Что такое ВСМ? - IndustrySPB

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Что такое ВСМ?

30.08.2021 в 18:40 | время чтения: 7 мин.

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург – вопросов сегодня больше, чем ответов.

Масштабный российский проект, высокоскоростная железнодорожная магистраль Петербург-Москва (ВСМ), которую собираются построить к 2027 году, может быть подвержен серьезным рискам. Отдельные из них — это дефицит рабочей силы и подорожания стройматериалов. В то же время эксперты называют другие, более опасные риски — системные, связанные с организацией въездов и выездов из Москвы, а особенно из Санкт-Петербурга.
Замглавы РЖД Олег Тони, курирующий проект ВСМ Петербург-Москва, на парламентских слушаниях в Совете Федерации объявил о возникших рисках проекта. После соответствующих расчетов, проведенных в РЖД, он заявил о возможном сдвиге сроков «производства высокотехнологичных изделий, которые под этот проект сейчас разрабатываются и будут производиться в стране впервые». Причины сдвигов — это дефицит рабочей силы, а также подорожание стройматериалов.

Вместе с тем ранее эксперты говорили о серьезных системных проблемах проекта ВСМ, связанных с организацией въездов и выездов из Москвы и, особенно, из Петербурга. Петербургские градозащитники, специалисты по транспорту и архитекторы настаивают на неоптимальности выбора места для вокзала ВСМ в Петербурге. Так, градозащитники указывают на недопустимость разрушения исторических зданий бывших складов Северного страхового общества (так называемые Кокоревские склады) на Лиговском пр., 52, где запланирован новый вокзал. Специалисты по транспорту и архитекторы утверждают, что выбранное место приведет к транспортному коллапсу в городе.
Один из самых авторитетных специалистов в этой сфере, руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн считает, что проблема еще серьезнее. «Главная проблема сейчас — не снос бывших Кокоревских складов и даже не конкретное место размещения вокзала для ВСМ. Не решены более глобальные вопросы. Первостепенный, на мой взгляд, — это неготовность инфраструктуры Петербурга для увеличения пассажиропотока до 30 млн пассажиров при запуске ВСМ. Такое увеличение прогнозирует РЖД. При нынешней инфраструктуре район Лиговки захлебнется. Лиговский проспект не справится с таким пассажиропотоком, — заявил он — Из-за этих проблем сама ВСМ станет бессмысленной — сэкономив, по расчетам РЖД, 90 минут пути по ВСМ (по сравнению с нынешней линией), люди будут терять порядка 30-40 минут на то, чтобы подъехать к новому вокзалу или уехать от него».
Эксперт считает, что для того, чтобы ВСМ полноценно заработала, надо создать адекватные подъезды к вокзалу — устроить подключение к строящейся широтной магистрали ШМСД и к КАДу. Кроме того, надо найти место для длинных перронов, не менее 200-300 метров, с возможностью размещения вдоль них зоны ожидания легкового транспорта. Причем все это надо решать комплексно, вместе с Московским вокзалом, который надо полностью реконструировать. «Все можно сделать, если решены основные вопросы, если мы получаем в результате понятную ситуацию, — считает Никита Явейн. — Но я пока не вижу ответов на главные вопросы, нет внятной схемы обустройства всего транспортного узла. Судя по имеющейся информации, никаких изменений в первоначальной концепции ВСМ пока не предусмотрено».


Справка. Проект ВСМ Петербург-Москва, который разрабатывает РЖД в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина, предусматривает создание первой в России двухпутной электрифицированной железнодорожной линии для движения поездов со скоростями до 400 километров в час. Время в пути займет 2 часа 15 минут без учета остановок. Магистраль будет проходить по территории Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей. Стоимость ВСМ с учетом предоставления налоговых льгот пока оценивается в 1,39 трлн рублей. По предварительным подсчетам, пассажиропоток новой линии к 2030 году должен составить 23,3 миллиона человек. Окончание строительства ВСМ планируется в конце 2027 года, а входы и выходы из Москвы и Петербурга необходимо ввести в эксплуатацию уже в 2024 году.
ВСМ на подходе, а Питер к ней не готов

Растущие объемы пригородных пассажирских перевозок, как и грузооборота, заставляют искать пути развития Петербургского железнодорожного узла.

