Ленобласть готовится к выпуску «топлива будущего» - IndustrySPB

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Ленобласть готовится к выпуску «топлива будущего»

04.10.2021 в 07:04 | время чтения: 6 мин.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко 22 сентября на Балтийском региональном инвестиционном форуме BRIEF’21 заявил о планируемом запуске в регионе проекта по выпуску зеленого водорода. По его словам, в регионе создадут технопарк, где будут расположены декарбонизированные производства — выпуск продукции с минимальным углеродным следом, а заодно разместят мощности по выпуску «топлива будущего».

Для размещения нового производства сегодня называют несколько потенциальных площадок: в Выборгском, Кингисеппском и Сланцевском районах области. Обязательным условием для получения зеленого водорода является использование возобновляемых источников электроэнергии (ВИЭ). Поэтому власти рассматривают возможность размещения близ технопарка или на побережье Финского залива ветроэлектростанций (ВЭС).

«Зеленый» водород производится из воды с помощью электролизеров, работающих от электричества, которое генерируется из возобновляемых источников энергии. Дрозденко подчеркнул, что на территории области планируется развивать новые источники возобновляемой энергетики – ветроэлектростанции на побережье Финского залива и гидроэлектростанции. Сейчас в области работает восемь ГЭС. В планах построить новые микро гидроэлектростанции. В феврале этого года власти обсуждали возможность инвестирования в возобновляемую энергетику с партнерами из Германии.

Вредный углеродный след планируется минимальный

Новый технопарк будет работать по самым современным технологиям.

«Мы сегодня проводим исследования по региону, по возможному созданию единого технопарка, или единой площадки, где будет расположено декарбонизированное производство. Мы смотрим различные схемы, цепочки производств, которые будут позволять нам выпускать продукцию с минимальным углеродным следом и с минимальными выбросами», — рассказал Дрозденко.

На площадке планируется наладить выпуск «зеленого» водорода, чтобы продавать его в Европу.

Ленобласть может стать пионером в отрасли

Пока что в России нет ни одного действующего проекта по производству экологически безопасного водородного топлива в промышленных масштабах.

В то же время ряд компаний заявили о своем желании наладить выпуск зеленого водорода. Среди российских компаний, которым интересны проекты ВИЭ, Дрозденко называл «ТГК-1», «ВЭС Свирица», компанию «Энел Россия».В январе «Роснано» презентовала совместный проект с Enel на базе ветроэлектростанции в Мурманской области, который может стать первым в стране. Предполагается выпускать 12 000 т водорода в год и экспортировать его в страны Евросоюза, инвестиции оцениваются в $320 млн.

Энергетическая компания Fortescue Future Industries во время Петербургского международного экономического форума заявила о планах реализовать в России проект по производству зеленого водорода из возобновляемых источников энергии с инвестициями на начальном этапе $25 млрд. Компания рассчитывает на поддержку правительства России в виде выдачи разрешений и возможных преференций, а также ищет потенциальных партнеров для возможного создания совместного предприятия. Однако инвестору интересны Якутия, Камчатка и Эвенкия.

Несмотря на то, что в России еще нет действующих производств, разработанная Минэнерго Концепция развития водородной энергетики предполагает, что уже к 2024 г. экспорт экологически чистого водорода из России составит  200 000–1 млн т, а к 2035 г. поставки достигнут 2–7 млн т. При этом производить зеленый водород для экспорта в Европу будет выгодно именно в России, считают разработчики. Сейчас методом электролиза воды в России зеленый водород можно выпускать по $4 за 1 кг, а в Азии это стоит $7–8 за 1 кг, указано в проекте Концепции.

«Силовые машины» создали Центр водородных технологий на собственной базе

Новый центр как нельзя кстати будет поддержкой новому производству.

На базе энергомашиностроительной компании «Силовые машины» начал работать Центр водородных технологий. Как сообщили в пресс-службе предприятия, новая структура будет заниматься разработками в области хранения, транспортировки, производства и потребления водорода.

Сотрудники нового подразделения будут заниматься научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками в данной сфере и координировать взаимодействие «Силовых машин» и внешних научно-исследовательских организаций. 

