Промышленность Ленинградской области выстояла первую волну санкционного шторма - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Промышленность Ленинградской области выстояла первую волну санкционного шторма

19.08.2022 в 10:44 | время чтения: 10 мин.

Несмотря на санкции, уход иностранного капитала и глобальную перестройку логистических цепочек после февральских событий 2022 промышленники Ленинградской области пока остаются в плюсе – оборот промпроизводства в первом полугодии вырос более чем на 20% относительно первых шести месяцев 2021 г., ещё на 24% – объём инвестиций. Эксперты и топ-менеджмент 47 региона связывают результаты полугодия с доступностью кредитования, а также востребованностью продукции региона на внутреннем и внешнем рынках. Однако опасения вызывают предприятия, связанные с автопромом соседнего Петербурга.

Промышленность в плюсе

Положительную динамику демонстрирует пищевая продукция, особенно производство сливочного масла (+38%) и рыбной продукции (+21). «Пищевики чувствуют себя особенно хорошо, в отрасли на 20-25% возрос экспорт. Растёт отгрузка по мясу, зерну, рыбе и специфическому агропрому. Приходится даже вводить экспортные пошлины, чтобы насыщать внутренний рынок. Предприятия агропрома увеличивают переработку и сбор, сокращают циклы производства», – пояснил изданию член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере госзакупок Дмитрий Тортев.
Неплохие показатели у военно-промышленного комплекса за счёт гособоронзаказа и продукции топливно-энергетического комплекса – для последней, отметил Дмитрий Тортев, следует донастроить логистические процессы.

«Точки роста мы наблюдаем в производствах, связанных с ОПК, которые производят товары двойного назначения. В сельском хозяйстве рост наблюдается в машиностроении и производстве различного оборудования и запчастей для сельхозпредприятий», — комментирует исполнительный директор Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» (ЛОТПП) Игорь Муравьёв, отмечая при этом сложности импорта. Во втором квартале хорошие результаты демонстрировали производители химической продукции, электроники и мебели. Несмотря на просадку в марте (что сказалось на итогах второго полугодия 2022), уже в апреле-мае предприятия смогли частично перестроиться.
«В хорошем положении предприятия, уже выпускающие импортозамещающую продукцию. Они ощущают рост спроса и думают о расширении», – комментирует директор Агентства экономического развития Ленинградской области (АЭРЛО) Анастасия Михальченко. По её словам товары, производимые на таких площадках региона востребована на внутреннем рынке. Производство мебели и электроники, хотя и показали снижение по результатам полугодия , уже во втором квартале предприятия смогли частично перестроиться.

В целом по данным Петростата первое полугодие 2022 года промышленники Ленинградской области в стоимостном выражении завершили оптимистично. Оборот промпроизводства в регионе за шесть месяцев составил 1,9 трлн руб – на 21,2% больше чем за тот же период 2021 г. (1,57 трлн руб.). Индекс промпроизводства вырос незначительно – на 0,7%.

Аутсайдеры производства

Отнюдь не все отрасли показывают производственный оптимизм. Так по информации регионального органа госстатистики за полгода ощутимо упало производство текстиля (–34%), автотранспорта (–28,7%).

«Мы забываем, что кроме нынешнего санкционного давления была ещё и пандемия, влияние которой не надо недооценивать» – напомнил Игорь Муравьёв. По его словам трансформация шла ещё в те годы, и предприятия, балансирующие на грани рентабельности, уже закрылись.

В разговоре с изданием исполнительный директор ЛОТПП сообщил, что опасения пока вызывает производства автокомпонентов, которые работали и на автосборочные заводы Петербурга. «Закрытие таких заводов приводит к остановке и наших предприятий, но здесь принимать решение предстоит уже на федеральном уровне», – комментирует Игорь Муравьёв

Сложности испытали предприятия лесопромышленного комплекса. Так в январе-июне производство пиломатериалов упало почти на половину, топливные пеллеты – на 38% (производство необработанной древесины пока на уровне первого полугодия 2021 г.).
Глава АЭРЛО связала падение в леспроме с тем, что 85-90% региональных предприятий отрасли были ориентированы на европейский экспорт. «Сейчас перед компаниями стоит задача найти новые каналы сбыта за рубежом и внутри страны. Для некоторых областных заводов по производству мебели главным клиентом была IKEA, которая уходит из России, поэтому сейчас они также испытывают трудности. Есть сложности в производстве паллет и ДСП-плит, которые завозились из Финляндии», – перечислила глава АЭРЛО.

«Стоимость пиломатериалов в последние годы выросла в 1,5-2 раза Тем не менее спрос на нее на внутреннем рынке есть (кроме топливных пеллет), а если цены будут падать, динамика только улучшится. В том числе, за счёт федеральных программ деревянного домостроения, актуальных и для Ленобласти», – уверен Игорь Муравьёв.

