Заводы Санкт-Петербурга. Что происходит с этим сегментом рынка? - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Заводы Санкт-Петербурга. Что происходит с этим сегментом рынка?

26.05.2021 в 22:26 | время чтения: 6 мин.

Заводы в значительной степени формируют бюджет города. Некоторые промышленные предприятия были основаны еще при царской власти, многие заводы были созданы в советское время, есть немало успешно развивающихся современных компаний. Без промышленности Северной столицы сегодня невозможно представить экономическую жизнь России, ведь мегаполис насчитывает более 700 промышленных предприятий крупного и среднего уровня.

Если говорить о промышленности Санкт-Петербурга 2021 года, ее ситуацию во многом определила картина минувшего2020 года. Как известно, пандемия коронавируса и ее последствиястали главными причинами спада в целом ряде отраслей экономики города.Это следует из данных Петростата.

Больше всех пострадал сектор рыночных услуг, общепита, гостиничный бизнес. Еще в 2020 году розничный товарооборот, по данным все того же Петростата, в городе сократился на 2,2 процента, а оборот общественного питания потерял 30 процентов. Среди причин такого положения не только инфекция, но и повсеместное сокращение доходов наших граждан. Некоторые из отраслей Санкт-Петербурга не только не вернулись к допандемийным показателям, но и продолжают оставаться в минусе по сравнению с докризисным показательным 2019 годом.

Несмотря на некоторый рост оборота оптовой и розничной торговли в начале 2021 года, рост объема перевалки грузов этим отраслям еще очень далеко до показателей 2019 года, который сейчас для многих экспертов стал образцово-показательным при сравнении процентов прироста экономики.

Промышленность начинает выходить из кризиса
В первом квартале 2021 года индекс промышленного производства в Петербурге вырос более чем на 4%.
Главная промышленная отрасль, обрабатывающая, составляющая более 80 процентов городской промышленности, продолжала в конце 2020 года расти. Ее отставание в конце минувшего года от индекса промышленного производства 2019 года сократилось до полутора процентов, Однако ее потянули «на дно» так называемые прочие, сопутствующие отрасли- это, главным образом, сырьевые и инфраструктурные секторы (добыча полезных ископаемых, обеспечение водой, газом, услуги канализования, сбор и утилизация отходов и т.п.).
Основной вклад в «торможение» внесла добыча полезных ископаемых, чей индекс в конце года был ниже предыдущего года почти на 20 процентов. Это объясняется спадом в строительстве — основным потребителем полезных ископаемых. Значительно снизилось потребление энергоносителей. Здесь виноваты запреты в сфере услуг — не работали предприятия общепита, гостиницы, салоны красоты, компьютерные клубы и тому подобное.
Тем не менее, остальные промышленные предприятия Санкт-Петербурга понемногу приходят в себя после ослабления ограничительных мер. В первом квартале рост показали фармацевтическая отрасль (+19,9%), обеспечение электрической энергией, газом и паром (+16,8%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (+12,3%), а также автотранспортных средств (+3,8%). Три петербургских автозавода — Hyundai, Nissan и Toyota — только в марте увеличили выпуск машин на 17 процентов. В первом квартале с конвейеров трех заводов сошли 92,2 тысячи автомобилей, это на 1,9% больше, чем в январе — марте 2020 года.
Заказы есть, а рабочих – нет
Отставание произошло в судостроении, а также в пищевой и химической промышленности Санкт-Петербурга.
В настоящее время на верфях Санкт-Петербурга строятся порядка 50 судов и кораблей. Такие данные привел в ходе конференции «Российское судостроение 2021» заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Алексей Яковлев.
В 2020 году, по данным администрации Санкт-Петербурга, корабелы Северной столицы спустили на воду 11 судов, столько же корпусов новых кораблей было заложено на стапелях питерских заводов. Отставание в судостроении связано также с нехваткой рабочих рук. Судостроители Петербурга обеспечили себя многомиллиардными заказами на несколько лет вперед, но строить корабли некому.Двести человек не хватает «Адмиралтейским верфям». Множество вакансий открыто у Балтийского завода, коллектив которого с большим напряжением трудится на строительстве атомных ледоколов. До разгула пандемии на питерских судостроительных заводах трудилисьсотни рабочих с Украины. Теперь не получается. Во-первых, не та ситуация политическая нынче, а, во-вторых, сами украинцы перенастроились на Польшу и страны Балтии – там зарплаты оказались больше. «Адмиралтейские верфи» завлекают рабочих рекордными зарплатами, вдвое превышающими средний уровень по городу, однако и это не помогает. Квалифицированных работников найти сложно, обучить – долго и дорого. Даже «Объединенная судостроительная корпорация» не в силах помочь выйти из этой ситуации. Эта проблема серьезно скажется и уже сказывается на сроках сдачи кораблей заказчикам.

