Каршеринг присмотрелся к китайскому автопрому - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Каршеринг присмотрелся к китайскому автопрому

03.11.2022 в 17:25 | время чтения: 6 мин.

Рынок каршеринга в Петербурге снова готовится трансформации. Несмотря на то, что горожане сокращают расходы на содержание личных автомобилей и переходят на шеринговые сервисы, эксперты ожидают не самых простых времён для отрасли из-за экономических потрясений и сложностей с пополнением автопарка. Впрочем, игроки рынка каршеринга из числа лидеров пока говорят о высоком спросе и развитии бизнеса и обновления модельного ряда за счёт китайского автопрома.

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, состояние рынка каршеринга в Санкт-Петербурге в первую очередь связано с тем, как будет складываться положение дел в экономике. «Непростая экономическая ситуация привела к тому, что сократились доходы населения, и они уменьшили свои транспортные расходы. Перемещение людей происходит лишь в основном на общественном транспорте, что отражается и на каршеринге», – комментирует эксперт «Финам».

Старые и новые вызовы

Не самые простые времена петербургский каршеринг переживает не впервые. Первый серьёзный кризис он прошёл в 2020 году из-за пандемии и санитарных ограничений на использование арендных машин со стороны властей. Тогда из Петербурга ушла почти половина игроков, а из девяти компаний осталось четыре. В 2022 году игроков фактически осталось трое. Сайт и приложения одного из небольших сервисов Rentmee (владел парком примерно в 50 авто) перестали работать после того, как компанию исключили из каршеринговой сети Москвы.

По итогам 2021 года оборот российского рынка транспортного шеринга эксперты оценивали в 68 млрд рублей. Петербург по данным аналитики Tinkoff Data занимает долю примерно в 20%. К началу 2022 года проникновение сервисов каршеринга в Петербурге составляло чуть более 10%.

Сейчас в Петербурге работают сервисы Яндекс.Драйв с парком в 3500 машин и долей в 46% по числу поездок, «Делимобиль» – парк около 2000 авто и 28% объёма поездок, «Ситидрайв» (до апреля 2021 г. работал под брендом YouDrive) – с парком более чем 1200 авто и долей поездок в 26%. У игроков, работающих в Петербурге мы спросили, как они оценивают предварительные итоги в своей нише в 2022 году. Изданию ответили в «Ситидрайв».

«Мы видим растущую популярность каршеринга – спрос на аренду автомобилей в Санкт-Петербурге увеличился по сравнению с прошлым годом. мы регулярно пополняем парк автомобилей и расширяем зону покрытия сервиса» – сообщили в пресс-службе «Ситидрайв». Помимо классических автомобилей в Петербурге сервис предлагает арендовать электрокары Tesla и Volkswagen ID.4.

Тем не менее, очередным вызовом для рынка, считает Дмитрий Баранов, снова могут стать действия городских властей, в частности, их политика в отношении парковки. «В центре города из-за плотности застройки и введённых ограничений уже трудно оставить автомобиль, и если будут введены новые ограничения, то это может отразиться на каршеринге – им станут пользоваться меньше людей, чтобы не нести дополнительные расходы», – предположил собеседник издания.

Парки обновляют «китайцами»
По информации «Ситидрайв» в октябре 2022 г. компания пополнила парк на 500 новых автомобилей китайских брендов Geely, Haval и Cherry, в их числе – люксовые марки. «Ситидрайв стал одним из первых сервисов краткосрочной аренды автомобилей, который ещё осенью 2021-го года начал сотрудничество с китайским автопромом, и эти автомобили хорошо себя зарекомендовали – мы получаем положительный фидбек от пользователей и видим востребованность авто», – говорят в компании. Впрочем, в новой партии «Ситидрайва» не обошлись без моделей европейских, японских и корейских производителей, среди них — Volkswagen Polo VI, Skoda Rapid II, Nissan Qashqai II (J11) и Kia Rio IV».

По пути расширения парка за счёт китайского автопрома ранее пошёл и «Делимобиль». Летом стало известно, что сервис приобрёл 150 новых кроссоверов Chery Tiggo (розничная цена машины составляет 1,7 млн руб.).

