Дефицит автомобилей и рост цен в 2022 - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Дефицит автомобилей и рост цен в 2022

18.11.2021 в 09:44 | время чтения: 6 мин.


Нехватка автомобилей в салонах Петербурга достигла критических значений. Индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах Петербурга сократился на 12% в октябре по сравнению с августом в текущем году. Такие данные приводят в ассоциации «Автомобильные дилеры России» (РОАД) и группе компаний «Прагматика». Отмечается, что в последний раз падение этого показателя было отмечено в июне.

Одна беда за другой

Автопром Санкт-Петербурга продолжает терпеть убытки из-за нехватки комплектующих. Автозаводы в 2020 году чувствовали себя хуже других отраслей машиностроения. Сначала давили локдауны и низкий спрос, а теперь убытки приносит дефицит комплектующих.

В Петербурге индекс контрактования демонстрирует отрицательную динамику уже пятый раз за 10 месяцев 2021 г. Помимо июня, сентября и октября, показатель падал в январе и мае. Примерно столько же раз, как и за весь прошлый год, когда автосалоны города весной и в начале лета были закрыты почти 2,5 месяца, отметили аналитики. Доля Петербурга в общем объеме контрактования новых автомобилей в России в сентябре составила 10,3% (в августе – 9,7%).

В сентябре по сравнению с августом свою долю в объеме контрактования в петербургских дилерских центрах нарастили Mitsubishi (на 7%), коммерческие автомобили Ford (на 4%), а также премиальные бренды Genesis и Audi (по 3% и 2% соответственно). Продолжается падение доли массовых брендов, которые являются лидерами петербургского авторынка. Так, самым большим сокращением своей доли в контрактовании отметились LADA, Renault и KIA.

Такого еще не было

«Дефицит новых автомобилей в дилерских центрах достиг критических значений. Уменьшился объем покупателей, которые не хотели ждать и выбирали машины из имеющегося списка. К этому фактору добавилась и более низкая активность после сезона отпусков», – говорит директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский.

Он отметил, что в этой ситуации премиальные марки и бренды, близкие к этому сегменту, чувствуют себя более уверенно. Падение спроса на массовые бренды вызвано, в том числе, оттоком покупателей в сегмент автомобилей с пробегом, где по той же цене можно найти относительно «свежие» машины, полагает Шапринский.

В ГК «Прагматика» отмечают, что уже в октябре началось пополнение дилерских складов, но до прежних объемов весны, когда удавалось удовлетворить спрос, пока далеко. Машины поступают дилерам в большем количестве, чем в августе или сентябре, но достаточно неравномерно по модельному ряду внутри брендов. Скорее всего, до конца года рынок уже не достигнет объемов весеннего периода.

Откуда возник дефицит
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины. По данным «Auto-Dealer-СПб», за первое полугодие 2021 года в Петербурге было произведено 187 тыс. легковых автомобилей, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Но, если сравнить эти цифры с 2019 годом, то производство автомобилей находится на том же уровне. За первые шесть месяцев 2019 года было произведено 189 тыс. авто.
Нарастить производство до нужного объема мешает сокращение поставок комплектующих, полагают специалисты. Как пояснял ранее эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов, сегодня автомобильные заводы работают не в полную мощность во всем мире из-за дефицита электронных чипов. «Этот дефицит возник из-за остановок заводов в 2020 году из-за пандемии и сохраняется до сегодняшнего дня. При этом автопром — не главная отрасль, куда поставляют электронные чипы. В структуре поставок автоконцерны занимают менее 5%», — говорит он. По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы на 10–30% выше текущего объема предложения.
Многофакторный спад

«Автомобильный рынок столкнулся с большим количеством проблем ещё задолго от разразившейся в прошлом году пандемии, — констатируют в пресс-службе Nissan. — Прежде всего, речь идёт о снижении доходов населения, частых скачках курса национальной валюты, меняющихся правилах игры. Например, о планах увеличения утилизационного сбора. Неработающие прошлой весной автосалоны, а затем и производства как самих автомобилей, так и комплектующих к ним добавили проблем и так лихорадящему рынку. В результате сокращение производства автомобилей и отложенный из-за пандемии спрос вызвали дефицит на рынке. К сожалению, пока проблемы с поставками комплектующих, в частности, полупроводников, ещё не решены. Многие мировые автозаводы вынуждены простаивать, что сокращает предложение на рынке».

Например, объёмы производства на калининградском заводе «Автотор» сократились на 16%.Согласно годовому отчету, объём товарной продукции составил 295,4 млрд рублей. Выручка петербургского Nissan упала на 9% (98 млрд рублей). Меньше других пострадал заводHyundai (–5% и 173 млрд рублей).

В российском представительстве Nissan подтверждают дефицит автомобилей этого бренда на российском рынке. «Срок ожидания в отдельных случаях может составлять до 2–3 месяцев в зависимости от модели и комплектации», — сказали в компании.

Петербургский завод Hyundai не снижал объёмов производства в текущем году, рассказали в пресс–службе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». В пресс–службе российского подразделения Toyota сообщили, что, в отличие от конкурентов, японский автоконцерн «накопил» комплектующих и не планирует сокращать производство. Правда, весной европейские заводы компании всё же приостановили конвейеры в связи с нехваткой запчастей.

Автозаводы напрямую не конкурируют с высокотехнологичными компаниями за постановку чипов. Проблема скорее заключается в гораздо меньших объёмах поставок, в которых нуждается отрасль, по сравнению с теми же производителями компьютеров или телефонов.

Одновременно просели и крупнейшие поставщики — участники кластера Производитель шин NokianTyres потерял 15% выручки (25,7 млрд рублей), поставщик модульных комплектующих для Hyundai компания «Мобис Модуль СНГ» потеряла 14% (20,7 млрд рублей).

В 2021 году ведущие автопроизводители смогли восстановить производство, но докризисных отметок всё же не достигли. На продажи всё больше давит проблема с поставками комплектующих, особенно микроэлектроники (в том числе и для модулей «ЭРА-Глонасс»).

«Хотя спрос остаётся стабильным, падение производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке продолжает увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объёмы продаж. Поскольку никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев», — прокомментировал цифры председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Томас Штэрцель.

Чего ждать в ближайшем будущем

Нехватка автомобилей и повышенный спрос вызвали рост цен на новые авто. По данным «Auto-Dealer-СПб», только за первое полугодие 2021 года в среднем по Петербургу цены на новые автомобили выросли на 5-7%. Существенно выросли цены на автомобили с пробегом. По данным ГК «Прагматика», в первой половине 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах Петербурга выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превышает 510 тыс. руб.
Учитывая мировые и российские тенденции, дефицит автомобилей сохранится до конца года, насыщения рынка в ближайшее время не произойдёт, прогнозирует Денис Гаврилов. По его оценкам, на определённые модели дефицит будет сохраняться и в начале 2022 года. Продолжат расти и цены на автомобили, полагает генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий. «Цены будут расти с каждым месяцем, пока дорожает все сырье, используемое для производства автомобиля: металлы, пластики и т.д. Когда у автодилеров будет достаточно машин, они снова будут готовы уменьшить свой собственный доход на каждой отдельной сделке. Однако я сомневаюсь, что через какое-то время автомобили будут стоить дешевле, чем сейчас», — говорит он.

ОАЗ

Поделиться с друзьями