Тяга к высокому - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Тяга к высокому

11.04.2023 в 09:46 | время чтения: 7 мин.


Высокотехнологичные компании России переживают не самые простые времена. Это связано с уходом западных инвесторов, а также с дефицитом кадров, который острее всего сказался именно на этом сегменте. Отчасти проблемы высокотеха берёт на себя государство, предлагая льготы по налогам и страхованию, правда сами компании должны понять, кто станет потребителем их инновационной продукции и услуг в перспективе.


ОТ IT-ГИГАНТА ДО ДИРИЖАБЛЯ

Биржевые аналитики и представители бизнеса и представители научной среды по-разному формулируют понятие «высокотехнологичная компания». Однако, если резюмировать оценки, к таковым относятся предприятия, которые производят наукоёмкую продукцию, имеют высокую долю НИОКР в производстве, а также компании секторов IT и ПО, телекоммуникаций, финтеха.

«Под высокотехнологичной компанией подразумевается бизнес, основным капиталом которого является интеллектуальный капитал, который включает в себя интеллектуальную собственность и высококвалифицированный персонал», – классифицирует преподаватель программы MBA в Институт управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Жуковский.
«Чаще всего данные компании представляют собой институты, которые способны существенно улучшить качество жизни населения или уровень сервиса в разных секторах», – считает председатель правления КПК «Капитал Регионов» Игорь Бутаков.

Критерии, по которым компанию можно отнести к высокотехнологичным разнятся. «Основным является отношение компании к так называемому списку Game Changer. Это компании, которые способны существенно изменить правила игры и уклад в своей отрасли», – считает Игорь Бутаков. «В структуре капитала компании есть интеллектуальная собственность, высококвалифицированный персонал, наличие патентов, RnD-отдела». – конкретизирует серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК ITGLOBAL.COM и Технопарка «ИТ Крым» Дмитрий Гачко.

В интерпретации Андрея Жукова компании высокотеха производят инновационые услуги и продукты с высокой добавленной стоимостью, интересные как на внутреннем, так и на внешних рынках, бережно используют ресурсы, внедряют новые технологические решения в производства, создают качественные рабочие места (что особенно важно для регионов) да и в целом всячески развивают экономику страны.
Совсем иначе, нежели люди из науки и бизнеса, картину интерпретируют на уровне государства, когда критерии и релевантные определения для высокотеха прописаны в законах и нормативных актах. Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын предлагает обратить внимание на Перечень высокотехнологичной продукции, работ и услуг, который утверждён 3876-м приказом Минпромторга России от 18 октября 2019 г. (в документе закрепили 40 кодов продукции). «Не каждый догадается, что к высокотехнологичной продукции относятся клей, покрышки, дирижабли и паровые котлы, но они являются таковыми, поскольку входят в этот перечень. – не без иронии отмечает Леонид Делицын. – Разумеется, это не означает, что международные организации, рассчитывающие подобную статистику, пользуются документом Минпромторга», – оговаривается аналитик.
Таким образом чисто юридически высокотехнологичные компании – это предприятия, которые при регистрации юридического лица в списке видов основной деятельности указали один из кодов, входящих в перечень. «Иногда требуют, чтобы выручка от этих видов деятельности превышала определённый порог», – дополнил господин Делицын.


ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ «В ЛИЦАХ»

Российский рынок высокотехнологичных компаний по разным оценкам оценивается примерно в 2 тыс. предприятий. Их доля в мире составляет около 4% (у США – 55%, у Японии – 7%, Китая – 6%, у Франции и Индии – по 5%).
Куда бы не заводили классификаторы и перечни, среди примеров высокотехнологичных компаний РФ эксперты, опрошенные изданием, приводят известных IT и медиагигантов, таких как Яндекс, VK, Mail.ru Group и Авито. Также к высокотехнологичным лидерам РФ (по данным исследования IDC (International Data Corporation) относят компании ИТ-аутсорсинга, такие как «Лаборатория Новых Информационных технологий» или«Ланит» (лидер в сегменте); производителей IT-оборудования, таких как разработчики «Аквариус» (на рынке с 1989 г.), «KraftWay», «Yadro», «Рикор», «Элтекс» и др.; в сегменте программного обеспечения называют разработчика 1C, в информационной безопасности – «Лабораторию Касперского», в финтехе – «Центр Финансовых технологий» (знаком по платёжной системе «Золотая корона» и Федеральной системе «Город» для коммунальных платежей) и «Сбертех»; в телекоме – «Ростелеком» и «Аксон».
Ещё ряд подобных компаний – от научных и медицинских предприятий до сервисов кикшеринга – представлены в публичном перечне https://www.moex.com/s68 рынка инноваций и инвестиций (РИИ) Московской биржи и открыты для частных инвестиций. Среди них компании «Хедхантер» (юрлицо hh.ru, ООО «ВУШ» (оператор кикшеринга Woosh), QIWI Plc, , ПАО НПО «Наука» и др.
Доля высокотехнологичных компаний с петербургскими корнями оценивается в 10-15%. Это VK, NEXIGN, ITGLOBAL.COM, мдицинское предприятие Институт Стволовых Клеток Человека (ИСКЧ), фармацевтическое предприятие ПАО «Фармсинтез» и др.


