Рынок автосервиса в Санкт-Петербурге. Обзор - IndustrySPB

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Рынок автосервиса в Санкт-Петербурге. Обзор

11.09.2021 в 20:03 | время чтения: 6 мин.

Объем рынка услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств по праву считается неиссякаемым. Ежегодно количество новых автомобилей растет. К этому следует прибавить оборот автомобилей вторичного сегмента, который больше нуждается в услугах автосервиса. Поэтому сеть авторемонтных мастерских с годами будет только расти.

В ближайшем будущем в России резко возрастут потребности в услугах автосервиса. Это вызовет жесткую конкуренцию среди автосервисов в борьбе за клиента, который обращается в ремонтные службы для того, чтобы получить уважительное, быстрое и качественное обслуживание. С точки зрения автосервиса, рынок не только становится больше, растет также спектр услуг, формируя все более жесткую конкурентную среду.

Рынок автосервисов в Санкт-Петербурге в последние годы развивается довольно активно. По данным Петростата, около 50% всех бытовых услуг, которые были оказаны петербуржцам за 2020 год, относились к категории «Техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования». На них было потрачено свыше 21 млрд рублей. В Ленинградской области эта категория занимает лишь 18,2% от общего объёма бытовых услуг.

Новых машин продается меньше, объем работ у автосервиса становится больше.

В прошлом, 2020 году, резкое снижение продаж новых автомобилей привело к росту покупок на вторичном рынке, и, как следствие, к увеличению объема услуг рынка автосервиса.

Падение покупательной способности заставило автомобилистов отложить приобретение нового авто до лучших времён. Понимая, что текущий кризис — это всерьёз и надолго, автолюбители, которые заботятся о своем комфорте и безопасности,вложили деньги в б/у авто и понесли деньги в петербургские автосервисы.На фоне снижения доходов люди более активно стали заниматься ремонтом своих авто самостоятельно. Растёт и доля услуг гаражных мастерских, в которых цены на услуги гораздо ниже, чем в официальных дилерских центрах или крупных автосервисах. При этом снижается средний чек ремонтных работ.

Еще одна тенденция, также обусловленная экономией средств, — люди стали более внимательно присматриваться к качеству и объему услуг в мастерских. Известные способы обмана клиентов, как, к примеру, завышение стоимости работ, включение в смету запчастей и работ, которые не менялись и не выполнялись, все это сегодня зачастую уже не работает. Кроме этого, автолюбители стали экономить и на запчастях. Данные сервисовAvito и «Яндекс.Маркет» показывают увеличение спроса на б/у детали и расходники приблизительно на 25% к уровню прошлого года. Кроме того, когда у людей есть выбор – купить оригинальную запчасть или ее аналог – чаще всего выбирается аналог. Люди учатся считать деньги, к тому же они хотят за эти деньги получать качественный сервис. Получается, что все мы движемся в сторону цивилизованных отношений.

Выбор: вместо дилерских центров – сетевой автосервис.

Согласно исследованию Gruzdev–Analyze и сети автосервисов Fit Service, изменилось само отношение к личному автомобилю. Из «одного из средств транспорта» он превратился в «единственное безопасное средство транспорта».

Результатом становится увеличение среднегодового пробега. Подобный рост был отмечен в 2020 году, сохранился он и нынче.Как отмечает директор и сооснователь сети автосервисов Fit Service Данил Соловьёв, растёт доля более молодых автомобилей, которые приезжают в сетевые сервисы вместо официальных дилерских центров. Объяснение этому простое: доходы автомобилистов просели, так что им приходится искать более доступные варианты обслуживания. А в сетевых сервисах цены в среднем на 40% ниже.Соучредитель «Гараж9» Антон Беляев также обращает внимание на эту тенденцию: «В мультибрендовых сервисах работают в основном с автомобилями на постгарантийном обслуживании. Из–за нестабильного финансового положения люди отказались от услуг сертифицированных центров».

Как это ни странно, но развитие внутреннего туризма также сыграло на руку игрокам рынка. Автомобилисты не смогли улететь на заграничные курорты и остались колесить по стране, попутно увеличивая пробег своих авто. Чем больше километров «намотала» машина, тем более серьёзные суммы приходится вкладывать её владельцу в ремонт. В Fit Service считают, что закрытые границы напрямую повлияли на рост популярности услуги по техобслуживанию авто.