Что поддержит ленинградскую промку

Как отмечают собеседники издания, самая крупная победа 47 региона в том, что удалось отстоять предприятия моногородов. «Например Тихвин, где мы буквально стояли перед угрозой остановки не просто вагоностроительного производства (Тихвинский вагоностроительный завод), но и высвобождении трудовой массы, которая по сути равна трудоспособному населению всего города», – вспоминает Дмитрий Тортев. По мнению собеседника издания ситуация с предприятием показывает, что импортозаместительный потенциал в такой критической отрасли, как машиностроение – реальность.

«Они платили налоги, коммуналку, две трети заработных плат и ничего не зарабатывали. За два месяца их оборотные средства «вымылись», теперь завод надо поддержать финансовыми ресурсами. Тем более, заказы у предприятия есть», – дополнил Игорь Муравьёв.

В целом, по наблюдениям экспертов, панических настроений у предпринимателей нет. «Для бизнеса наступает паника, когда становятся недоступны кредитные ресурсы – на одной идее и красивых словах не уедешь. С марта по июнь, когда ключевая ставка достигала 20%, предприятиям действительно было тяжело. Сейчас же задача уже не стоит в поисках инвесторов, кредитных линий, средств и ресурсов. Стоит задача следующего порядка – импортозамещение программного обеспечения. То, с чем мы
должны были столкнуться на фоне санкций. Разумная ориентация на стимулирование e-commerse и IT окупится сторицей», – уверен Дмитрий Тортев.
В АЭРЛО подчеркнули, что промышленники региона, развивающие импортозамещающую продукцию, могут получить разные виды поддержки, включая льготы налогам, по аренде земельных участков и помещений.

В свою очередь Игорь Муравьёв считает, что кроме поддержки, льгот и преференций для импортозамещающих производств и модернизацию существующих, важно на государственном уровне поддержать и защитить производства региона, когда на рынок станут возвращаться транснациональные компании.

Западные инвесторы покидают Ленобласть
Санкционное давление, разрыв логистических цепочек и уход зарубежных компаний безусловно в той или иной степени ощущают все предприятия с иностранным капиталом, а таких в Ленинградской области более 800.
«В связи с внешнеполитическими условиями есть проекты, поставленные на паузу. Присутствующие в регионе иностранные компании приостановили инвестиционные программы, связанные с модернизацией действующих производств», – сообщила Анастасия Михальченко.
Ряд предприятий с зарубежным капиталом решили продать и реструктуризировать российские бизнесы. Так отечественный менеджмент выкупил бизнес французской компании Schneider Electric в России (производственная площадка в Гатчине). На этом базисе возникло предприятие под новым именем Systeme Electric, в структуру которой войдёт перейдёт также завод «ЭлектроМоноблок» в Коммунаре. Российские управленцы возглавили тосненское производство сантехники испанской Roca Group (в России компанией управляет ООО «Рока Рус»). Американская компания Caterpillar сменила управляющего заводом в Тосно, Кристофера Майкла Хайцмана, на российского топ-менеджера Игоря Корецкого.
О продаже бизнеса в Ленобласти заявил также ряд зарубежных производителей целлюлозно-бумажных изделий. Речь о двух светогорских площадках – шведской Essity (товары личной гигиены марок Zeva, Libresse и Libero) и амриканской Sylvamo (бумага торговой марки SvetoCopy и «Снегурочка»); а также коммунарское предприятие ирландской «Смерфит Каппа РУС» (упаковка из картона). Предприятия ждут новых владельцев.
Глава АЭРЛО сообщила, что все вышеупомянутые компании продолжают работать и выплачивать заработную плату сотрудникам.

Свято место пусто не бывает
По словам Анастасии Михальченко на фоне ухода с российского рынка иностранного капитала в регионе стали появляться и анонсироваться и проекты импортозамещающих производств. Так летом 2022 года компания «Карматех» открыла предприятие по производству вспененных и жёстких листов из ПВХ (применяются в строительстве для облицовки стен и оконных откосов). Производство поликарбоксилатов (пластификаторы для стройматериалов) открыли в Кингисеппе на предприятии «Полипласт Северо-запад». «Продукция не имеет аналогов в России и призвана значительно уменьшить зависимость импорта сырья в таких сегментах рынка, как производство бетона, нефтедобычи, металлургии, производства сухих строительных смесей», – пояснила Анастасия Михальченко.
Промышленные мощности Ленобласти расширялись также за счёт переезда игроков из Петербурга. Так мощности лакокрасочного производственного холдинга «Пигмент» в переехали в Янино (это обошлось почти в 2 млрд руб) – предприятие на 25 тыс тонн продукции в год (порошковые краски, жидкие лакокрасочные материалы) торжественно запустили в феврале.
В начале года компания «Молочная культура» запустила новое производство по выпуску творожных сыров, йогуртов и молочных десертов в Волосовском районе. Мощность предприятия – 15 тонн продукции в сутки (4,8 тыс. тонн в год), инвестиции составили 1 млрд руб. «Этот запуск в 4 раза увеличит объем производства сыров и сырной продукции в Ленобласти», – сообщила глава АЭРЛО.
Весной 2022 «Мегатек» завершил первый этап инвестпроекта на производственной площадке в Уткиной заводи (Всеволожский район) – компания разрабатывает и выпускает вентиляционное и теплообменное оборудование для атомных электростанций. Инвестиции обошлись в 500 млн.руб, второй этап пока на стадии реализации. Установки, произведённые в Уткиной заводи направят на АЭС в Курске, а также атомные станции Турции и Индии.
Новые площадки в 2022 г. запустил также производитель гофрокартона и упаковки ГК «ТрансПак» на территории индустриального парка «М10» в Тосненском районе. Это увеличило объём продукции завода в три раза – до 180 млн м2 гофрокартона в год.
На днях в посёлке Горелово сдали в эксплуатацию производственную площадку японского производителя оборудования для автоматизации производства SMC Pneumatics на 14,9 тыс м2.

