Спрос и предложения на рабочие специальности - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Спрос и предложения на рабочие специальности

07.06.2021 в 18:31 | время чтения: 7 мин.

В последние годы отмечается повышенный спрос на рабочие профессии в Санкт-Петербурге.

Впрочем, такой спрос был здесь всегда, ведь в Северной столице огромное количество самых разных по объему производства промышленных предприятий. Жизнь не стоит на месте, одни профессии отмирают, появляются новые. И чтобы спрос максимально соответствовал предложению, система среднего профессионального образования должна постоянно подстраиваться под нужды рынка труда. Чтобы успевать за потребностями работодателей, техникумы и колледжи вынуждены оперативно перестраивать все внутренние процессы и при этом думать о долгосрочной образовательной перспективе.

В системе среднего профессионального образования Санкт‑Петербурга сегодня действуют 76 учреждений. Из них 49 находятся в ведении комитета по образованию. В своем составе они объединили по кластерному принципу 112 ранее действовавших колледжей. Большая часть учреждений имеют в своем распоряжении от 3 до 5 площадок.

За последние десять лет количество рабочих специальностей увеличилось более чем в полтора раза – со 133 до 201. В каждом новом учебном году профессиональные образовательные учреждения зачисляют к себе на учебу около 20 тысяч человек. Общее количество студентов выросло до 45 тысяч человек. На наиболее востребованные специальности проходные баллы довольно высоки. Конкурс иногда достигает 7-8 человек на место.

Финансирование учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении комитета по образованию, постоянно растет. Каждый год расходы увеличиваются в среднем на 2 млрд рублей. Серьезные средства – по 1-1,5 млрд рублей в год – выделяется из городского бюджета на развитие материально-технической базы колледжей и лицеев. Это позволяет совершенствовать базу учреждений, делает ее более современной и соответствующей стандартам существующих профессий. «Работа по модернизации и расширению системы среднего профессионального образования Санкт‑Петербурга будет продолжаться, чтобы удовлетворить спрос всех выпускников петербургских школ, желающих получить рабочие специальности», – отметила председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева.

Договоры с предприятиями на выпуск специалистов – требование времени

Список профессий и специальностей выпускников санкт-петербургских колледжей сегодня огромный. Он охватывает практически все производственные сферы города.

Самое главное, что система профессионального технического образования перестраивается под нужды питерских предприятий.За последние годы поменялась и сама система приема в образовательные учреждения. Запланированное количество студентов зависит не от числа положенных групп, а от заявок предприятий, подкрепленных соответствующими договорами. В настоящее время петербургские лицеи и колледжи имеют порядка 2000 таких договоров. Спектр партнеров очень широкий и обусловлен большим выбором профессий и специальностей, которые предлагают учреждения среднего профессионального образования.

Раньше задача формирования спроса перед образованием вообще не стояла, а сейчас это одна из фундаментальных целей. Преуспеют колледжи, которые научатся налаживать партнерские отношения и встраиваться в экономические рынки. Это требует перестройки всех внутренних процессов в учреждении, модернизации и обновления оборудования, к этому надо приложить и административные и финансовые ресурсы. К этому не все бывают готовы.

Помочь среднему профобразованию «поймать спрос» должна система оценки квалификации выпускников, которая уже опробованная в большинстве регионов страны. Это проверка соответствия требованиям профстандартов, которую проводит не сама образовательная организация, а независимые от нее работодатели и эксперты. При успешной сдаче экзаменов студенты получают два документа — свидетельство об образовании и сертификат успешной оценки квалификации. Предприятиям это позволяет получить специалистов подтвержденного уровня, а колледжам — увидеть слабые места и скорректировать программы.

Большинство крупных предприятий Санкт-Петербурга давно уже сами активно инициируют сотрудничество с колледжами. Их мотивирует к этому дефицит рабочих специальностей на производстве. Это нормально – если работодатель сам заблаговременно не позаботится о рабочей смене, то в ближайшем будущем просто останется без специалистов. Уже в течение последних 10 лет в России, да и в Санкт-Петербурге также, внедряются элементы так называемого дуального обучения. Это когда теорию дают в профессиональной школе, а практику проходят на рабочем месте или специальных полигонах, где созданы близкие к заводским условия. В принципе, ничего нового тут нет. В системе профобразования так было всегда. В колледже ты получаешь знания, а на предприятии – практику, навыки и опыт.

Не все колледжи соответствуют духу времени

Застаревшие проблемы системы среднего профобразования связаны с тем, что в постсоветский период рынок труда и система подготовки кадров развивались автономно друг от друга.

