«ТехноНиколь» может «уехать» в другой регион

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

«ТехноНиколь» может «уехать» в другой регион

25.10.2021 в 20:19 | время чтения: 6 мин.

На петербургском экономическом форуме в этом году среди прочих договоров, намерений и соглашений был анонс предстоящего строительства в санкт-петербургском регионе завода корпорации «ТехноНиколь» по выпуску теплоизоляции на основе каменной ваты. Однако позже в ходе переговоров руководства корпорации с властями Смольного произошли какие-то недопонимания, из-за чего планы по строительству завода теперь могут быть свернуты.

Компания «ТехноНиколь» заявила о намерениях инвестировать около 7 млрд рублей в предприятие мощностью 1,4 млн м3 готовой продукции в год. Завод должен был выпускать тепло– и звукоизоляции для стен, кровель, фасадов, полов и внутренних перегородок, а также материалов для сэндвич–панелей, технической изоляции и огнезащиты. В качестве возможной площадки рассматривалась территория Ижорского завода в Колпино. Реализация первого этапа проекта должна была начаться в 2021 году, а к активной стадии строительства планировалось перейти в 2022–м. Этот завод мог стать первым минераловатным производством, построенным в России за последние 5 лет.

Однако, по уверениям СМИ, что-то пошло не так уже на ПМЭФ-2021. Тогда власти Санкт–Петербурга и «ТехноНиколь», вопреки ожиданиям, не подписали никакого соглашения. Как сообщала пресс–служба Смольного, 3 июня в рамках ПМЭФ состоялась встреча вице–губернатора Максима Соколова и президента, совладельца корпорации Сергея Колесникова. Позднее Колесников сообщил, что «проект находится на стадии обсуждения с региональным правительством», передавал Интерфакс. Бизнесмен также выражал надежду, что «в ближайшее время площадка для строительства будет выбрана и утверждена».

В рамках подготовки к этой встрече инвестор направил в Смольный список вопросов, которые нужно было решить для начала реализации проекта. Они касались подключения к инфраструктуре и налоговых льгот. Переговоры о проекте к тому времени шли более полугода, и к ПМЭФ эти вопросы не были решены. Судя по событиям, которые произошли позднее, договориться все-таки так и не удалось.

Инвестор выбирает область

Позже появилась информация, что корпорация объявила тендер на генеральный подряд по строительству предприятия по выпуску теплоизоляции в Великом Новгороде. По предположениям специалистов, речь может идти о размещении завода в особой экономической зоне (ОЭЗ) Новгородской области. Её ещё только планируют развивать: первый этап создания этой ОЭЗ должен завершиться к 2024 году. В пресс–службе корпорации «ТехноНиколь» ответили, что пока проект в Великом Новгороде находится на рассмотрении, не уточнив подробностей.

Вместе с тем переговоры с корпорацией ведёт также экономический блок правительства Ленинградской области, сообщили в его пресс–службе. Там не стали раскрывать подробностей, сославшись на договорённости об их неразглашении.

Выходит, что «ТехноНиколь» в настоящее время все еще пока не определился с месторасположением будущего завода.

Логистика имеет значение

Рынок строительных материалов в последние годы был достаточно инертным, и ещё год–два назад ничто не предвещало начала строительного бума. Однако ослабление рубля, а также снижение ипотечной ставки стимулировали рост спроса на недвижимость. Девелоперы Санкт–Петербурга продолжили вводить новые коммерческие и жилые объекты. Кроме того, пандемия стимулировала ажиотажный спрос на строительство загородных домов в Ленинградской области.

Параллельно с этим значительно сокращался импорт, а местным дистрибьюторам не удалось накопить товарные запасы за зиму: из–за тёплой погоды продажи были высокими и вне традиционного строительного сезона. Всё это привело к дефициту, а затем и к резкому скачку цен на стройматериалы.

