Приложиться к маркетингу - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Приложиться к маркетингу

02.08.2022 в 19:36 | время чтения: 5 мин.

2022 год отметился на российском рынке мобильных приложений революционными изменениями – с него ушли такие гиганты, как Facebook, Instagram (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России), а также Apple. Это были крупнейшие игроки по продаже рекламы и у компаний, активно  продвигавших мобильные приложения возникли проблемы.

Для бизнеса мобильные приложения необходимы сразу по нескольким причинам. Первая – это рост продаж. Приложение это новый канал, через который бизнес будет взаимодействовать с  аудиторией. Это, например, push-уведомления о рекламных акциях, бонусах и т.п. Второе — приложение позволяет аудитории пользоваться сервисом даже без доступа в сеть, просто скачав его на смартфон. Соответственно, бренд получит стимул для новых маркетинговых коммуникаций, а сама компания сможет оптимизировать бизнес процессы и повысить лояльность клиентов. Наконец, приложение это источник аналитики и статистики по продажам.      

И тут эксперты отмечают главную ошибку, которую допускает бизнес, при разработке мобильных приложений – это отсутствие представления о конечной цели продукта. Что, как следствие, усложняет и удорожает процесс создания таких приложений.

При этом колебание курсов валют никак не сказывается на стоимости приложений. Она стандарта вне зависимости от цен на энергоносители или политической ситуации. Зависит цена от нескольких факторов, но главные из них – это место разработки и время, которое девелоперы потратят на такое приложение. Наиболее дешевые и при этом высококачественные девелоперы проживают в Индии. Час их работы обойдется заказчику в 20 долларов. При этом в России час работы будет стоить уже 50 долларов.  А в США цена подскочит до 150 долларов в час.

Время работы над приложением зависит от таких факторов, как надежность конечного продукта, платформа для которой эта программа разрабатывается,  API (набор классов, процедур, функций, структур или констант), которыми одна компьютерная программа может взаимодействовать с другой программой), а также сторонние интеграции. Таким образом, от проектирования до готового продукта работа составляет порядка 120-160 часов (20 дней). Хотя, конечно, это время может серьезно увеличится. Иными словами в России разработка приложения обойдется примерно в 6 тысяч долларов.

Эта сумма не учитывает еще один важный этап – кодирование и  тестирование будущего приложения. Фактически это занимает столько же времени, сколько вся разработка приложения – еще 250-300 часов (около 35 дней). А стоимость этого этапа составляет не менее 15 тысяч долларов. Таким образом, приложение средней сложности, созданное сразу для нескольких платформ (например, интернет-магазин) обойдется заказчикам примерно в 20 тысяч долларов.  А срок разработки – три месяца. Речь идет о приложениях для малого и среднего бизнеса. Банковские или специальные приложения будут стоит заказчикам многие сотни тысяч долларов.

«Главный фактор, который скажет о том, сколько будет стоить приложение – это его функциональность. Чем сложнее приложение, тем больше данных оно обрабатывает. Социальная сеть обрабатывает огромное количество данных, а его девелоперам надо предусмотреть невероятное количество пользовательских сценариев и экранов. В тоже время приложение для фитнеса крайне утилитарно и просто», — объясняет Дмитрий Буханов, глава компании «Сервис-тек». 

Пандемия помогла

Проблемы возникают, как правило, не со стороны разработчиков, а заказчиков. Бизнес, как правило, плохо представляет, что на самом деле ему надо от приложения. И прямым следствием этого становится то, что заказчик требует удовлетворить интересы всех категорий населения и по возрасту, и по социальному статусу. Что на самом деле, как правило, и не требуется. Само же приложение в результате теряет свою целевую аудиторию.  

«Клиенты думают, что успех приложения заключается в способности удовлетворить как можно большее число пользователей. Из-за этого распыляют его основную ценность, добавляя ненужные функции. А это серьезно увеличивает срок работы и затраты на разработку», — говорит Игорь Поленовский, девелопер компании «Бизнес-софт».  Эксперт советует предпринимателям тщательно прорабатывать концепцию своего приложения, а не требовать этого от разработчиков уже на стадии конечной работы над программой.

Пандемия как стимул

Пандемия серьезно сказалась на росте скачивания приложений. Правда, у Android и iOS показатели росли по-разному. У iOS наибольший рост показали категории «Бизнес» (110%) и «Образование» (68%). У Android не произошло такого же взрывного роста. Скачивание программ для «Образования» выросло почти на 14%, а «Бизнес» около 12%. При этом на третьем месте по популярности у  Android-пользователей был шоппинг. В пандемию делалось много покупок.

«Это объясняется просто, говорит Поленовский, — бизнес будет стремиться работать при любых ограничениях. А то, что компании начали создавать удаленные офисы, а у людей появилось свободное время говорит о росте приложений для образования».

Приложения, которые помогут предпринимателям, распределены сразу в нескольких категориях App Store и Google Play: это «Образование», «Бизнес» и «Продуктивность». По экспертным оценкам, в 2021 году на приложения в России пользователями было потрачено 1,5 миллиарда долларов. Россия на 11 месте по тратам пользователей шестая по установкам (5,588 миллиардов). Для сравнения – всего в мире в прошлом году на приложения было потрачено 170 млрд долларов. Наиболее популярный сегмент – это игры. В России пользователи потратили на них чуть более 1 млрд долларов. Наиболее разыскиваемыми приложениями в категории «Бизнес» в в App Store были Zoom, Почта России, hh.ru, Мой налог, а также Сканер документов.

Уход от бесплатного

Из тенденций последнего времени – это особая потребность пользователей по всему миру в защите информации своего телефона, а также большой  спрос на приложения для камеры телефона. Общемировая тенденция – это отказ от пользования бесплатными приложениями от ведущих производителей. Например, почтой Gmail  от Google стали пользоваться реже, выбирая аналогичные платные почтовые сервисы, экономящие время.

Главным приложением для бизнесменов в эпоху пандемии стал Zoom. Эта программа установила новый стандарт видеоконференций. Еще в конце 2019 года совещаниями по Сети пользовались 10 млн человек ежемесячно. К весне 2020 года эта цифра составляла 300 млн по всему миру. 

Еще одна тенденция – это активное развития банковских приложений. Любопытно, что с традиционными банками в борьбе за транакции конкурируют и независимые компании, которые предлагают своим клиентам меньшие комиссии за операции. Крупнейшее из таких приложений – китайский WeChat Pay. Это мессенджер и система платежей   в одном лице.  Через  WeChat ежедневно совершается 1 миллиард коммерческих транзакций.

Для российских же приложений наступили хорошие времена после блокировки ряда социальных сетей. Так место заблокированного LinkedIn плотно заняло мобильное приложение  от HeadHunter – «HR Мобайл».

Роман Овчинников (О)

Поделиться с друзьями