В Петербурге ищут подрядчика на строительство судна за 7 млрд рублей - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

В Петербурге ищут подрядчика на строительство судна за 7 млрд рублей

14.11.2022 в 17:10 | время чтения: 4 мин.

Петербургская «дочка» ГК «Росатом» – ФГУП «Гидрографическое предприятие» – в очередной раз пытается провести тендер на строительство головного лоцмейстерского судна ледового класса Arc7. Три предыдущих конкурса, которые проводились в прошлом году, признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.

Согласно официальной информации аукциона, начальная цена контракта на «Строительство головного гидрографического лоцмейстерского судна ледового класса Arc7» составляет 7 067 180 000 рублей (аванс: 70%). Окончание приема заявок и проведение торгов назначено на 28 ноября, подведение итогов — на 30 ноября текущего года. По требованиям тендера, судно должно быть сдано заказчику к 23 декабря 2024 года.

Дешево и быстро

Как сообщало ФГУП «Гидрографическое предприятие», это судно предназначено для работ в акватории Северного морского пути. В частности, в его задачи будет входить проведение комплексных гидрографических исследований и работ, обслуживание средств навигационного оборудования, а также доставка на береговые объекты СНО и радиотехнических средств навигационного оборудования, специалистов, снабжения и имущества.

Проект строительства этого судна глава «Гидрографического предприятия» Александр Бенгерт презентовал еще в марте прошлого года на форуме «Порты Арктики». По его словам, благодаря новому кораблю компания расширит объем гидрографических работ за счет увеличения периода навигации, а также исследует высокоширотные маршруты, необходимые для развития круглогодичного судоходства на СМП.

Мощность флагмана Arc7 должна составить 8 МВт (что позволит ему преодолевать лед толщиной до 1,5-1,7 метра), длина – 83 метра, ширина — более 17 метров. На его борту смогут разместиться до 52 человек экипажа и спецперсонала.

Судно должно быть построено в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», постановление о выделении 7 млрд рублей бюджетного финансирования было подписано председателем Правительства Михаилом Мишустиным в начале апреля прошлого года.

Тогда планировалось, что заключение контракта состоится не позднее 30 июня 2021 года, закладка судна намечалась на конец того же года, а завершение строительства – на 2024 год.

Первый тендер на строительство был объявлен в июне прошлого года, однако претендентов на проведение работ не нашлось – на участие в аукционе не было подано ни одной заявки. Тогда эксперты называли две главные причины такого результата: требования по комплектации корабля рядом наименований импортного оборудования и заниженную на 25%-30% стоимость контракта, с учетом роста цен на металл.

Летом-осенью того же года были проведены еще два тендера, к третьему из них, подведение итогов которого состоялось в сентябре, некоторые требования по оборудованию были пересмотрены, хотя цена контракта так и не изменилась. Результат оказался аналогичным – конкурс был признан не состоявшимся из-за отсутствия заявок.

Тогда, помимо претензий по цене контракта, специалисты начали указывать и на то, что сроки его исполнения становятся все менее реалистичными.

Как следует из текущей тендерной документации, ни цена ни сроки в итоге так и не изменились, что служит основанием для пессимистичных прогнозов экспертов.

Под крылом «Росатома»

ФГУП «Гидрографическое предприятие» было создано для навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в акватории Северного морского пути, а также в устьевых участках рек Енисей, Хатанга и Колыма с морским режимом судоходства.

Предприятие занимается поддержанием и новым строительством систем навигационной безопасности мореплавания, ремонтом и строительством гидротехнических сооружений, выполнением функции национального координатора НАВАРЕА и полномочий госзаказчика строительства объектов федеральной собственности в акватории СМП

В хозяйственном ведении Предприятия находится 1238 средств навигационного оборудования, из них: 1043 береговых объекта и 195 плавучих предостерегательных знака.

В 2019 году ФГУП было передано из Минтранса России в ведение Госкорпорации «Росатом» в связи с наделением её в 2018 году функцией инфраструктурного оператора Северного морского пути.

На сегодняшний день для ФГУП строится сразу несколько судов. Всего в рамках Федерального проекта «Развитие Северного морского пути» по программе Госкорпорации «Росатом» модернизация гидрографического флота Предприятия предусматривает до 2024 года строительство 5 новых судов и модернизацию 3 действующих.

Некоторые работы уже идут. Так, исполнителя одного из предыдущих заказов удалось найти в Калининграде: здесь на Светловском судоремонтном заводе ведется модернизация исследовательского судна «Петр Котцов». Проект предусматривает замену двух старых вспомогательных дизель-генераторов на новые агрегаты с аналогичной мощностью, замену носового и кормового кранов, эхолота, автоматизированной системы управления и проч. Стоимость контракта составила 470 млн рублей.

Еще одно из заявленных направлений развития ФГУП – строительство собственного дноуглубительного флота. Как представители компании отмечали в феврале текущего года, общий прогнозный бюджет по этому направлению может составить 20 млрд рублей.

В случае принятия положительного решения по этой программе, она будет реализована с 2023 по 2030 год. В состав флота войдут самоотвозные трюмные землесосы, суда для выравнивания дна, одночерпаковый земснаряд и т. д.

Андрей Стен

Поделиться с друзьями