Автомобильный рынок в Петербурге: взлеты и падения - IndustrySPB

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Автомобильный рынок в Петербурге: взлеты и падения

04.09.2021 в 08:22 | время чтения: 8 мин.

Пережив спад 2020 года из-за пандемии коронавируса, автомобильный рынок Санкт-Петербурга демонстрирует значительный рост продаж легковых автомобилей. Даже несмотря на дефицит некоторых моделей и отсутствие определенных комплектаций.

Продажи новых автомобилей в Северной столице в апреле выросли более чем на 290 процентов по сравнению с таким же периодом прошлого года. В численном выражении это 151960 машин. Авторынок понемногу выходит из пандемийной спячки. Всего за четыре месяца нынешнего года в Санкт-Петербурге было продано 515934 автомобиля. Это почти на 25 процентов больше, чем в 2020 году, но в то же время почти на 5 процентов меньше в сравнении с 2019 годом. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме продаж автомобилей в России длительное время, еще с прошлого года, держится на уровне плюс минус 8 процентов. С конца минувшего года не изменилась и тройка лидеров продаваемых брендов – это Lada, Kia и Hyundai. Если не будет в ближайшем будущем очередных всплесков инфекции либо негативных явлений в финансово-экономической сфере, эта тенденция – увеличение спроса на автомобили – сохранится.

Количество автомобилей на 1000 жителей Северной столицы продолжает увеличиваться. В 2010 году на тысячу человек в Питере приходилось 250 автомашин. Через 10 лет – в 2020 году – эта цифра увеличилась до 320 машин. Все больше петербуржцев пользуются услугами каршеринговых компаний. Все это сказывается на уменьшении количества пассажироперевозок на общественном транспорте. Все логично и взаимосвязано. Однако это негативно сказывается на общей транспортной ситуации в городе. Дворы жилых домов и близлежащих территорий переполнены личным автотранспортом. Увеличивается количество автомобильных пробок, их продолжительность. Строительство новых дорог, расширение старых, обустройство различных городских развязок не сильно помогает разгрузить узкие места. К 2024 году доля региональных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, должна приблизиться к отметке в 85%. Так предписывает указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

От дефицита к насыщению

Первые иномарки стали появляться в стране и в Питере в начале 1990-х, в основном из Европы. До этого советские люди знали всего лишь несколько отечественных марок автомашин – Жигули, Москвич, Волга.

Импортные модели в то время можно было встретить очень редко. Как правило, их владельцами были люди зажиточные – артисты, известные певцы или музыканты, чиновники, позже – бандиты. Привезенные из-за границы иномарки в основном продавались на комиссионных площадках, или, как их позже стали называть, авторынках – на проспекте Энергетиков, в Автово, на Апрашке.Спрос превышал предложение, поэтому практически весь товар уходил, что называется, в лёт. С высоты сегодняшнего дня, когда по городским улицам колесят в основном машины импортного производства, это выглядит и звучит немного смешно. Но тогда все это было в порядке вещей, ведь авторынок только еще становился на ноги.

Позже, в 2000-х, авторынок начал принимать цивилизованные формы. Если поначалу компании самостоятельно занимались поставками машин, то после 2000 года стали открываться представительства иностранных производителей, активное развитие получили дилерские сети (первые из них появлялись еще в 1990-х годах, но это не носило массовый характер). Первым официальным дилером компании Форд на территории бывших стран Союза стала петербургская компания «ТДВ–Авто». Немного позже открылся дилерский салон от фирмы Nissan. Наряду с бывшими советскими Жигулями все активней и масштабней идет торговля иномарками. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге официальные дилеры есть у большинства самых известных и крупных автопроизводителей. Не считая многочисленные автосалоны по продаже подержанных машин и авторынки.

Взлеты и падения

Автомобильному рынку Санкт-Петербурга к периодическим взлетам и падениям не привыкать. Если коротко вспомнить события последних 30 лет, таких историй было немало, по разным причинам – во время мировых финансовых кризисов, из-за экономических и других проблем внутри страны.

До 2008 года, до момента возникновения очередного экономического кризиса, авторынок в Санкт-Петербурге блаженствовал. Люди покупали то, что хотели. Цены были, как обычно, довольно высокими, но для определенных групп лиц вполне досягаемыми. После этого был спад, спрос на машины уменьшался, но позже ситуация выравнивается и получает второе дыхание. На авторынке появляются новые игроки, новые услуги, первые страховые компании, автомобили начинают продавать в кредит. Рынок потихоньку приобретает цивилизованный вид.

Следующий спад начинается с 2015 года. Экономический кризис приводит к банкротству экономически слабых компаний, в том числе связанных с авторынком. Происходит некоторый передел собственности, рентабельность продаж новых автомобилей падает с 5 процентов (что считалось тогда нормальной) до уровня 2 процентов.

Во времена всех экономических спадов автодилеры вынуждены по максимуму использовать все свои «продажные» заготовки, мотивирующие потенциальных покупателей к приобретению автомашин – солидные скидки, бонусные и кредитные программы, низкие ставки процентов по кредитам и тому подобное. Во время пандемии многие автосалоны активизировали свои продажи через Интернет. Все больше автобизнес начинает зарабатывать на различных сопутствующих услугах. Это и трейд-ин, кредитные проценты и страховые взносы.

В то же время некоторые недобросовестные продавцы, как новых, так и подержанных машин, придумывают различные мошеннические схемы обмана покупателей. Об этом частенько рассказывают корреспонденты печатных газет и интернет-изданий, репортажи телевизионных каналов. Пословица «голь на выдумку хитра» очень подходит в этой ситуации, однако не в очень хорошем смысле этих слов.

