Дефицитом автомобилей в России пользуется Китай - IndustrySPB

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Дефицитом автомобилей в России пользуется Китай

06.09.2021 в 19:03 | время чтения: 7 мин.

Перебои с поставками микрочипов для производства автомобилей привели к значительному снижению объемов выпуска новых машин. Сегодня время ожидания покупателем заказанного автомобиля составляет от 2 до 6 месяцев. Причем эта проблема коснулась всех автопроизводителей без исключения.  Эксперты не без оснований предполагают, что в России дефицит подобной электроники может привести к захвату китайскими компаниями части авторынка — в ущерб другим игрокам.

Питерские автопроизводители – Hyundai,Toyota и Nissan–весь год трудились не в полную мощность, меняя графики работ, уходя на летние каникулы. Ситуация в Северной столице зеркально отображает общую мировую картину. По итогам года производство автомобилей в мире может сократиться на 7-9 млн штук, сообщается в исследовании консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG). По данным аналитиков, по итогам первого полугодия суммарно автозаводы планеты в общей сложности «недовыполнили» план по производству почти на 4 млн машин, из которых более 2,6 млн пришлись на второй квартал.

Нехватка машин — практически у всех брендов, а спрос дополнительно подстегивают подорожание из-за курса валют и ожидание новой волны ограничений.

В ожидании очередного подорожания

Власти Петербурга разрешили автосалонам открыться еще 8 июня — после двух месяцев простоя.

Но восстановление оказалось не таким стремительным, каким могло бы быть. «С одной стороны, продажи сейчас растут за счет отложенного спроса и ожидания подорожания модельного ряда из-за ослабления рубля, — говорит совладелец группы компаний «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий. — Помогают и расширенные программы господдержки. С другой — машины покупали бы еще больше, если бы на рынке не возник дефицит».

По данным «Автостата», всего в июле в Северной столице было зарегистрировано 9100 новых авто. По оценке «Auto-Dealer-СПб», из пяти самых продаваемых марок две показали рост: Renault — на 20%, Skoda — на 88%. Корейцы Hyundai и Kia колебались около нуля: +1% и -1% соответственно. Продажи Lada снизились на 4%. Быстрее всего росли бюджетные китайские модели — Geely, Changan, Haval — во многом за счет эффекта низкой базы. Зато премиальный сегмент показал снижение. Спрос на Land Rover упал на треть, Jaguar и Infiniti — больше чем на 60%.

По словам участников рынка, в августе динамика сопоставима с июльской, а нехватка машин наблюдается практически по всем брендам и всему модельному ряду. Кроме того, некоторые марки искусственно затягивают поставки, поскольку в сентябре планируется повышение цен на 2–4%. «Импортеры попытаются компенсировать убытки, которые понесли во время пандемии», — говорит управляющий «Объединенной Автомобильной Корпорации — РРТ» Сергей Новосельский. Отчасти такую картину наблюдают и в «Аларм-Моторс».

По мнению дилеров, отложенный спрос будет сохраняться до конца года. «У людей на руках скопилось рекордное количество наличных денег, они стараются избавиться от кэша и купить, что могут», — считает Новосельский. Но многое будет зависеть и от ситуации с пандемией и реакцией на нее властей.

Китайцы пользуются ситуацией

Итоги продаж автомобилей и их наличие у дилеров может служить индикатором ситуации с их производством.

Около 80% продаваемых в нашей стране машин собираются на отечественных автозаводах. И сейчас, на фоне всеобщего дефицита электроники для автомобилей, найти машины в наличии у дилера или приобрести без длительного ожидания можно лишь в автосалонах китайских брендов.

В остальных случаях, машину, как правило, придется подождать не меньше месяца. Наиболее серьезный дефицит, отмечают эксперты, наблюдается у концерна Volkswagen Group, а также на некоторые позиции корейских и французских брендов. С учетом огромных объемов выпуска головным заводами китайских автопроизводителей, им не составит особого труда выделить часть комплектующих для своих заводов на территории СНГ. Тем самым они обеспечивают беспрерывный выпуск машин для нашего рынка.

Китайские автопроизводители, в отличие от других компаний, действительно не испытывают проблем с нехваткой комплектующих для сборки в России, о чем открыто говорят. «На данный момент завод Haval в Тульской области напрямую не затронули сложности с поставкой комплектующих. Материнская компания Great Wall Motor поддерживает нас необходимым количеством компонентов. Производство на заводе Haval в России соответствует плану — мы выпускаем около 160 автомобилей в день», — рассказал исполнительный директор Haval в России Жером Сего.

