Что ждет транспортную реформу Петербурга?

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Что ждет транспортную реформу Петербурга?

31.03.2022 в 19:10 | время чтения: 5 мин.

     

Совсем скоро – 1 апреля наступает время «Ч»: старт транспортной реформы Санкт-Петербурга, анонсированной еще летом прошлого года. Однако в связи с последними геополитическими и экономическими событиями возникает вопрос насколько в существующих реалиях готов город к её проведению, и какие существуют риски.

Летом 2021 года администрация Санкт-Петербурга заключила с четырьмя компаниями контракты на автобусные перевозки в 2022–2028 годах более чем на 186 млрд рублей и анонсировали проведения большей транспортной реформы.

В ходе реформы планируется обновить автобусный парк и заменить маршрутные такси комфортабельными современными автобусами.

Власти Петербурга заявили, что события на Украине не повлияют на ход реформы. Однако участники транспортного рынка опасаются, что санкции, объявленные нашей стране, всё-таки могут повлиять на игроков рынка.

Эксперты называют одним из спорных вопросов реформы остается топливная составляющая.  Об этом Смольный говорил еще за долго до введения западом беспрецедентных санкций в отношении нашего государства. В соответствии с планом реформы предполагается, что все автобусы будут работать исключительно на газомоторном топливе. С 1 апреля количество автобусов, работающих на сжиженном газе составит 800 ед., а с 15 июля – 2 800 ед.

В феврале 2022 года на совещании у губернатора Александра Беглова было отмечено, что перевозчики на сегодняшний день покупают сжиженный газ по 35 руб. / кг, а в ближайшем будущем средняя цена контракта составит 45 руб./кг. На том же совещании городские власти обещали обсудить вопрос ценообразования со структурами «Газпром».

Представители топливного рынка называют основными причинами подорожания газомоторного топлива является Логистические проблемы и стоимость комплектующих для оборудования. Эксперты сходятся во мнении, что стоимость кг газа составит от 35 до 45 руб.

Представители транспортного рынка города высказывают мнение, что если административным структурам не удастся договорить о снижении цены сжиженного газ, до без дополнительных мер государственной поддержке транспортных компаний, будет не обойтись. Тут стоит отметить, что в нашем регионе нет производства газомоторного топлива из-за этого его стоимость зависит от стоимости доставки газа автомобильным транспортом, что в свою очередь обусловлено технологическим процессом, при котором необходимо поддерживать температуру газа (-161,5 град. С).

Эксперты уверяют, что стоимость газа зависит не от мировых цен на газ, а больше от стоимости дизельного топлива, которое в свою очередь тоже дорожает. Цена газа в среднем составляет половину от стоимости дизеля на заправках в городе.

Объем субсидий и механизм работы на сегодняшний момент времени не обсуждались. В комитете по транспорту Санкт-Петербурга необходимость субсидий на сегодняшний день отрицают.

На сайте интернет издания «Деловой Петербург» приведен комментарий представителей компании «Газпром газомоторное топливо»: «цена на метан — по–прежнему не выше 50% от стоимости дизельного топлива, её изменение в 2022 году ожидается не выше уровня инфляции».

Участники транспортного и топливного рынков сходятся во мнении, что одним из единственных способов снижения цены на газомоторное топливо является введение в эксплуатацию хранилища СПГ «Портовая», расположенного в Ленинградской области.

В связи с ростом цен на топливо, комплектующие и запчасти, участники транспортного рынка предполагают, что проведение реформы может растянуться на несколько дополнительных этапов, нежели это предполагалось изначально. Все зависит на сколько хватит предусмотренных денег.

«Деловой Петербург» приводит комментарий Комитета по транспорту: «Предпосылок к изменению этапности реформы на фоне санкций нет: «Поскольку по контрактам есть люфт по готовности по времени, возможность перегруппироваться есть. Часть комплектующих в автобусах будет заменена на китайские, там, где не успели прийти западные запчасти». Перевозчики в свою очередь отчитались о готовности к выполнению заключенных ими контрактов в положенный срок. Администрация города в свою очередь тоже держит руку на пульсе. При Комитете по транспорту создан штаб, где при участии вице-губернатора Максима Соколова ежедневно проходит мониторинг готовности отрасли к постоянно изменяющимся экономическим реалиям.

Стоит отметить, что не все настроены оптимистично. Исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин высказал опасения по проведению реформы. Он отметил, что недостаточно просто купить автобусы. Необходимо к вопросу подходить комплексно, для грамотного проведения реформы нужно продумать всю инфраструктуру вопроса. По его мнению, решение о переводе транспорта на газ неоднозначное, т.к. не проработано с экспертным отраслевым сообществом. Но при этом Зинин отметил, что создание экологичного транспорта на российских предприятиях и развитие этого сектора промышленности безусловно правильный вектор развития промышленности.

Дополнительную сложность в проведении транспортной реформы поставки в Россию комплектующих и запасных частей, т.к. доля импортного оборудования остается достаточно высокой. Петербург же как один из лидеров импортёров и экспортеров, ощутит на себе логистические трудности. Т.к. более 80% международных грузов приходят в город через Морской порт, то остановка морского торгового сообщения с Европой и Северной Америкой несомненно повлечет за собой логистические трудности. Стоит отметить, что 35% всего контейнерного оборота России приходится на Санкт-Петербург. В настоящий момент времени морские торговые пути с Россией приостановлю только Великобритания и Канада, это только 6% от всего товарооборота Питерского порта. Дополнительные сложности для доставки грузов вносят поправки в Федеральное законодательство о возможности ответных мер на экономические санкции об ограничении для недружественных стран захода в российские порты.

В существующих экономических реалиях все зависит от стоимости оборудования, которое напрямую зависит от логистических издержек и сервисного обслуживания. Топливная же составляющая газомоторного топлива в любом случае намного выгоднее не зависимо от стоимости топлива, а если присовокупить к сюда еще увеличение моторесурса двигателей, работающих на газе, то экономическая составляющая выглядит еще более выигрышной.

На ровне с началом транспортной реформы наземного транспорта стоит отметить, Петербургский метрополитен в феврале 2022 года объявил запрос цен на услуги лизинга для замены подвижного состава. Речь идет о замене 950 вагонов петербургской подземке это порядка 50 % всего подвижного состава. Реализация программы рассчитана до 2031 года. О такой масштабной замене подвижного состава петербургский метрополитен и правительство Санкт-Петербурга анонсировали год назад. В прошлом году председатель совета директоров АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрей Бокарев обратился к президенту РФ о выделении средств из Фонда национального благосостояния на закупку вагонов. В конце февраля 2022 года правительство РФ одобрило выделение средств и подписало соответствующее распоряжение. Согласно документу, для реализации данной программы будет выделено 96,9 млрд. руб. Средства будут размещены в корпорации развития «ВЭБ.РФ», которая выступает кредитором лизингодателя. Лизинг планируется оформлять на 15 лет. Согласно распоряжению правительства РФ, ставка составит 5% годовых. Так же предусматривается финансовое участие метрополитена Санкт-Петербурга, но объем его пока неизвестен.

Учитывая геополитическую и экономическую обстановку возможно объемы реализации программы придется уменьшить или продлить с целью наступления более благоприятных условий.

МСС

Поделиться с друзьями