По планам компании, в 2024 г. она должна предложить рынку решения в сфере электролиза и систем хранения водорода. К 2028 г. «Силовые машины» благодаря разработкам Центра хотят освоить технологии создания установок парового риформинга и установок по пиролизу. Конечная цель – стать поставщиком полного цикла технических решений производства и потребления водорода, отмечается в сообщении пресс-службы предприятия.

Цена – самая низкая в мире

В Ленинградской области вполне реально выпускать водород по цене до $4 за 1 кг.

«Цена водорода при стоимости электроэнергии 2000 руб./МВт ч (средняя плановая цена «Фортума» на 2025–2027 гг. по итогам недавнего отбора), мощности ВЭС в 100 МВт и мощности электролизера в 20 МВт вообще даст цену меньше $3 за 1 кг топлива при условии «прямого» запитывания электролизера», – рассчитал Александр Ковалев. Однако решающими факторами ценообразования станут мощность построенной для проекта ВЭС и самого электролизера, который будет использован при производстве, добавил он.

Доцент кафедры оценочной деятельности и корпоративных финансов университета «Синергия» Наталия Тельминова говорит, что на конец 2020 г. средняя себестоимость получения 1 кг зеленого водорода составляла 3,39 евро. Но основная проблема связана не с производством, а с транспортировкой и влиянием этой статьи затрат на итоговую цену. По мнению Ковалева, у Ленобласти есть логистическое преимущество. Сухопутное расстояние до Хельсинки, куда можно поставлять конечный продукт, не превышает 400 км. А Финский залив позволяет осуществлять морские поставки широкому перечню потенциальных экспортеров топлива — Германии, Дании, Швеции, Польше и Европейской Прибалтике. «Именно на европейских партнеров будет фокус в случае реализации проекта, поскольку на отечественном рынке на зеленый водород спроса фактически нет», – пояснил аналитик «Финама».

Заместитель главы Представительства немецкий экономики в России Владимир Никитенко считает, что основным рынком потребления водородного топлива будет именно Германия. «Сейчас высказываются мнения, что водород можно будет транспортировать в виде смеси по существующим газопроводам, что позволит снизить издержки на транспортировку и транспортировать большие объемы водорода. Главное преимущество Ленобласти – прямой доступ к трубопроводам Северного потока. Поэтому потенциально в Ленобласти уже существуют каналы по транспортировке водорода в Германию», — пояснил он.

Стоимость транспортировки водорода морским транспортом или по трубопроводу составит от $1 до $2 за 1 кг на 1000 км, без учетов расходов на создание инфраструктуры, говорит партнер Strategy Partners Елена Крившич.

Водород вскоре и самим понадобится

Пока зеленый водород не очень востребован в России, но все изменится с введением налога ЕС на углеродоемкий импорт.

Многие секторы, в том числе нефтегазовый и металлургия, будут заинтересованы в переводе своих производственных циклов на низкоуглеродное топливо, такое как зеленый водород. «Поэтому Ленинградская область может пойти по пути интеграции нового вида топлива в существующие производственные процессы», – считает Елена Крившич.

Существуют не только экономические, но и политические предпосылки для создания одного из первых российских производств зеленого водорода в Ленинградской области, считают эксперты. Наталия Тельминова отмечает, что, начав проект сейчас, можно стать лидером по экспорту в ЕС. Для Ленинградской области это не только имиджевая история, но и стратегически важная задача по созданию связей с зарубежными инвесторами, проекты которых уже реализуются в области, добавляет доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Щелканов.

«Региону важно стать пилотным проектом, поскольку в Ленобласти уже есть наработанные контакты с зарубежными инвесторами, в том числе из Евросоюза и других стран. Инвестициями интересуются компании энергосектора, которые видят возможность получить гарантию возврата вложений от государства», – пояснил Щелканов. Он подчеркнул, что в условиях геополитики в России сейчас стоит задача диверсифицировать поставки топлива и сформировать реальный рынок спроса, начиная с промышленных производств, заканчивая логистикой и генерацией. Именно Ленинградская область имеет для этого наиболее удобное расположение и перспективы.

РАЗ

Поделиться с друзьями