Текущая ситуация

Нынче ситуация выглядит именно таким образом. Автосалоны зарабатывают больше на процентных ставках и страховых отчислениях, нежели за сам факт продажи автомобиля.

Постоянно дешевеющий рубль, нестабильность рынка, поставок машин и комплектующим к ним из-за пандемии коронавируса, множество других причин негативным образом влияют на повышение стоимости новых автомобилей. Это повышение естественным образом тянет за собой удорожание подержанных машин. Доходит до того, что бэушная иномарка иногда оказывается дороже, нежели новый отечественный автомобиль того же класса. Видимо, этим и объясняется ситуация, что первое место по продажам автомашин, как в Санкт-Петербурге, так и по России в целом, занимает Автоваз – у него больше трети рынка продаж новых автомобилей.

Тем не менее ситуация нормализуется. За последние два месяца нынешнего года в Северной столице было продано 21,3 тыс. новых легковых и так называемых легких коммерческих автомобилей. Это на 19 процентов больше, чем за аналогичный период 2020 года. Динамика налицо: в январе продажи машин выросли на 17 процентов, а в феврале — уже на 21 процент. Это лучшие показатели петербургского авторынка по итогам одного месяца, начиная с мая 2018 года. В феврале в городе было продано 12,1 тысяч новых автомобилей.

Продажи машин в Петербурге растут 8 месяцев подряд.Питерский авторынок развивается в 2021 году намного лучше общероссийского – по странеобщая реализация новых автомобилей по итогам двух месяцев упала на 1,4 процента.

Лидером по объему продаж остается KIA. Все благодаря самой популярно модели компании — KIA  Rio. За два месяца продажи модели в Петербурге выросли почти в 2,5 раза. На второе место вышла LADA, третье — Hyundai. В десятке лучших снижение продаж показали только VW, Toyota и Nissan.

На увеличение продаж откликаются производители авто.

Петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota только в марте увеличили выпуск машин на 17 процентов.

В первом квартале с конвейеров трех заводов сошли 92,2 тысячи автомобилей, это на 1,9% больше, чем в январе — марте 2020 года.

Прирост в первом квартале в основном произошёл за счёт результатов корейского Hyundai. Петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) в январе–марте выпустил 61,5 тыс. автомобилей, что на 7 процентов превысило показатель аналогичного периода прошлого года. Большая часть этих машин (до 40 процентов) идет на экспорт – главным образом в Казахстан.

Всего же в 2021 году ХММР планирует выпустить более 230 тыс. легковых автомобилей Hyundai и Kia, продолжая работать в три производственные смены 5 дней в неделю.

Автопредприятие анонсировало запуск нового поколения кроссовера Hyundai Creta, который должен поступить в продажу в июне. ХММР выпускает седан Hyundai Solaris и кроссовер Creta, а также седан KIA Rio и кросс–хетчбэк Rio X.

Завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» (НМР) в январе–марте выпустил 10 426 автомобилей по сравнению с 13 500 в прошлом году. Предприятие выпускает три модели: кроссовер Qashqai, внедорожники X–Trail и Murano.

Объём выпуска автомобилей на петербургском заводе Toyota составил около 20,3 тысяч автомобилей. Это несколько больше, чем за аналогичный период годом ранее (19,4 тыс.). Предприятие выпускает седан Camry и внедорожник RAV4.

Что ожидает авторынок в ближайшем будущем?

Среди позитивных тенденций авторынка многие эксперты отмечают так называемый отложенный спрос.

Люди, которые хотели, но им не удалось совершить покупку автомобиля в прошлом году и в первом квартале года нынешнего, сделают это обязательно летом или осенью. Из-за повышения спроса зимой и весной 2021 года образовался некоторый дефицит популярных моделей авто. Иногда подводят и поставщики комплектующих. Однако ситуация к лету должна выровняться, и она будет в этом году, по всей видимости, более предсказуема, нежели в разгар пандемии и повсеместных локдаунов. Все европейские страны, в том числе и Россия, проводят массовую вакцинацию населения. Постепенно снимают ограничения и запреты. Предприятия начинают работать, экономика оживает. Все это может позитивно повлиять на производство и продажи автомобилей.

Эксперты отмечают еще один момент — доля импортных моделей на авторынке Петербурга продолжит сокращаться — в первую очередь это связано с нерентабельностью продаж. Компания Honda привозила в Россию свои модели под заказ, но в итоге такая схема в итоге оказалась не рабочей. Автомобили все равно оказываются чрезмерно дорогими, и компания заявила о сворачивании продаж.

Неплохой старт в начале года и весной может обеспечить питерскому авторынку более серьезный рост по итогам полугодия и всего года в целом. Если продажи будут расти такими же темпами, то за шесть месяцев продажи новых автомобилей в городе могут вырасти даже на 40 процентов — такие прогнозы вполне реальны, ведь работа многих автосалонов в прошлом году была серьезно ограничена.Но на такие показатели удастся выйти только в случае, если в 2021 году получится избежать локдаунов из-за коронавируса, а также, если в отношении России не введут новые санкции, и государство продолжит оказывать меры поддержки и стимулировать спрос при помощи специальных льготных программ.

О продлении таких программ СМИ рассказывали еще в конце 2020 года. В Минпромторге сообщили, что госпрограммы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» продлены до конца 2023 года. Льготы при получении займа будут по-прежнему доступны только тем, кто планирует купить произведенный в России автомобиль стоимостью до 1,5 млн рублей либо электрокар.
В дополнение на скидку в 10 процентов могут рассчитывать семьи, воспитывающие минимум одного ребенка, медработники, а также те, кто сдал старый автомобиль в трейд-ин в счет уплаты первоначального взноса. Всего на льготное автокредитование, по информации Минпромторга, выделено 8,87 млрд рублей.

Поделиться с друзьями