ТЕХНОЛОГИЧНАЯ ВИЛКА
Из-за разницы в определении компаний, относящихся к высокотехнологичному, сегменту по-разному оцениваются и объёмы этого рынка. Эксперты, ссылаясь на разные методики расчётов, говорят, что в 2022 году его можно оценить в диапазоне от 700 млрд рублей (если анализировать РИИ по перечню Мосбиржи) до 2,2 трлн рублей (речь обо всех компаниях российского IT-сектора).
При этом объём произведённой продукции сектора инноваций и передовых технологий к началу 2022 г. Росстат оценил в 6 трлн рублей.
«Такое совпадение можно объяснить случайным везением, поскольку инновационные товары (т.е. новые, уже популярные у потребителя и приносящие прибыль) отнюдь не обязательно высокотехнологичны, а высокотехнологичная продукция вполне может быть традиционной (гигантский котёл, введённый в производство много лет назад и до сих пор работающий)», – комментирует показатели отечественной статистики Леонид Делицын.


ИНВЕСТОРЫ СМОТРЯТ ИСКОСА
По оценкам Российской кластерной обсерватории Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2021 г. в высокотехнологичные компании РФ привлекли примерно $800 млн (59,6 млрд рублей) инвестиций, что в данном сегменте довольно скромный показатель.
В нынешнем же году, говорят эксперты, оценивать инвестиции особенно непросто. «Данный вопрос с 2022 года стал менее публичен. Говорить однозначно про рост или спад финансирования говорить не приходится. Однако, в прошлом году говорилось, что объём инвестирования в высокотехнологичные компании в 2022 г. должен возрасти на 50% в сравнении с 2021 годом», – сообщил Игорь Бутаков.
Рассчитывать российскому высокотеху теперь приходится, в основном, на инвесторов из России и «дружественных» стран (эксперты, кстати, наблюдают среди них интерес к сегменту). С западными, по понятным причинам, в 2022 году отношения расстроились.

«Для западных венчурных инвесторов Инвестиции в нашу высокотехнологичную продукцию являются настолько запретным действием, что на днях у лондонских стартаперов с российскими корнями отобрали приз, полученный на венчурном фестивале (речь о британском стартапе – платформе для осознанной релокации Immigram, основанном российскими разработчиками Анастасией Миролюбовой и Михаилом Шароновым, у которого отозвали главный приз международного конкурса Slush 100 Pitching Competition – прим. ред.). Строгость негласных запретов дошла до полного абсурда: нельзя не только вкладывать в Россию, но даже и мешаться в процессе, вообще нельзя всё, что связано со словом «Россия», – возмущается господин Делицын.
Помимо проблем с международными инвесторами в высокотехе (как и многих предприятий) усилился дефицит квалифицированных кадров, который наблюдался ещё в прошлом году.
«Ни специальная военная операция, ни частичная мобилизация, ни уход иностранных компаний из России не сделали рынок более конкурентным среди соискателей. Кандидаты не стремятся искать и менять работу в нестабильные времена. – констатирует руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу Мария Бузунова. – Более того, первые итоги массовой релокации россиян после 21 сентября показывают, что из страны преимущественно уезжали представители профессий, связанных с высокими технологиями и их продвижением», – обозначила проблему представитель hh.ru рекрутингового сервиса. По данным сервиса 19% всех релокантов – представители сегментов IT и системной интеграции.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
Там, где не хватает частных инвестиций на помощь приходит государство. Эксперты, знакомые с рынком высокотеха подтверждают, что подобные компании нередко имеют госпреференции, например льготное налогообложение, субсидии для поддержки сегментов сбыта и притока новых инвестиций. Например, для ИТ-компаний с 2021 года ввели 3% ставку налога на прибыль вместо 20%, тариф страховых взносов — 7,6% вместо 30%, а с 1 января 2022 ставку налога на прибыль вовсе обнулили на два года.
«В текущей ситуации очень важно развивать свои сектора высокотехнологичности. Имея свои возможности для решения глобальных задач по сложным вопросам, можно сокращать затраты, улучшать качество жизни и развивать все отрасли. Государство это прекрасно понимает и регулярно разрабатывает механизмы поддержки для таких компаний», – уверен Игорь Бутаков. «В случае ИТ-компаний действительно важна и полезна поддержка Минцифры, В целом льгот становится больше и все они очень разнообразны. В данном случае запуск раздела, посвящённого мерам поддержки ИТ-отрасли на портале Госуслуг тоже полезная инициатива, которой явно пользуются многие» –подтвердила Мария Бузунова.

Как представители высокотеха в hh считают важным в нынешних условиях сохранить стабильность и обеспечить адекватное планирование операционных задач с учётом доходов и потребностей компаний-клиентов сервиса.
В «Финам» видят главным вызовом сегмента определение целевого рынка, куда можно продавать высокотехнологичную продукцию. «Периметр этого рынка в очень значительной степени зависит от геополитической ситуации через 3, 5 и 10 лет. А значит, средне- и долгосрочное планирование должно рассматривать различные геополитические и экономические сценарии, и стратегию развития компании соотносить с ними», – подытожил Леонид Делицын.

Ольга Головина.

Поделиться с друзьями