Среди перспективных импортозамещающих предприятий в регионе заявлено производство биоразлагаемой посуды в Ивангороде (компания ООО «Ален»), производственно-логистический комплекс для хранения промышленной химии и производства косметических средств в индустриальном парке «М10» в Тосненском районе (заявлен ООО «Ревада»). Минимум две производственные компании из 47 региона заявили о расширении производственных мощностей – речь о производителе средств индивидуальной защиты «Респираторный комплекс» и производитель мебельных плит «Слотекс» – оба предприятия находятся во Всеволожском районе.


К морской инфраструктуре региона присматриваются из Азии
Выход в Балтику и портовая инфраструктура региона подталкивает к созданию производств в припортовой зоне, ориентированных на работу как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Так был заявлен проект компании «Новосталь-М», которая построит в Кингисеппском районе металлургический завод. Активно строятся портовые терминалы.
«Портовая инфраструктура – это ориентир № 1 для азиатских инвесторов. – уверена председатель комитета ВЭД и цифровизации в «Деловой России», вице-президент бизнес-сообщества «Эквиум» Анна Фомичёва. – Китайские экспедиторские компании стремятся освоить опустевший рынок перевозок в регионе, также высок интерес к перерабатывающим предприятиям, которые очень удобно строить недалеко от крупных логистических зон», – убеждена эксперт. Действительно, уже известно о планах российско-китайского проекта будущего газохимического комплекса в составе комплекса переработки этаносодержащего газа в Усть-Луге.
Что касается портовых грузоперевозок, то перевалка снизилась на 80%, что сократило автомобильные грузоперевозки из портов Ленинградской области и Петербурга. Впрочем, на показателях региональных портов это сказалось не значительно. «Доля контейнеров в грузообороте портов Ленобласти невелика. По итогам пяти месяцев отмечается рост грузооборота областных портов на 9%. В том числе за счёт переориентации на азиатское направление», – пояснила Анастасия Михальченко.
Областные инвестиции
По информации АЭРЛО объём инвестиций по полному кругу организаций за первое полугодие 2022 года составил 78,4 млрд рублей – это 124,1% к аналогичному периоду прошлого года. С 2022 г агентство сопровождает 33 новых проекта, а общая сумма запланированных инвестиций в промпредприятия Ленобласти (которые курирует АЭРЛО) за первое полугодие соствиляет 541 млрд руб (против 451 млрд за аналогичный период 2021 г.).
Кроме того на минувшем ПМЭФ 47 регион подписал 30 соглашений на 277 млрд руб. «Инвестиционный портфель Ленинградской области пополнился проектами промышленных предприятий в пищевой и химической отраслях, деревообработке и металлургии, складских логистических комплексов, а также проектом нового индустриального парка», – сообщают в АЭРЛО. Всего на сопровождении Агентства в активной стадии находятся 130 инвестиционных проектов, 19 из которых – с иностранным капиталом. Общий объем инвестиций – более 4,1 трлн рублей.
Как отметила в беседе с изданием Анна Фомичёва в промышленные предприятия региона в 2021 году вкладывалось 42,2% иностранного капитала, 27,3% – в сферу транспортировки и хранения. Поэтому инвестиционные ожидания эксперта «Деловой России» связывает с логистическим сектором. «Имея ряд сложностей в связи с санкциями, в Ленобласти рассматривают новые перспективные направления развития транспортной отрасли. Одно из таких – увеличение объёмов поставок в Калининградскую область, также существующая инфраструктура начинает осваиваться китайскими транспортными компаниями, в портах и на ж/д направлении, создаются новые маршруты, например, коридор Север-Юг (логистический маршрут между странами Балтии в Индию через Иран – прим.ред), что привлечёт дополнительные инвестиции из Индии и Ирана. В целом же для иностранных вложений интересны такие отрасли как энергетика, транспорт, фармацевтика» – сообщила Анна Фомичёва.

«В сложных условиях инвесторы продолжают реализацию своих проектов. Однако, существуют реальные риски увеличения сроков из-за поставок оборудования и логистики. В такой ситуации, безусловно, возможна отсрочка запуска проектов», – не исключила Анастасия Михальченко.

Ольга Головина.

Поделиться с друзьями