Эти две системы, к сожалению, существовали в разных плоскостях. Колледжи выпускали специалистов, которые не очень-то соответствовали, мягко говоря, запросам рынка. И по уровню знаний, и по качеству навыков. В последние годы ситуация, к счастью, меняется. Нельзя сказать, что все 76 колледжейСанкт-Петербурга одинаково ориентированы на прорыв. Но движение в этом направлении наблюдается.

Пока среднему профобразованию не удается справиться с неповоротливостью системы. Но здесь есть и объективные причины. Когда речь идет о новых запросах рынка труда, система профобразования сначала должна их систематизировать, формализовать в виде актуального списка востребованных профессий или компетенций, согласовать этот список со всеми заинтересованными государственными органами и с общественностью. Потом под них должны быть разработаны соответствующие стандарты обучения, которые опять же должны быть согласованы со всеми. Затем необходимо подготовить адекватных педагогов, выделить для всех мероприятий бюджетные средства, закупить необходимое учебное оборудование и прочее. И пока весь этот процесс будет завершен, уйдет уйма времени, а список востребованных специалистов уже поменяется. Конечно, профессии, которые всегда были, есть и будут – с ними все понятно, они могут лишь совершенствоваться. Как правило, больше хлопот и затрат на профессии вновь появляющиеся.

При этом системе профобразования уже недостаточно лишь вовремя реагировать на запросы рынка, нужно думать о долгосрочной образовательной перспективе выпускников. Сейчас распространенной практикой становится возвращение в колледж для совершенствования знаний в той или иной профессии, их актуализации в соответствии с новыми технологическими требованиями предприятий и экономическим развитием региона.

Появление новых специальностей, в жизни и в колледжах

Чуть ли не каждый год Министерство труда РФ составляет список 50 наиболее востребованных и перспективных профессий среднего профобразования.

Наряду с действительно современными и востребованными профессиями в этом списке встречаются и экзотические профессии, так называемые профессии будущего. В нем есть, например, аддитивные технологии (совокупность технологий, которые создают 3D-объект, добавляя материал способом «слой-на-слой») и управление беспилотными аппаратами. Перечень профессий постоянно обновляется, в нем могут появиться направления, которых в колледжах пока нет. Например, сити-фермер или интеллектуальные интегрированные системы. Новые квалификации будут вводиться постепенно, в течение нескольких лет, а как скоро руководители лицеев и колледжей возьмут подобные профессии себе на заметку, это покажет время.

Некоторые профессии понемногу исчезают из нашей жизни. На сегодняшний день уже более 100 позиций исключены из программы среднего профессионального образования. Какие-то из них устарели морально, какие-то — по содержанию, другие настолько изменились и упростились, что необходимые навыки по ним можно получить на краткосрочных курсах. Например, уходят такие профессии, как сборщик трансформаторов или электроизмерительных приборов. Не будет больше профессии киномеханик. А парикмахером теперь можно стать на коротких курсах — этого достаточно, чтобы начать работать. Зато в колледжах появилась специальность «парикмахерское искусство», включающая более широкий спектр задач.

Наряду с очной формой обучения существуют много лет программы дополнительного обучения, которые все чаще уходят в онлайн. Это делает их доступными для удаленных и сельских территорий. Это очень важно для некоторых предприятий.Но для среднего профобразования онлайн не приоритет, поскольку это практико ориентированная подготовка, и она требует прикладных умений. Поэтому стопроцентно через онлайн-платформы освоить рабочую квалификацию, даже квалификацию специалиста среднего звена, затруднительно. Пока человек сам своими руками не попробует инструменты, материалы, пока не пройдет полноценную практику, он не почувствует себя полноценным специалистом.

WorldSkills– двигатель рабочего образования

В 2022 году Санкт‑Петербург примет чемпионат EuroSkills. Отсчет дней до старта соревнований профессионального мастерства будет запущен в Казани – столице WorldSkills.

Активное участие в корпоративных чемпионатах становится локомотивом многих изменений в системе среднего профессионального образования. Основная цель движения WorldSkills– привлечение лучшего мирового опыта в подготовку высококвалифицированных специалистов по новым, перспективным и зарождающимся профессиям и специальностям. Движение помогает стимулировать школьников и молодежь осваивать рабочие профессии, которые сегодня так важны. А дальнейшее развитие движения может стать одной из основных точек сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений.

АЗ

Поделиться с друзьями