В условиях жесткой конкуренции и пандемии: такси в Санкт-Петербурге

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

В условиях жесткой конкуренции и пандемии: такси в Санкт-Петербурге

07.07.2021 в 19:04 | время чтения: 7 мин.

Компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, в Санкт-Петербурге сегодня множество – «Яндекс-такси», Uber, «Везет», «Таксовичкофф», Сити-мобил и др. Каждый сам для себя обычно выбирает одну фирму, услугами которой пользуется постоянно.

Спрос на такси во времена пандемийных ограничений в некоторых регионах упал на 60-70%, и до настоящего времени так и не вышел на прежний уровень. В пиковые периоды коронавируса количество поездок на такси в Петербурге снижалось практически наполовину. Не помог таксистам и запрет на работу каршеринговых фирм. При этом найти дополнительный заработок водителям крайне сложно. Прежде всего, потому, что работа в такси как раз всегда рассматривалась как возможность приработка в самые сложные времена. Идти водителям практически некуда. На рынке труда сложная ситуация, и его восстановление продлится долго, считают эксперты. Режим ограничений существенно меняет потребность людей куда-либо передвигаться. Когда закрываются торговые центры, популярные места отдыха, заведения общепита, культурные учреждения, возможность куда-либо выбраться снижается до минимума. О такси в такие времена вспоминают в самом крайнем случае. Не стоит забывать, что доходы населения сокращаются из-за инфляции. Это тоже играет важную роль в выборе – вызывать такси или ехать общественным транспортом.

Некоторым подспорьем таксистам стало введение дополнительных курьерских услуг по доставке товаров и продуктов. Но этот объем услуг не так велик. Количество туристов в Северной столице в последний год снизилось в разы, поэтому самая доходная статья доходов у таксистов сейчас в загоне.

Одна из главных причин сокращения доходов в каждой конкретной компании такси – это условия жесткой конкуренции. Чем больше компаний, тем сильнее размываются прибыли.

Если вам надо разложить кастрюлю сваренной каши на 4 тарелки, то в каждой тарелке будет достаточное ее количество. А если ту же самую кастрюлю разделить на 10 тарелок, то в этом случае вам удастся кашу лишь размазать по поверхности тарелки.

Когда компаний, занимающихся перевозками, слишком много – хорошо это или плохо? Для клиента – однозначно хорошо, если не считать случаи, когда недостаточно квалифицированные, неопытные, а иногда не очень адекватные и трезвые водители попадают в ДТП. В советские годы чтобы сесть в вожделенное такси, приходилось отстоять длиннющую очередь. Сейчас такси подъезжает по вызову к вашему дому в течение 5-10 минут.

DiDi – китайский убийца конкурентов в службе такси.

В нынешнем году на рынке услуг такси в Санкт-Петербурге появился еще один мощный конкурент– китайский агрегатор DiDi.

DiDi появился в России в конце августа 2020 года, выбрав для своего дебюта столицу Татарстана – Казань. Российское представительство DiDi принадлежит китайской транснациональной компании DiDi Chuxing, представители которой сообщили, что запуск сервиса в России стал «первым выходом компании на евразийский рынок».

Китайская DiDi Chuxing Technology Co. (изначально Didi Dache) со штаб-квартирой в Пекине была основана в июне 2012 года китайским миллиардером Чэн Вэем (Cheng Wei), который к тому моменту проработал восемь лет в Alibaba и Alipay. За первые три года существования компания привлекла свыше $700 млн от частных инвесторов, а в августе 2016 года сообщила о приобретении своего главного конкурента, китайского подразделения Uber, которое к тому времени проработало в КНР около года. Стоимость Uber China на тот момент оценивалась в $35 млрд, а в финансировании сделки приняли участие Apple, ChinaLifeInsurance и аффилированные с Alibaba Group финансовые структуры.

К началу апреля 2021 года DiDi являлся крупнейшим агрегатором такси в Китае. В этой стране ее пользовательская база насчитывает свыше 450 млн человек, а во всем мире ее услугами пользуется более 600 млн человек. Объем ежедневных пассажирских перевозок DiDi достигает 100 млн – компания работает в России, Австралии, Бразилии, Китае, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Панаме, Чили и Японии.

Эксперты предупреждали, что появление DiDi может привести к изменению структуры всего рынка и массовому демпингу на услуги такси в экономсегменте Санкт-Петербурга.
Однако представители других сервисов такси считают, что демпинг будет недолгим.
«Часть клиентов в самом низком ценовом диапазоне может перейти к новому оператору до тех пор, пока порядок цен не станет одинаковым», — считают в пресс–службе «Сити-мобил».

Свои ценовые предложения в DiDi описывают как «реальная альтернатива для заработка водителей, а также экономный и безопасный вариант для пользователей в это сложное время». «Мы получаем комментарии и отзывы от пользователей и водителей, что помогает нам улучшить сервис и постоянно адаптировать его к потребностям и реалиям города. Наша цель — стать самым доступным, безопасным и надёжным сервисом в сфере пассажирских перевозок», — добавляют в DiDi.