Спрос на китайские бренды отмечают и в смежной отрасли – лизинг автомобилей. Как сообщили изданию в ВТБ Лизинг с января по сентябрь 2022 г. доля китайских автомобилей в новом легковом портфеле компании составила 11,5% (по итогам 9 месяцев 2021 г. едва доходил до 2%.) и более всего росли продажи кроссоверов: Haval (3,5% от числа машин в лизине) и Chery (3%) – передача в лизинг этих авто выросла на 50% относительно января-сентября 2021 г., автомобилей Geely (доля 3%) – в 4 раза.

Изменения на автомобильном рынке, говорят эксперты, в перспективе всё же могут повлиять на рынок каршеринга в Петербурге, поскольку уход части автомобильных брендов из страны может привести к уменьшению выбора в этом сервисе. «Пока человек может выбрать разные автомобили из имеющихся, но со временем, их выбор сократится, что может привести и к уменьшению числа клиентов каршеринга», – прогнозирует Дмитрий Баранов.

Отметим, что ранее тенденцию на укрупнение именно за счёт расширения парка авто (а не экспансии в новые города) обозначали в маркетинговом агентстве Russian Automotive Market Research. В этом эксперты видели перспективы для развития, правда теперь воплотить их в жизнь станет труднее и дороже.

Транспортные новации города vs каршеринг

В Петербурге немалое значение для развития сегмента могут иметь и различные градостроительные изменения. «Например, реновация отдельных кварталов, строительство новых дорог или реконструкция имеющихся. На развитие каршеринга в городе могут повлиять и планы по запуску городской электрички по примеру Московского центрального кольца (МЦК). В случае реализации данного проекта часть населения может уйти к нему, отказавшись от услуг по аренде автомобиля», – рассуждает Дмитрий Баранов. По его словам многое будет зависеть от экономической ситуации, положения с доходами потребителей, их готовности продолжать пользоваться услугами каршеринга в городе.

Среди типичных проблем каршеринга аналитики Russian Automotive Market Research отмечали высокую аварийность, нетрезвых и даже фиктивных водителей (когда создаётся фейковая учётная запись в приложении), а также кражу оборудования.

«С учётом нынешних экономических изменений и сложностей с запчастями риски краж могут усилится, что, вероятно, будет заложено в стоимость аренды», – предупреждают некоторые эксперты, опрошенные изданием

Сколько стоит петербургский каршеринг

Пока что данные разных сервисов каршеринга говорят о росте стоимости услуг в 2022 г. – по разным оценкам рост составляет около 25-30%. Минимальная стоимость часа поездки начиналась от 450 руб. (в 2021 г. средняя стоимость петербургского каршеринга составляла около 360 руб. за час аренды). Тем не менее, рост ценника на аренду автомобилей всё же ограничен финансовым состоянием петербуржцев.

В «Ситидрайве» изданию пояснили, что стоимость поездки складывается из таких факторов, как спрос в конкретный момент, месторасположение автомобиля, время суток, дорожная обстановка и т. д., что позволяет балансировать спрос и предложение. «Это даёт возможность пользователям арендовать автомобили по цене ниже рынка в моменты низкого спроса или в отдаленных районах», – уверяют в пресс-службе сервиса.

Перспективы к трансформации

В Минпромторге РФ каршерингу сулят светлое будущее в долгосрочной перспективе. Во всяком случае об этом говорит проект стратегии развития автомобильной промышленности России до 2035 года. В документе сказано, что сейчас одна из основных тенденций особенно в городах-миллионниках –рост проникновения совместного использования автомобилей, в том числе «шеринговые» сервисы.

В Минпромторге рост спроса на новые сервисы мобильности, такие как каршеринг, связывают с возможностью избежать издержек владения транспортным средством из-за увеличения стоимости владения (транспортный налог, затраты на техническое обслуживание, страхование, ремонт и др.), а также финансовых ограничений на владение личным авто со стороны властей. По прогнозам министерства в России парк каршеринга увеличится до 70 тысяч единиц к 2025 году.

«Перспективы у рынка каршеринга в Петербурге есть, однако не исключено, что в ближайшие год-два здесь будут происходить значительные изменения, что в значительной мере трансформирует его», – заключил эксперт Финам. А вот какими будут изменения покажет время.

Ольга Головина.

Поделиться с друзьями