На июльских парламентских слушаниях в Совете Федерации обсудили, как этому может способствовать строительство высокоскоростной магистрали, в частности, на входе в Северную столицу. В перспективе планируется разделить грузовое и пассажирское движение, вынести грузы и транзит из центра города. Высокоскоростной магистрали в этом отводится серьезная роль. Но, чтобы встроить ее в существующую инфраструктуру, нужны новые решения, которые пока прорабатываются. Потоки грузов будут расти, и их надо выносить с городской территории.

Принятая в прошлом году концепция развития железнодорожной инфраструктуры Санкт-Петербургского транспортного узла предполагает, что электропоезда в полной мере интегрируются в систему городского пассажирского транспорта. Он свяжет пригород с центром города и позволит перераспределить пассажиропотоки, снизив нагрузку на автомобильный транспорт, сообщили в петербургском комитете по транспорту. Там отмечают, что это должно, прежде всего, улучшить транспортное обслуживание периферийных районов массовой жилой застройки, повысить комфорт пассажирских перевозок и усовершенствовать грузовые.

Вход в Питер — через Обухово

Трасса ВСМ делится на три участка: основная трасса, вход в Москву в районе Крюково, и вход в Питер через Обухово.

Железнодорожные заходы в обе столицы считаются главными и самыми сложными участками магистрали — их начнут прокладывать уже в 2022 году, а построить обещают к 2024 году. В РЖД отмечают, что появление инфраструктуры для магистрали послужит также для развития местного пригородного сообщения — увеличится число пригородных электричек, в том числе частично за счет освобождения существующих путей, когда скоростные поезда перейдут на новые линии. В 2025 году магистраль дойдет до Твери, а полностью завершиться строительство должно в 2027 году. После этого дорога из одной столицы в другу займет 2 часа 15 минут.

Разобраться с пассажирами

«Появление ВСМ не создаёт нового потока — «Сапсаны» и так ходят, — считает эксперт по транспорту в агломерациях Иван Вергазов. — Да, произойдёт перераспределение между авиа- и железнодорожным транспортом. Да, немного оживёт пригородное сообщение. Но сущностно ничего не поменяется».

«Для приема пассажиров ВСМ надо разбираться с наземным транспортом, — добавил эксперт. — чтобы магистральные маршруты подходили к Московскому вокзалу, при этом не превращая его территорию в одну огромную парковку и стихийный отстойник для такси. Это больше организационные вопросы».

Одна из главных задач — нужно чётко канализировать потоки. Не смешивать поезда, идущие с разными скоростями. При этом сложность в том, считают эксперты, что крупные предприятия — потребители железнодорожных перевозок — являются неотъемлемой частью города, и все эти потоки перемешаны. То есть разделение инфраструктуры потребует много места — и нужны очень нестандартные и дорогостоящие решения. И еще — это касается пассажирских перевозок всех типов — должна быть очень плотная работа между городом и РЖД в этой части. Город должен это всё знать на 20 лет вперёд — куда везти людей, где снимать поток, как увязывать с общественным транспортом.

Вопросов больше, чем ответов

В РЖД согласны, что есть ряд затруднений, которые нужно решить в процессе — от документальных вопросов и поиска кадров до решения судьбы исторических объектов на Лиговском проспекте, где ориентировочно вырастет новый узел для прибывающих поездов магистрали.

«Скоростные поезда будут прибывать сбоку от Московского вокзала, на территорию Кокоревских складов, — уточнил Тони. — Сейчас мы обсуждаем с городом оптимальные варианты проекта сохранения исторической среды». Губернатор Петербурга Александр Беглов ранее обращал внимание на расшивку Московского вокзала — городу важно, чтобы заходящие в город новые пути не перекрывали существующие и не мешали пригородным поездам.

Семь раз отмерить

Рядом с трассой на протяжении всего пути проживает почти 30 миллионов человек. В целом развитие ВСМ создаст совершенно новый уровень жизни в регионах.

Это расширение туристических и профессиональных возможностей за счет высокоскоростного движения. «Для строительства магистрали и развития московского и петербургского железнодорожных узлов мы собираемся привлекать местные кадры — потребуется около 50 тысяч человек. Всего же прямо или косвенно вовлечены в работу будут до 250 тысяч человек, считая механизаторов и сотрудников депо», — уточнил замглавы РЖД Олег Тони.

Влияние скоростной магистрали может быть двусторонним. С одной стороны, у жителей городов, расположенных на трассе появится больше возможностей работать в одной из двух столиц, просто чаще посещать их. С другой — с развитием скоростного сообщения и предприятия более охотно рассматривают варианты развития в регионах, где и земли больше, и рабочая сила дешевле.

РАЗ

Поделиться с друзьями