Он добавил, что компания внимательно следит за ситуацией с дефицитом микрочипов, и, поскольку кризис носит глобальный характер, сделает все возможное, чтобы смягчить его последствия. В прошлом месяце автомобили Haval приобрели чуть менее 3 тысяч россиян, однако это на 60% превосходит результат июля 2020 года.

Возможность купить автомобиль без длительного ожидания способна заставить значительную часть покупателей обратить внимание на модели из Поднебесной. Тем более что модельный ряд многих китайских автопроизводителей в последнее время заметно обновился, а по своим потребительским качествам эти модели уже ничем не уступают конкурентам, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

«По итогам года, скорее всего, доля моделей китайских брендов в структуре продаж новых легковых автомобилей увеличится примерно в два раза

– с нынешних 3 до 5-6%. В первую очередь рост произойдет за счет некоторых корейских и французских моделей», — прогнозирует Сергей Целиков.

Экспансия автопроизводителей из Поднебесной на наш рынок подтверждается и взрывным ростом количества дилеров китайских брендов в России. Данные статистики говорят о том, что из 248 открывшихся за последний год в России автосалонов 138 приходится на китайские марки.

Слухи и факты

В СМИ периодически  появляются сообщения и статьи о том, что Китай собирается завалить Россию автохламом, бэушными и неликвидными машинами.

Российские СМИ пугают читателей слухами о том, что Китай начал поставки подержанных автомобилей в Россию. Якобы тысячи ржавых и устаревших машин отправляются на кораблях в Санкт-Петербург, откуда, как тараканы, начнут расползаться по нашей стране. Но все дело в том, и это многие знают, что весь ржавый автопарк «старого Китая» давно переплавлен на металл. А заниматься неликвидом на уровне внешнеэкономической деятельности Поднебесной невыгодно. Ведь это крупный бизнес под «крышей» государства.

К тому же в России сейчас не 90-е годы, когда любые иномарки – морально устаревшие, ржавые, битые, из Японии, Америки, Европы, откуда угодно – уходили «в лет», потому что другого ничего у нас просто не было.

Известно, что Китай намерен использовать японскую стратегию торговли машинами с пробегом. То есть, организовывать аукционы. Однако пока таких площадок для россиян в Поднебесной не создано. Да и одно дело открыть виртуальный магазин, другое – заманить туда покупателей. Китайцам сделать это будет гораздо сложнее, да судя по всему, делать они это и не собираются.

Если же перевозить машины сотнями на кораблях, то логично делать это под заказ крупных дилеров. А вот станут ли связываться с новым направлением экспорта российские дилеры – вопрос. Насколько известно, объем продаж тех же подержанных «японок» и «американок» у нас крайне мал. И дело тут не в цене, а в том, что и собственный вторичный рынок в России достаточно широк.А проблем с ввозом и постановкой на учет ввезенных подержанных иномарок – немало.

Ползучая интервенция

Многие эксперты сходятся во мнении, что китайцы будут завоевывать авторынок России медленно, но верно.

Ползучая интервенция уже началась. Это видно по цифрам продаж китайских автомобилей и по количеству открытых автосалонов. И, несмотря на то, что россияне до сих пор зачастую с пренебрежением относятся к китайским автомобилям, считая их недостойными на развитом авторынке, тем не менее, статистика говорит о том, что в этом отношении «лед уже тронулся». 10 лет назад к китайским машинам почти никто и близко не подходил. Позже, на свой страх и риск, мы осторожно начали их покупать. Сегодня проценты продажи китайских автомобилей растут из месяца в месяц. Да, говорят многие, этим машинам еще далеко до совершенства. Кузова китайских автомобилей быстро ржавеют, пластик в салонах смешной и пахнет детскими дешевыми игрушками. К тому же в нашей стране слабо развит сервис для этих авто, не всегда быстро удается найти для них запчасти. Но несмотря ни на что, продажи все равно постепенно растут. И дальше будет больше. Китайцы устраняют недостатки в своих машинах, ставят в них японские  и корейские двигатели, короче, делают работу над ошибками. Их упорство дает свои плоды. Так что, каков будет расклад на автомобильном рынке России лет через 10, можно уже сегодня смело прогнозировать.

ОАЗ

Поделиться с друзьями