербург), огибая Гатчину и подойдет к трассе А-180 «Нарва» в районе поселка Кипень.

Отходы будут перерабатывать тоже вместе

Еще 20 апреля 2021 года губернаторы Александр Беглов и Александр Дрозденко подписали дорожную карту по созданию совместной для двух регионов схемы обращения с отходами.

Согласно этим планам к 2024 году в Ленобласти должно быть построено 4 мусороперерабатывающих завода.На сегодняшний день Питер производит около 3 млн тонн твердых бытовых отходов в год, примерно 700 000 тонн – Ленинградская область. Большую часть этих объемов по планам должен принять на себя областной регион. Но для того, чтобы цивилизованно их переработать, нужны новые мусороперерабатывающие заводы. К 2023 году все мусорные полигоны без глубокой переработки в Ленинградской области, по словам губернатора Александра Дрозденко, будут закрыты, после чего начнется их рекультивация. Властями двух регионов была создана новая структура по работе с отходами – это АО «Невский экологический оператор» (НЭО).

В результате необходимого по закону конкурса единый оператор должен появиться в ближайшее время. Пока в этой процедуре произошла заминка, однако конец у этой истории все равно будет, и властям двух регионов удастся продвинуться в этом важном для всех деле. Мощностей будущих заводов вполне хватит для переработки всего объема отходов.

Новые станции метро необходимо двум регионам

Сеть станций метро уже давно вышла за пределы Северной столицы. И процесс этот будет продолжаться.

Городские и областные власти сегодня ведут активную деятельность по привлечению федеральных средств для строительства станций метро на территории регионов. В первую очередь речь идет о станциях Кудрово и Новосаратовка. И если о строительстве метро в Кудрово разговоры идут уже много лет, Новосаратовка «всплыла» лишь недавно. «Мы просим правительство РФ помочь Петербургу построить метро не только до Кудрово, но и до Новосаратовки, поскольку там активно развиваются промышленные территории, туда приходят инвесторы, есть уже работающие предприятия с большим числом сотрудников, часть которых живут в Петербурге»,— рассказали в областном правительстве.

На этой территории сегодня есть крупный индустриальный парк — «Уткина Заводь» и создается еще один — «Кола». Здесь находятся крупные резиденты, и большая часть сотрудников этих компаний живет в Петербурге. Кроме того, ГК «ЦДС» планирует построить в Новосаратовке восемь кварталов на 4,6 млн кв. м жилья с детсадами, поликлиниками и школами, что также говорит в пользу создания станции метро.

Однако сегодня на эти вопросы губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову отвечать сложно, посколькуситуацию со строительством метро заметно осложнило предбанкротное состояние компании АО «Метрострой». Сроки открытия новых станций метро отодвигаются именно по этой причине. В 2020 году было зарегистрировано новая организация — АО «Метрострой Северной столицы» — совместный проект города и ОАО «ВТБ». Эта компания пришла на смену ОАО «Метрострой». Но чтобы продолжать строительство новых станций, отметил губернатор, необходимо решение множества технических вопросов. К тому же губернатор Северной столицы отметил, что Петербург в первую очередь будет тратить средства из собственного бюджета на транспортную развязку города. А Кудрово и Новосаратовка являются территорией Ленинградской области. Судя по всему, станции в Кудрово и Новосаратовке появятся нескоро, однако это лишь вопрос времени.

Границы пока остаются неизменными

Тема изменения границ двух субъектов или объединения регионов никогда не поднималась на правительственных совещаниях.

В главных документах по интеграции двух регионов речь идет в основном о полной экономической, социальной и транспортной интеграции. «Цель этого плана — синхронизировать нашу деятельность в области социальной политики, экологии, образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры, сезонной миграции жителей»,— говорил в свое время  губернатор Петербурга Александр Беглов. Кроме дорог, метро, переработки мусора есть еще огромное количество вопросов, которые необходимо решать властям двух регионов совместно.

К примеру, серьезная болевая точка — это свыше 300 тысяч жителей Ленинградской области, которые приезжают в Петербург работать, но социально–экономическое обслуживание получают в области. Обычно это население многоэтажных ЖК за пределами КАД. Смысл в том, что налог на доходы физических лиц остается в Петербурге, и тратится он на городскую инфраструктуру. А люди хотят получить новые поликлиники, детские сады, дороги рядом со своим домом в Мурино, в Новом Девяткино, Кудрово. Это весьма большие налоговые потери, которые вносят значительный дисбаланс. Вопрос этот пока не нашел своего решения.

Интеграция двух регионов включает в себя и другие направления, в числе которых — выравнивание тарифов на газ, водоснабжение и водоотведение, электроэнергию. Сегодня в граничащих с Петербургом районах Ленобласти зачастую действует тарифы выше городских. Еще одно направление – это социальные льготы двух регионов. Их размер и назначение в Петербурге и Ленобласти отличаются, но в течение двух-трех лет чиновники рассчитывают «интегрировать все социальные пакеты, которые действуют между двумя субъектами».

ОАЗ

Поделиться с друзьями