Вслед за этим крупнейшие производители теплоизоляции заявили об инвестициях в расширение мощностей и о строительстве новых заводов. В том числе группа Rockwool — во Франции, Saint–Gobain — в Кузбассе, «ТехноНиколь» — в Санкт–Петербурге, Приморье и Казахстане. В числе производителей, имеющих заводы в Северо–Западном регионе, можно также назвать компании Isover и Paroc.

Спрос со стороны петербургских застройщиков на материалы, которые планирует выпускать корпорация в Санкт–Петербурге, достаточно высок и стабилен, но пока «ТехноНиколь» доставляет их из других регионов, говорит директор по экономике компании «Главстрой Санкт-Петербург» Андрей Антипин. «Естественно, локализация производства имеет большой экономический смысл. В 2021 году затраты на логистику значительно выросли, и наличие местной производственной площадки благоприятно скажется на ценообразовании для заказчиков, а также минимизирует риски несвоевременной поставки», — говорит Андрей Антипин.

В группе «ЦДС» сообщили, что активно закупают продукцию корпорации для жилых домов, паркингов и социальных объектов. «Мы работаем с разными поставщиками, у многих из которых производства или склады находятся в других регионах или даже странах СНГ. Логистика может существенно увеличить сроки поставки материалов. Крупным застройщикам как ведущим потребителям тепло– и звукоизоляции будет на руку, если производства ключевых стройматериалов будут находиться в том же регионе, что и сам застройщик», — отмечает руководитель группы маркетинга группы компаний «ЦДС» Наталья Кукушкина.

У заводов вроде того, что собиралась строить в Петербурге «ТехноНиколь», достаточно низкая рентабельность: высокая стоимость оборудования при не особо высокой стоимости продукции, говорят специалисты из промышленных кругов. По их оценке, без господдержки завод за 7 млрд рублей будет окупаться не меньше 15 лет.

Получить максимальные преференции

Обычно состав льгот и преференций для инвестора зависит от заявленного им объёма инвестиций, говорит партнёр юридического бюро «Григорьев и партнёры» Дарья Борисова. «Если этот инвестор — “лакомый кусочек”, он может закинуть предложения сразу в несколько региональных администраций, ведь ему логистически не принципиально, в каком близлежащем субъекте РФ открывать объект», — говорит она. Тогда козырем в переговорах может быть аргумент «а вот такая-то область готова нам предложить то–то и то–то». И если администрация очень заинтересована, чтобы инвестор стал налогоплательщиком в этом регионе, то будут рассмотрены дополнительные преференции.

Примеров, когда инвестор отказался от масштабных проектов в Санкт–Петербурге, достаточно много. Так, Смольный много лет пытался реанимировать законсервированный автомобильный заводGeneralMotors в Шушарах. Шли переговоры и с Mercedes–Benz, который в итоге предпочёл Московскую область. Общались с белорусским сборочным производителем «Юнисон», который не смог договориться и заключить специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом. Как известно, осенью 2020 года уже представленный в Санкт–Петербурге автоконцернHyundai получил все одобрения и закрыл сделку по покупке этого завода. Другой пример — недавние новости от «Сбера», который купил компанию «Ё–инжиниринг» и теперь намерен перезапустить завод в Марьино под Петербургом, где с 2010–х годов заморожен проект «Ё–мобиля». Переговоры по привлечению инвестора и на эту площадку длились более 10 лет.

«Это общемировая практика, когда многие инвестпроекты получают какие–либо преференции, — комментирует основатель инвестиционного бюро Syncing Group ДМИТРИЙ СИНКИН. — Вопрос лишь в способе и объёме такой поддержки, что и является предметом торга. Чаще речь идёт о поддержке спроса на уже произведённую продукцию, или о различных имущественных льготах, например на земельный участок под производство, или о налоговых преференциях. Выбор обычно происходит между несколькими сравнимыми вариантами, но жесточайшей конкуренции между регионами на практике нет. Санкт–Петербург в этом смысле занимает более консервативную и даже порой проигрышную в краткосрочном плане позицию, не замечая многих существующих инвесторов и не помогая тем, кто решился на развитие своих проектов здесь».

РАЗ

Поделиться с друзьями