Все эти процессы изрядно обострили конкуренцию на рынке. Во многих автосервисахбыли готовы к тому, что изменения курса рубля ожидаемо привели к росту цен на запчасти.Автолюбители начали экономить и отказываться от европейских деталей премиального класса.

Во время кризиса автосервис показал себя как стабильный бизнес. Автосервисные услуги оказались в числе тех бытовых услуг, которые являются социально значимыми.

Автосервис обслуживал машины ЖКХ, полиции, медицинских учреждений, социальных служб, которые занимаются обеспечением безопасности граждан.В руководстве сети «CTOonline»отмечают, что рано или поздно рынок сильно пострадает из-за перехода молодого поколения к каршеринговой экономике и роста спроса на аренду автомобиля. Понятно, что каршеринговые компании тоже обслуживают автомобили, но за услугами они чаще обращаются к официальным дилерам.

Ведущие дилеры активно развивают сферу автосервиса

Анализ автосервиса в Санкт-Петербурге показывает, что 17% рынка занимают официальные дилеры, 31% — независимые СТО, и 52% рынка — так называемые «гаражные» сервисы.

Российской ассоциации станций сервисного обслуживания (РАСТО) много лет отстаивает интересы независимых автосервисов. Организация продолжает работу по введению нового технического регламента Таможенного союза в том виде, который бы устраивал отрасль. В свое время изменения в техрегламенте Таможенного союза вызвали массу нареканий со стороны игроков отрасли. В частности, камнем преткновения стала поправка о том, что при ремонте части узлов автомобиля нельзя использовать «бэушные» запчасти. Однако консультации, петиции, а также личная встреча с представителями власти отчасти урегулировали данный вопрос, который осталось закрепить в финальной части нового регламента.Также руководство ассоциации полагает, что есть большая проблема, касающаяся правил проведения технического обслуживания автомобилей. В текущей редакции документу уже 19 лет, и он уже не отвечает современным требованиям.

Большинство ведущих компаний России, и в Санкт-Петербурге, эффективно работают в сфере послепродажного обслуживания автомобилей. В частности, представители ГК «Рольф» отмечают, что сейчас активно развивается проект «возврат клиента на сервис». Для этого используется достаточно много инструментов. Проектактивно развивается во всех сегментах. За последние пять лет неизменно увеличивается число владельцев машин старше пяти лет, которые остаются на дилерском обслуживании в конкретной компании. Кроме того, отдельно специалисты отрасли обратили внимание на новую программу «Гарантия на автомобили с пробегом». Двухлетняя гарантия дается бесплатно, но с условием, что плановое обслуживание будет проводиться только в сервисе дилера.Официальные дилеры ожидают эффект от путешествий автолюбителей по России. Люди поедут в сервис после очень больших летних пробегов, связанных с отпусками. По их мнению, для многих сервисов меры, предпринятые из-за коронавируса, стали своего рода палочкой-выручалочкой, которая помогает пережить вынужденный простой в связи с пандемией.

Будущее в сфере ремонта автомобилей — за персонализацией предложений. Ведущие игроки рынка сервисного обслуживания именно в ней видят перспективы развития индустрии.

Однако при этом они понимают, что полностью отказываться от классических методов работы автосервисов пока рано. Несмотря на все проблемы, сервис является самым перспективным бизнесом на нашем рынке техники. Парк автомашин растет и будет расти еще много лет, а сотни новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей. Таким образом, спрос на сервис техники будет постоянно увеличиваться. Развитие автосервиса будет подниматься на новый уровень. Сегодня практически везде востребовано прежде всего качество оказания услуг, честность, прозрачность, умеренные цены. А образец идеального помещения автосервиса – это просторное светлое чистое помещение, оснащенное современным и высокотехнологичным оборудованием, где заказы выполняются качественно и в срок, а трудятся в них только высококвалифицированные и трудолюбивые специалисты. Может быть, немного из области фантастики, но все же многим очень хочется верить в то, что так и будет в ближайшем будущем.

РАЗ

Поделиться с друзьями