Руководство компании «Таксовичкофф», анализируя работу DiDi в Казани, отмечает, что стратегия компании основывается на том, что они хотят быстро получить критическую массу водителей и заказов. Для этого предлагаются очень выгодные для водителей условия и щедрые скидки для клиентов. При этом китайцы не забывают о возврате своих инвестиций, поэтому сверхдешёвые поездки и премии водителям не будут продолжительными. Временно водители и клиенты, конечно, перейдут в DiDi, но, когда закончатся бонусы, начнётся отток клиентов и водителей. Всё зависит от того, какие бюджеты заложены на Петербург. Это достаточно большой рынок, и конкуренция здесь обходится намного дороже, чем в Казани.Эксперты считают, что китайский агрегатор в течение года с момента старта работы в Петербурге сможет занять не менее 8–10% локального рынка. Однако стать первым в Санкт-Петербурге DiDi, судя по комментариям представителей фирмы, вовсе и не собирается.

Борьба за кадры и за клиентов.

Из-за большого количество такси остро стоит проблема с кадрами.

Хороших водителей на всех не хватает, поэтому неудивительно большое количество неприятных инцидентов с участием неквалифицированных, а зачастую случайных людей в службе такси, в том числе и представителей стран бывшего Союза.В целом на рынке такси Петербурга наблюдается кризис кадров, а также сокращение количества легальных перевозчиков.По данным городского комитета по транспорту, в конце 2019 года в Петербурге действовало 27 679 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. По состоянию на конец 2020года действовало уже 25 744 разрешения. Если посмотреть на общее количество разрешений для Петербурга и Ленобласти, ситуация аналогичная: 30 539 в 2020 году против 35 591 в 2019–м. Картина налицо — серый рынок растёт, легальный сжимается. Это наблюдается по всей стране. Тенденция последних лет из-за пандемии только усилилась.Статистика говорит о том, что в марте прошлого года на тысячу жителей России приходилось 3,5 автомобиля такси, сейчас — 3. Этот показатель продолжает снижаться. А согласно докладу Международного евразийского форума такси, в 2019–2020 годах наблюдалась динамика сокращения количества выданных разрешений на 59% в регионах страны.

Председатель городского комитета по транспорту Кирилл Поляков рассказал в интервью СМИ, что власти города борются с нелегалами и призывают к этому в том числе агрегаторов, которые их активно плодят. «Легальные таксисты страдают от этого. Это не регулирование, а попытка наведения порядка на рынке», — говорит он. Комитет проводит регулярные проверки, по результатам которых за незаконные перевозки под видом такси изымаются и помещаются на специализированную стоянку транспортные средства.В 2020 году, таким образом, было «арестовано» свыше 600 автомобилей.

Некоторые эксперты считают, что доля нелегальных перевозчиков достигла своего пика уже несколько лет назад, и возврата в легальное русло пока не предвидится. Для этого должны созреть определённые предпосылки. В первую очередь — снижение административной нагрузки на этот рынок. Количество выданных разрешений практически ничего не говорит о легальности, так как таксист, имеющий разрешение, может не быть официальным работником либо предпринимателем. Он может не платить налоги, не проходить выпуск на линию в установленном порядке и так далее. Наличие разрешения — лишь верхушка айсберга, под которым лежит обычно огромное количество других грубых нарушений. Из–за нехватки сотрудников гарантировать безопасность и полную легальность перевозок такси не удаётся ни в одном из регионов России.

Компаниям такси помогут беспилотники?

О нехватке водителей такси заявляют не только в Северной столице, но и в других крупных городах страны. В некоторых таксопарках четверть автомобилей простаивает из–за того, что на них некому работать.

Многие верят, что все проблемы благополучно разрешатся в ближайшем будущем.Еду нам будут доставлять с помощью дронов, а по делам мы будем ездить на беспилотных такси. Подобные новинки уже несколько лет испытывают в разных уголках планеты. И происходит это отнюдь не только в Кремниевой долине или Японии, давно ставших витринами высоких технологий, но и в России. Например, в современном российском чудо–городе Иннополисе в «Яндекс.Такси» уже сегодня представлены беспилотники, которые тестируют непосредственно на дорогах. Представители отрасли надеются, что беспилотники выпустят на городские дороги уже в 2024 году. Пока российское законодательство не позволяет этого делать. Закон находится в разработке. Эксперты отмечают, что беспилотники — очень аккуратные и осторожные водители. Да и в Петербурге уже провели тестирование беспилотного такси для сервиса «Таксовичкоф». Но пока это именно эксперименты, так что покататься на машине без водителя простым пассажирам доведётся ещё не скоро. Но мечтать можно начинать уже сейчас.

Поделиться с друзьями