Обратно в офисе - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Обратно в офисе

02.10.2021 в 19:28 | время чтения: 5 мин.

Эксперты весной текущего года пророчили массовое возвращение в офисы во второй половине года. Так же во втором полугодии планировалась сдача сразу восьми бизнес-центров, в том числе 3 бизнес-центров класса А и пять – класса B, что так же свидетельствует о готовящимся возвращении представителей малого и среднего бизнеса в офисы.

По данным исследования CBRE (одна из ведущих международных консалтинговых компаний в области недвижимости), проведенного в Европе, Ближнем Востоке и Африке, вовтором полугодии офисы вновь заполнятся работниками, причем лидировать будут небольшие компании, имеющие штат менее 100 сотрудников. В исследовании принимало участие 130 компаний из вышеуказанных регионов.

Согласно отчету аудиторов, малый и средний бизнес больше расположен к возвращению офисы.

Это не удивительно, т.к. кризис в первую очередь и ударил по представителям малого бизнеса. В Петербурге с начала пандемии была аналогичная ситуация: прежде всего пострадал средний и малый бизнес, многие представители которого в последние годы переехали в бизнес-центры класса В и В+, но из-за оптимизации расходов были вынуждены вернуться в офисы класса C или уйти на удаленный формат работы. Эксперты уверены, что Бизнес-центры класса C это очень перспективная ниша для редевелопмента и создания новых креативных и более качественных форматов. Этот тренд будет только усиливаться. Таких объектов в городе предостаточно, именно они будут оказывать серьёзное влияние на рынок в перспективе ближайших трёх — пяти лет.

Помимо общих тенденций исследование CBRE показала отраслевые отличия компаний в желании выйти на работу:

  • 70% медико-биологических компаний вернулось в офис, что отражает сложность удаленной работы в данной отрасли;
  • 57% — финансовых компаний;
  • 46% телекоммуникационных и медийных компаний.

Исследование показало, что среди крупных компаний с численностью персонала более 10 000 человек, около 80% склонны к смешанной форме деятельности, когда часть сотрудников находится в офисе, а часть на удаленной работе. Но как показала практика смешанная форма работы в крупных предприятиях была задействована с самого начала пандемии. На удаленную работу в таких компаниях ушли 20-30% сотрудников, основная же часть на протяжении 20-го и 21-го годов продолжала трудится в офисах либо на постоянной, либо на сменной основе.

Суммарно почти 80% компаний рассчитывают работать в офисе постоянно или большую часть рабочего времени и только 20% планируют полностью остаться на удаленной работе.

Также согласно исследованию, практически треть компаний планируют в ближайшие три года расширить занимаемые площади. В первую очередь это технологические, телекоммуникационные и медийные компании — более 60% планируют расширения своих портфелей офисной недвижимости.  В банковском и финансовом секторе доля в половину ниже — 30%. При этом 40% компаний не ожидают никаких изменений.

Все больше продолжает расти ценность гибких офисов, как ответ на экономическую неопределенность. Процентная доля доле гибкой недвижимости в портфеле компании так же говорит о возрастающем интересе к этой новой форме рабочего пространства. Компании, в портфеле которых доля гибких офисов составляет от 11% до 50%, ожидают, что ее доля удвоится в течение следующих двух лет. Особенно в этом сегменте рынка деловой недвижимости заинтересованы малый и среднийбизнес, а также технологические, телекоммуникационные компании.

Информационный ресурс asninfo.ru приводит комментарии Ричарда Холбертона — директора CBREпо поводу спроса на гибкую недвижимость: «Складываются две веские причины для растущей популярности гибкой недвижимости: возможность оценки различных моделей аренды и использование в качестве средства предоставления сотрудникам большего выбора в отношении места и условий работы. Вторая из причин особенно важна для крупных компаний, и они все чаще стремятся экспериментировать с различными комбинациями типов помещений и реконфигурировать занимаемые площади в соответствии с меняющимися предпочтениями сотрудников и уроками, полученными в результате пилотных проектов».

Общими факторами на выбор недвижимости можно назвать три фактора: гибкость, благополучие сотрудников и экологичность и качество воздуха в помещении.Порядка 40% компаний уделяют внимание экологичному дизайну, а также столько же компаний ценят технологическую интеграцию. 54% во главу ставят качество воздуха в помещениях. При этом крупные компании придают первостепенное значение полному набору удобств в здании.

Компании, которые в настоящее время восстанавливают свою работу в офисах первоочередной задачей ставят восстановление процессов, которые были утеряны из-за перехода на удаленную работу. Главным образом это является восстановление командной работы и корпоративной культуры. Основными факторами выбора офисных помещений являются расширение зон для совместной работы (36%), опробование новых стратегий организации рабочих мест в отдельных офисах (33%) и пересмотр стандартов проектирования (22%). В связи с последствиями пандемии эксперты выделяют следующие факторы выбора рабочего пространства:

  • технологические потребности, связанные с ожидаемыми изменениями в организации труда;
  • расширение возможностей для проведения видеоконференций;
  • сенсорные технологии для умных зданий;
  • датчики качества воздуха.

Учитывая продолжительность времени, в течении которого преобладала удаленная работа то для возвращения компаний в офисы потребуется новый подход в отношении эффективности рабочих мест, новые проектные и управленческие решения.

По итогам 1 полугодия доля новых офисных сделок в Москве в 2021 году относительно 2020 года много кратный рост наблюдается со стороны представителей торговых операторов и развлечения, консалтинговых и бизнес-услуг, FMCG. На 88% увеличился объем новых сделок с компаниями фарминдустрии.На 56% — IT и телеком и на 33% — строительства и недвижимости.

В след за мировыми трендами IT компании России также наращивают офисные площади.

Asninfo.ru приводит комментарий Ирины Хорошиловой — старшего директора, руководителя отдела услуг по корпоративным клиентам CBRE: «В Москве требования, ограничивающие число сотрудников, которые могут работать в офисе, были отменены еще в начале года и ненадолго снова вводились в середине лета в связи с ростом числа заболевших. Несмотря на отсутствие формальных ограничений, нестабильность эпидемиологической ситуации и внешних факторов сохраняется, что увеличивает важность гибкости для бизнеса. Многие компании адаптируются к условиям нового времени, пересматривают подходы к работе своих сотрудников, тестируя гибридные форматы и определяя, какие процессы и подразделения в их структурах могут эффективно работать удаленно или частично удаленно, а какие требуют присутствия в офисе. Все это влияет на пересмотр стратегий относительно офисных помещений и на формирование новых требований в части организации и технологической оснащенности рабочего пространства».

РМС

Поделиться с друзьями