Старший брат забрал себе большую половину - IndustrySPB

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Старший брат забрал себе большую половину

03.09.2021 в 07:01 | время чтения: 6 мин.

Смольный подвел итоги торгов на автобусные перевозки в рамках транспортной реформы. В новом году петербуржцев по городу будут перевозить 5 компаний. Маршруты поделили не поровну, а по-братски, в том смысле, что львиную долю взял себе старший брат. В результате, кроме «Пассажиравтотранса», петербуржцев будут возить автобусами ещё четыре компании.

Как сообщает комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга, из 347 автобусных маршрутов с 2022 года компания ООО «Вест-Сервис» будет обслуживать 167 маршрутов, АО «Третий парк» — 113 направлений, ООО «Домтрансавто» — 56 маршрутов и ООО «Такси» — 11. Городской «Пассажиравтотранс» будет, как и раньше, возить пассажиров по 110 маршрутам. Контракты по ним продолжают действовать, на торги они не выставлялись.

Первоначально были разыграны контракты, каждый из которых включает в себя от 23 до 47 маршрутов, сформированы они по территориальному признаку. «Боролись по 3–4 участника, — подчеркнули в Смольном. — Среди претендентов были и иногородние участники, ранее не работавшие на рынке автобусных перевозок Санкт-Петербурга. В результате конкурентной борьбы по некоторым лотам достигнуто снижение от первоначальной стоимости до 8 процентов».

Тебе «север», а тебе «юг» и «центр»

На трех «северных» аукционах выиграл «Третий парк», которому они удобны с точки зрения расположения автобусного парка.

Первый — на 24,9 млрд рублей (судя по данным сайта госзакупок, цена была снижена до 24,6 млрд) — в нем три десятка маршрутов, которые тяготеют к Приморскому и Выборгскому районам. Второй — на 22,7 млрд (снижена до 22,4 млрд), это еще под 40 маршрутов — север с захватом Васильевского острова. Третий — на 16,7 млрд (16,2 млрд рублей).

Второй член традиционной петербургской «большой тройки» — «Питеравто» — пришел под псевдонимом. В аукционах участвовала связанная с ним компания «Вест-Сервис», известная в Петербурге и области с 600-миллионной годовой выручкой. Этот участник обошел конкурентов в 5 аукционах.

Третьей стороной традиционного петербургского треугольника среди перевозчиков обычно выступала ПТК, однако в этот раз предприятие не стало разворачивать упорную борьбу за долю рынка. Ее развернули москвичи, появление которых на аукционе было ожидаемым. На торги пришел «Домтрансавто», крупный перевозчик из Московской области с выручкой под 2 млрд. Гостям сопутствовала удача на двух аукционах. Один со стартовой стоимостью 19,7 млрд, в нем преимущественно Московский и Фрунзенский районы. Второй — на 18 млрд, в него вошли территории Красносельского и Центрального районов.
Петербуржцев повезет «Такси»

Торги по 10 так называемым малым закупкам прошли позднее, и здесь неожиданностей не было.

«В результате по некоторым лотам достигнута небольшая экономия, это объясняется изначально невысокой ценой контрактов», — сообщили комитете по транспорту. Большая часть лотов — 7 из 10 — достались ООО «Такси», одному из пионеров коммерческих автобусных перевозок в Петербурге. Сейчас эта компания обслуживает 7 социальных и два десятка коммерческих маршрутов.

Один лот ушел компании «Третий парк». Речь идет о контракте со стартовой ценой в 1,4 млрд рублей. Два оставшихся лота достались московской «Домтрансавто». Речь идет о крупных контрактах с максимальной ценой 1 млрд (Василеостровский район) и 539 млн рублей (юг города, включая Красносельский район).

Двое из трех победителей — «Третий парк» и «Домтрансавто» -были ранее в числе большой тройки, которой достались крупнейшие 10 контрактов. Таким образом, всю обновленную маршрутную сеть распределили между четырьмя перевозчиками: «Вест Сервис», «Третий Парк», «Домтрансавто» и «Такси». В настоящее время в перечне «Организатора перевозок» 16 компаний. Так что сокращение перевозчиков налицо. В рамках десятки больших торгов распределялись 188 млрд рублей — это совокупная стоимость контрактов на перевозки в течение шести лет.