Темпы строительства падают

Строительная отрасль в Санкт-Петербурге продолжает падать. Из-за резкого повышения цен на жилье платежеспособный спрос населения в 2021 году сокращается.

Эта отрасль не только не восстанавливается, но продолжает падать, причем, с нарастающей скоростью.Остатки недвижимости по старым ценам давно раскуплены, по новым ценам квартиры продать намного труднее. Цены на жилье в Петербурге по итогам 2020 года выросли на26 процентов -такого мы уже давно не видели. Льготная ипотека в такой ситуации теряет всякий смысл. Ведь доходы населения не растут, а падают. Надо думать, что последствием сокращения спроса и всей этой ситуации станет исключение дальнейшего роста стоимости жилья. Расти уже некуда, и так сейчас практически никто ничего не покупает.

При такой ситуации неизбежна монополизация рынка жилья. Слабые в финансовом отношении компании будут уходить со сцены, это уже видно по сводкам новостей. Монополисты будут ужесточать ценовую политику, а прежняя конкуренция, скорее всего, будет ослабевать.

Недавний пример: с февраля одна из крупнейших девелоперских компаний Санкт-Петербурга – группа RBI – отказалась от бренда «Северный город», а также от классификации своих проектов. «Северный город» (основан в 2002 году) создавался для работы в среднем ценовом сегменте. Сейчас такая сегментация уже не актуальна, потому что граница между классами жилья очень быстро исчезает. Стирается разница в цене квадратного метра между жильем для среднего класса и элитной недвижимостью, стирается и граница комфорта проживания в этих сегментах.

Согласно рейтингам последних 3 летпервые два места на строительном рынке прочно закрепились за «Группой ЛСР» и Setl Group. Сегодня более 40 процентов новостроек в Санкт-Петербурге возводится силами этих двух строительных гигантов. «Группа ЛСР» как всегда предлагает своим покупателям жилье различных ценовых категорий, причем практически во всех районах города. Компания SetlGroup больше известна как застройщик жилья комфорт-класса с качественной внутренней отделкой. Вместе с ними не собираются сдавать свои позиции другие компании, также входящие в первую пятерку застройщиков – ЦДС, Эталон, Лидер-Групп.

Падение объемов в строительной отрасли напрямую связано также с оттоком мигрантов из-за пандемии коронавируса. Нехватка рабочих рук стала дополнительной причиной серьезного роста цен на жилую недвижимость. Как ни странно, но строительная отрасль не очень портит общие показатели Петербурга, поскольку ее вклад в валовый региональный продукт составляет всего около 4 процентов.

Оптимизм
На фоне провального 2020 года общие показатели в I квартале могли быть куда лучше. Но оптимизм умирает последним, многие уверены, что мы вернемся к прежней, доковидной жизни. Причем очень скоро.

«Один из важных показателей экономической активности — рост перевалки грузов. Объем услуг по транспортировке и хранению — 118% от уровня первого квартала 2020 года», — сообщила пресс-служба губернатора Александра Беглова.

К отраслям промышленности в Петербурге, которые в январе-марте 2021 года показали положительную динамику, можно отнести — производство одежды (+33,1%), текстильных изделий (26,8%), мебели (23,2%), лекарственных средств и материалов (19,9%), полиграфическая деятельность (15,2%), изделий из дерева и пробки (кроме мебели, 14,7%), компьютеров, электронных и оптических изделий (12,3%), а также автотранспорта (3,8%).
Постепенный рост промышленности и оптовой торговли в Санкт-Петербурге, а это в общем обороте организаций составляет больше 73 процентов, обеспечивает общую положительную динамику. Также рост прибыли в основных отраслях обеспечивает стабильное увеличение совокупной прибыли организаций Петербурга. А значит и динамику роста валового регионального продукта ВРП, для которого прибыль имеет решающее значение. По мнениям ведущих экспертов города, обрабатывающая промышленность – заводская основа Санкт-Петербурга – в ближайшее время полностью восстановится, потому что на практике потери оказались не такими уж большими, как ожидалось. «Обработка» вытянет «из болота» остальную промышленность города, а за ней – и всю экономику Петербурга.

Поделиться с друзьями