«Пассажиравтотранс» — вне аукционов

Городской автопарк — «Пассажиравтотранс» — не участвовал в перечисленных аукционах и продолжает обслуживать свои маршруты, договоры по которым действуют до середины 2025 года.

Город хочет закрепить за ним маршруты и после 2025 года. Для этого есть время, чтобы выполнить некоторые условия. Например, городскому автопарку к 2025 году потребуется 57 миллиардов на новые газомоторные автобусы. Сейчас коммерческие структуры спешно закупают газовые автобусы, чтобы с весны поэтапно выпускать их на улицы, а городской монополист спокойно продолжает обслуживать свои маршруты, по большей части еще на «дизельных» машинах. Такая ситуация продлится до 2025 года. Дальше – пока неизвестно.

Смольный рассчитывает, что 220-ФЗ о регулярных пассажирских перевозках пополнится таким понятием как «обеспечивающая транспортная сеть». Ее можно будет распределять не на конкурентных торгах, а через заключение контрактов с единственным поставщиком или в рамках государственного задания. Председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков подтвердил, что такая идея действительно разрабатывается. По его словам, в маршрутный костяк должен попасть «Горэлектротранс», а также межрайонные автобусные связи. Смысл в том, чтобы иметь возможность силами города гарантированно обеспечить перевозку пассажиров по важнейшим маршрутам и в случае чрезвычайной ситуации.
«Горэлектротранс» сегодня чувствует себя спокойно в статусе естественного монополиста на перевозках трамваями и троллейбусами. Для «Пассажиравтотранса» грядущее будущее пока не определено. Действующие договоры на обслуживание почти 150 маршрутов у него действительны до 2025 года. Дальше — неизвестность, как в плане организационной формы, так и в плане новых контрактов. Предприятие включено в список приватизации — все унитарные предприятия в сколько-нибудь конкурентной сфере должны сменить форму собственности. До 2024 года в «Пассажиравтотрансе» должна пройти инвентаризация имущества, к 2025 году — регистрация в виде акционерного общества, целиком принадлежащего городу. Вместо акционерного общества вполне возможно создание казенного учреждения. Предлагалось даже слияние с «Горэлектротрансом», который хотят вывести из-под приватизации. Однако этот вариант потерял актуальность — в том числе и потому, что предполагает создание огромного предприятия не с одним десятком тысяч сотрудников.

После 2025 – все на равных?
Не зависимо от того, в каком правовом статусе придет «Пассажиравтотранс» к 2025 году, остается вопрос — какие маршруты останутся у городского перевозчика.

По действующему закону все они должны быть выставлены на торги и разыграны на аукционах. Причем требования к участникам будут одинаковы для всех: машины не старше года, газомоторное топливо как обязательное условие и т.п. Иначе частные компании смогут задать антимонопольщикам вполне логичный вопрос: почему их поставили перед необходимостью полностью обновляться перед заключением контракта, а «Пассажиравтотранс» — нет.


Сейчас подвижной состав «Пассажиравтотранса» составляет чуть более 2 тысяч автобусов со средним возрастом 6,3 года. На линию каждый день выходит 1 500 машин. Из них на компримированном газе — 229, еще 20 приедут до конца года. Большая часть – 1830 — на дизельном топливе, которому в новой модели транспортного обслуживания места не будет. 835 автобусов полностью самортизированы. В процентном отношении картина такая: 491 единица (24%) — старше 10 лет; 439 (21%) — от 7 до 10 лет; 331 (16%) — от 5 до 7; 447 (2%) — от 2 до 5 лет; и 361 (21%) — машины до двух лет.


Планы у предприятия большие. К 2025 году предполагается поднять суммарную вместимость подвижного состава со 170 тысяч до 200 тысяч человек. Но где взять на это подвижной состав. В целом он должен вырасти до 2 300 машин, причем, все с теми же требованиями на аукционах — машины не старше года, с низким уровнем пола, и если не с газомоторным топливом, то как минимум с дизельным не ниже Евро-5. Все это надо будет приобрести в ближайшие 3 года. Приблизительная стоимость новых машин — 57 млрд рублей. Курс на полностью новый подвижной состав теперь заявлен официально — в заключенных с коммерсантами контрактах. Так что очень скоро все перевозчики, и коммерческие и региональные,  будут на равных. Каким образом на этот раз Смольный сможет сохранить относительно монопольное и спокойное существование «Пассажиравтотранса», покажет будущее.

РАЗ

Поделиться с друзьями